Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Грибы-грибочки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Грибы-гриьочки". Расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Грибы-грибочки" | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Грибы - грибочки».
Цель: расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения.
Образовательные области:
Приоритетная: «Познавательное развитие».
В интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- закреплять знания правил поведения в лесу;
- дать представления о некоторых съедобных и несъедобных грибах;
- побуждать сравнивать съедобные и несъедобные грибы;
- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
- обогащать активный словарь: грибница, грибники, споры, желчный гриб, лукошко;
- пополнять литературный багаж стихотворениями, загадками;
- развивать умение уместно использовать связную диалогическую и монологическую речь.
«Физическое развитие»
- способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координации движений, развитие мелкой моторики.
«Художественно – эстетическое развитие»
- развивать творческие способности детей, их воображение;
- развивать умение видеть красоту природы.
«Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе;
- совершенствовать игровые навыки детей;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Оборудование:
Для детей: шляпа грибника, картинки грибов, корзинка, белые кружочки, печенье.
Для воспитателя: экран, проектор, ноутбук, авторская мультимедийная презентация.
Конспект НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (3 минут) | |
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность. | Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность. |
1.1.Приветствие. | |
Цель: создать положительный настрой у детей. | Цель: установление зрительного, тактильного контактов. Участие в игре. |
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Читает стихотворение, и выполняют упражнения в соответствии с текстом. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимают. Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесём. | Дети встают в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом. (1 раз). |
- Ребята. Сейчас у нас осень. На улице с каждым дне становиться все холоднее, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. - Как приятно - тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется у всех нас на протяжении всего дня. | Дети прикасаются ладошками друг к другу. |
1.2.Мотивация. | |
Цель: заинтересовать детей; создать игровую мотивацию. | Цель: включиться в игровую ситуацию; осознать и принять поставленную задачу. |
- Ребята, сегодня наш повар-Светлана Петровна решила приготовить вкусный грибной суп, но вот беда грибов у нее нет. Так как вы самые старшие в детском саду, Светлана Петровна просит нас сходить в лес за грибами. | |
- Ребята, поможем Светлане Петровне? | Ответы детей. |
1.3.Целеполагание. | |
Цель: формировать представление о предстоящей деятельности; активизировать детей на поход в лес за грибами. | Цель: отправиться в лес за грибами. |
- А можете ли вы пойти в лес сами, без взрослых? | - Нет. |
- Вы правы. Поэтому в лес вы пойдете сегодня со мной. | |
- Во что мы будем собирать грибы? | - В корзину. |
- Ребята, я понесу корзину, а вы беритесь за руки и цепочкой пойдем по извилистой тропинке в лес. | Берут друг друга за руки. |
1.4.Актуализация знаний детей. | |
Цель: закрепить правила поведения в лесу. | Цель: вспомнить правила поведения в лесу. |
- Пока мы идем, напомните, как нужно вести себя в лесу? | - Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на грибы, не повредить муравейники и т.д. |
Этап 2. Основная часть (22 минуты) | |
Цель этапа: дать представление о некоторых съедобных и несъедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения. | Цель этапа: познакомиться со съедобными и несъедобными грибами; принять участие в сборе грибов. |
- Вот, ребята, мы и пришли в лес. | |
Экран открывается. Слайд №1 – «Избушка и Лесовичок» | |
- Ребята, смотрите здесь чья-то избушка. Хотите узнать, кто в ней живет? | |
- На лесной опушке В маленькой избушке Поживает старичок, Старичок-Лесовичок. Много дел у старичка, Старичка-Лесовичка. День-деньской он всё хлопочет, Лес красивым сделать хочет. Если детки в лес идут, Старичок наш тут как тут: Всё в лесу покажет, Обо всём расскажет. | |
- Здравствуй, Старичок-Лесовичок! Мы пришли в лес, чтобы собрать грибы. Пожалуйста, помоги нам. | |
- Лесовичок, зовет нас на полянку. Проходите и садитесь. | Дети садятся на палас возле экрана. |
Слайд №2 - «Полянка с грибами» | |
- Ребята, посмотрите, сколько на этой полянке грибов. | |
- Старичок-Лесовичок нам сейчас расскажет о грибах, которые растут в лесу. | |
Беседа о съедобных грибах. | |
Цель: дать представление о некоторых съедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения. | Цель: послушать рассказ о грибах. |
- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. | |
Слайд №3 – «Схема гриба» | |
- Посмотрите, что есть у грибов? | - Ножка и шляпка. |
- Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом. | |
- Давайте посмотрим поближе, какие грибы расту в лесу. | |
Слайд №4 – «Белый гриб» | |
- Белый гриб растет под елкой, Любит прелые иголки. Загляни под елку смело – Там растет грибочек белый! | |
- Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов. | |
Слайд №5 – «Лисички» | |
- А вот еще один съедобный гриб. Он называется лисичка, потому что похож на лису. Как вы думаете, почему? | - Похож по цвету. |
Слайд №6 – «Опята» | |
- Нет грибов, дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу! | |
- Знаете, как называются эти грибы? | - Опята. |
- Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Они небольшого размера, на тонкой ножке с «юбочкой» и коричневой шляпкой с чешуйками. | |
Слайд №7 – «Подосиновик» | |
- А эти грибы всегда растут под деревом – осиной, поэтому называются подосиновики. Посмотрите, какие у этих грибочков симпатичные небольшие красные шапочки и крепкие ножки. | |
Слайд №8 – «Подберезовик» | |
- Есть еще гриб – подберезовик. Как вы думаете, возле какого дерева он растет? | - Под березой. |
Экран закрывается. | |
- Все эти грибы съедобные. Как вы думаете, почему их так называют? | - Потому что их можно есть. |
- Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда. | |
- Кроме этих грибов в лесу еще много съедобных грибов, но о них вам расскажем в следующий раз. | |
- А сейчас, ребята, Старичок-Лесовичок, приглашает нас поиграть. | |
С помощью считалочки воспитатель выбирает грибника и дает ему шляпу – отличительный знак. Вот поляночка лесная, Здесь съедобные грибы. Всех в игру я приглашаю, Мы играем, водишь ты! | |
Игра «Грибник и грибочки» | |
Цель: профилактика утомляемости детей. | Цель: развитие внимания и быстроты реакции. |
«Грибник» (выбранный считалочкой ребенок) и «грибочки» (остальные дети) приседают, «грибы» держат руки над головой, изображая шляпки. Звучит быстрая музыка, «грибы» убегают в разные стороны, «грибник» ловит их. Игра повторяется 2-3 раза. | Играют в игру. |
- Старичок-Лесовичок зовет нас снова на полянку. Присаживайтесь. | |
Беседа о ядовитых грибах. | |
Цель: дать представление о некоторых несъедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения. | Цель: рассмотреть ядовитые грибы. |
- Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете? | Ответы детей. |
- Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные (ядовитые) грибы. Давайте узнаем, как они выглядят. | |
Экран открывается. Слайд №9 – «Мухомор» | |
- Что это за гриб? | - Мухомор. |
- Какого цвета у мухомора шляпка? | - Красная с белыми точками. |
- А ножка? | - Тонкая, белая с юбочкой. |
- Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя! | |
- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. | |
Слайд №10 – «Бледная поганка» | |
- Вот еще ядовитый гриб – бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у нее неприятный. | |
- Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные, вот как эти – ложные опята. | |
Слайд №11 – «Ложные опята» | |
- Ложные опята отличаются яркой шляпкой, желтой или красной, без чешуек. У ложных опят нет «юбочки» на ножке как у настоящих съедобных опят. | |
Слайд №12 – «Желчный гриб» | |
- Желчный гриб, тоже относится к ядовитым грибам. Он имеет толстую подушковидную шляпку, её цвет бывает золотистого или рыжего с серым оттенком. | |
Экран закрывается. | |
- Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. | |
- Старичок-Лесовичок хочет напомнить нам еще правила сбора грибов. | |
Слайд №13 – «Привила сбора грибов» | |
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес; 2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса; 3. Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не покрытая листвой; 4. Не собирать грибы у проезжей части; 5. Собирать только известные грибы; 6. Не срывать старые и очень маленькие грибы; 7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу. | |
- Ребята, а сейчас Старичок-Лесовичок прощается с нами и разрешает нам собрать грибы на его полянке. | |
Экран закрывается. | |
Игра «Что в лукошко мы берем?» | |
Цель: упражнять детей различать съедобные и несъедобные грибы. | Цель: собрать грибы. |
Воспитатель подводит детей к полянке с грибами. | Дети собирают съедобные грибы, а ядовитые оставляют. |
- Ребята, давайте посмотрим, нет ли в корзине среди съедобных грибов ядовитые. | Проверяют собранные грибы. |
- Вот и набрали мы грибов. Нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за руки и идем за мной. | Берут друг друга за руки. |
Этап 3. Заключительная часть (5 минуты) | |
- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Прошу встать всех в круг. | Дети встают в круг. |
3.1.Подведение итогов. | |
Цель: уточнение уровня достижения детьми целей и задач, получение обратной связи, активизация словаря. | Цель: получить положительную оценку своей деятельности. |
- Ребята, где мы сегодня были? - Какая цель была нашего похода в лес? - Выполнили мы ее? - Ребята, что для вас было самым интересным и удивительным в лесу? - А что для вас было трудным в нашем путешествии? | Ответы детей. |
3.2.Рефлексия. | |
Цель: выявить отношение детей к путешествию; определить эмоциональное состояние детей к концу деятельности. | Цель: выразить свое отношение к оказанной помощи. |
- Ребята, вам понравилось собирать грибы? | |
- А сейчас я предлагаю вам взять по белому кружочку. Если вам легко и интересно было в лесу, тогда прикрепите этот кружочек на мухомор. Если же вы столкнулись с трудностями, и вам было неинтересно в лесу, тогда кружочек прикрепите на белый гриб. | Дети выполняют задание. |
3.3.Сюрпризный момент. | |
Повар: - Ребята, вы собрали для меня грибов? - Какие вы молодцы. - Вы, наверное, устали? - Поэтому, пока вы были в лесу, я испекла вам печенье в виде грибочков. - Угощайтесь мои помощники. | Ответы детей. Угощаются печеньем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"
Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...
Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»
: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...