" Барышня Капуста"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект по познавательному развитию детей  "Барышня Капуста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx648.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                               

 

Актуальность

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.    Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Он построен по принципу развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности взрослых и детей.

Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в

образовательный процесс.

І. Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский. 

Сроки проведения: долгосрочный

Участники проекта: дети,  воспитатели, специалисты, родители.

Цель проекта: Формирование у дошкольников 5-7 лет исследовательских интересов, повышение познавательной и речевой активности в рамках экологической деятельности  в союзе с педагогами и родителями.  

Задачи:

 1.Формировать представления о выращивании капусты на территории огорода детского сада;

2.Развивать исследовательский интерес детей; развивать интерес к планированию работы по посадке, уходу и сбору капусты.

3. Обогатить, активизировать словарь детей:  тяпка, полоть, удобрять, сорняки, ростки. Развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь воспитанников.

4. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых на огороде.

5. Расширить представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты в дневнике наблюдений.

6. Развивать познавательные способности детей

7. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

  8.  Формировать культуру общения в системе « педагог – ребенок»,  « ребенок- ребенок»,  « ребенок – родитель».

Воспитательные:

  • Знакомить детей с овощами.
  • Прививать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
  • Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Образовательные:

  • Развивать познавательные способности детей.
  • Активировать словарный запас дошкольников.
  • Развитие навыков связной речи.
  • Учить делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи.
  • Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память...) при       совместной и индивидуальной деятельности.
  • Развивать творческие способности.

Предполагаемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
  • пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности,
  • сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь;
  • умение устанавливать связи между разными видами труда;
  • освоение приемов и способов экспериментирования;
  • развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования продуктов;
  • творческое самовыражение детей.
  • закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях , формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности
  • взаимодействие с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • введение в группе нового праздника, привлекая  родителей, педагогов, детей, специалистов.

Формирование мотива к предстоящей деятельности по модели трёх вопросов

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Капуста это овощ

Почему она бывает разной

Спрошу у взрослых.

Капуста растёт в огороде

Как и когда сажают капусту в землю, продолжительность роста.

Спрошу у взрослых.

Наблюдение, труд, беседы, опыты.

Капуста это еда

Какие блюда из капусты готовят

Спрошу у родителей.

Капусту выращивают люди

Как капуста появилась в России

Прочитаем в энциклопедии

Капуста полезна

В чём польза капусты, её свойства

Спрошу у взрослых.

Опыты, эксперименты

Капусту убирают осенью

Как правильно её хранить

Прочитаем в книге.

Некоторые слова, используемые в обиходе по теме капуста

Новые слова употребляемые в речи в процессе выращивания картофеля

В процессе выращивания капусты

Продукты проекта:

Выставка рисунков «Овощи на столе».

Сборник стихов, пословиц, загадок, сказок о капусте.

Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр.

Конспекты НОД с детьми.

Музыкальный праздник «Сбор урожая»

                Выставка поделок из капусты.

                Создание альбома кулинарных блюд из капусты.

                Сценка: «Спор овощей».

                Музыкальное развлечение «Капустные посиделки»

Этапы работы над проектом.

Проект «Барышня Капуста» реализуется в ІV этапа

Этапы проекта

Деятельность педагога, специалистов

Деятельность детей и родителей

Іэтап-подготовительный

Формируют проблему (цель).

Ставят задачи.

Составляют план работы (мероприятий)

Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты.

Вводит проблемную ситуацию, персонажей.

Определяет продукты проекта.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

ІІ этап-

практический

Создают условия.

Планируют и организуют  деятельность.

Направляют и контролируют осуществление проекта.

Оказывают практическую помощь.

Сбор фотоматериала.

 Изготовляют дидактические игы. Составляют мнемотаблицы «Капуста».

Подбирают пальчиковые, подвижные игры, физ.минутки.

Составляют картотеку опытов с капустой.

Подбирают стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о капусте, полезные советы – странички для здоровья.

Объединение детей  в рабочие группы.

Распределение работы.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

Сбор информации, оформление стендов, создание выставок.

Знакомство  детей с кулинарными рецептами, привлечение детей к приготовлению блюд из капусты дома. Деятельность поваров, приготовление разнообразных блюд из капусты

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Проведение праздника урожая.

Анализ, выводы по реализации проекта

Оформление опыта работы

Участие в мероприятиях.

Рефлексия, вопросы к детям по реализации проекта.

ІV этап-

презентационный

Презентация проекта педагогам. Презентация продуктов проекта родителям: книга рецептов блюд из капусты, сборник стихов, пословиц, загадок, сказок о капусте, картотека пальчиковых дидактических и подвижных игр, физ.минуток. Выставка рисунков и поделок.

Музыкальное развлечение «Капустные посиделки»

Помогают оформлять выставку продуктов проекта.

Реализация проекта:

Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к продуктам питания.

Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель - дети - родители.

Мой  проект строился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций ,игр.

Свою работу я  построила по следующей системе:

  1. Подбор педагогической и детской литературы,  Д.Толстой «В огороде нашем пусто»

  1. Разработка пособий  

 3.  Экскурсии.

  1. На кухню

DSCF1199.JPGDSCF1202.JPGDSCF1193.JPG

  1. В зооуголок «Любительница капусты»

20161122113551.jpg                   20161122114311.jpg                     

20161122114204.jpg

  1. На огород «Соберём мы урожай»

DSCF0942.JPG                        DSCF0947.JPG

   

DSCF0949.JPG                        DSCF0954.JPG

  1.     Беседы.        

  1. «Капуста – кладовая витаминов». Расширять знания детей о полезных свойствах капусты, развитие связной речи.

4.Использование ИКТ:

Презентации по теме «История хлеба» («Хлебобулочные изделия КАФЕ «САМОВАР»; «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай! », «Хлеба к обеду в меру бери»).

5. Занятия  (НОД)познавательного цикла:

  1. «Родина капусты». Дать знания детям о том, где впервые вырастили капусту, отметить на  карте,  объяснить почему назвали «капуста».
  2. «Сто одёжек и все без застёжек». Познакомить детей со строением капусты, уточнить знания детей о разновидностях капусты и её свойствах.
  3. «Вся капуста хороша». Закреплять знания детей о разновидностях капусты, о её свойствах, уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах.

       Художественно –эстетического цикла:

  1. Аппликация «Поможем маме сварить борщ». Учить детей составлять композицию, закреплять форму, цвет.
  2. Аппликация «Сто одёжек и все без застёжек».Учить детей передавать форму, развивать эстетическое восприятие ,учить красиво располагать изображение на листе.
  3. Аппликация «Матушка Капуста».

Продолжать отрабатывать умение детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей капусты. Развивать координацию движения обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

  1. Рисование «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» .Учить передавать форму цвет капусты,закрепить технические навыки рисования.
  2. Рисование «Консервируем на зиму».
  3. Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом. «Лесные просторы»

Познакомить с новой техникой рисования - рисования капустным листом. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. Развивать навыки общения и речь. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения капустным листом.

  1. Лепка «Капуста» Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края круга, разные размеры и толщина круга.
  2. Лепка «Отгадай загадку и вылепи отгадку». Учить передавать форму цвет капусты, закрепить технические навыки лепки.

  1. Чтение и обсуждение:

  1. В.Суслов «Осенью»; У.Рашид «Почему картошка – картошка, а капуста – капуста»

7. Просмотр мультфильмов         «Пирожок», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».

8. Пословицы , поговорки ,загадки и сказки о капусте (развиваем речь  рассуждение)

Пословицы про капусту

  • Капуста из куста, густа, да невкусна.
  • Сажая капусту, приговаривают: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь густая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!»
  • Ел-ел капусту, а в брюхе все пусто.
  • Поехал в Крым по капусту.
  • Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят.
  • Помяни репу, чтоб дали капусты!
  • Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.
  • Хлеб да капуста лихого не попустят.
  • В чужом огороде капусту садить (о чужих делах заботиться).
  • Заговляюсь на хрен, на редьку да на белую капусту.
  • Капусту не густу, щи пожди, а хлеб да каша давно не наша.
  • Пропал как капустный червь.
  • В одном кармане пусто, в другом капуста.
  • Языком капусты не шинкуют.
  • Ешь капусту, да не мели попусту!
  • Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне.
  • От червей на капусте по концам гряды садить крапиву.
  • Капуста не пуста, сама летит во уста.
  • Сея капусту — пересыпать зерна из руки в руку, иначе уродится не капуста, а брюква.
  • Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.
  • Капусты в четверг не садят, чтоб черви не поточили.
  • Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.
  • Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь.
  • Не суйся к капусте, еще как припустят.
  • Червь капусту съедает, а сам прежде пропадает.
  • Капустой пригоже, а солью укусно.
  • В хваленой капусте много гнилых кочней.

Поговорки про капусту

  • Капуста не пуста, сама летит во уста.
  • Капусту садить, не разиня рот ходить.
  • Капуста любит воду да хорошую погоду.
  • Ни один рот без капусты не живет.
  • Сажая капусту приговаривают: не будь пустая, будь густая; не будь голенаста, будь пузаста; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, а будь велика.
  • Капусту садить — спине досадить.
  • Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.
  • Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая — в листьях сгниет.
  • Капуста из куста густа, да невкусна.
  • Капуста лучше пуста: хоть ести невозможно, да в брюхе не порожно!
  • Без капусты животы пусты.
  • Без капусты щи не густы.

Сказка про Капусту

Есть сказочный город такой - Огород.
Овощной и фруктовый живет там народ.
В городе том жила дева одна.
Капустой звалась… Добра и смела.

Всем помогала старушкам:
Моркови, Свекле, Петрушке,
И дедушке Кабачку 
Всегда принесет табачку.

В общем, жили они, не тужили…
Но тут вдруг небо затмили
Огромные крылья птицы-
Захотела она подкрепиться.
Приземлилась она в Огород,
Напугала фруктовый народ.

Началась беготня, суета, 
Все бегут, не зная куда.
Овощи на дерево залезли,
Фрукты с дерева в землю полезли…

Все подумали: «Всё, пропали!»
И чтоб никого не склевали,
Листьями все прикрылись -
Вот так все дружно скрылись!

Только Капуста не испугалась – 
Одна в Огороде осталась.
Горожанам решила помочь –
Отогнать эту птицу прочь! 

Подошла она к птице этой.
И сказала ей по секрету, 
Что рядом большое поле
И еды там будет поболее,
Червяков и зерна там много,
Чтоб летела своею дорогой.

Посмотрела птица вокруг,
Овощей не увидела вдруг, 
Фрукты тоже куда-то исчезли.
И решила она, что полезней
Полететь на место другое.
А точней - на соседнее поле.

Только она из виду скрылась, 
В Огороде все зашевелилось. 
Вылезли все горожане: 
Огурцы, кабачки, баклажаны,
Морковки, свекла, томаты,
Яблоки, вишня и мята.

Все Капусту благодарят,
Храброй деве одежку дарят.
Все овощи, фрукты хотят
Увидеть на ней свой наряд.

Не стала она никого обижать
Все одежки одела, пошла танцевать,
Крутилась, вертелась со всеми в кругу,
Да так, что одежки сплелись в одну.

Теперь так и ходит Капуста всегда
На ней сто одежек и все – без замка!

Загадки

Круглая, большая, с грядки,

  Белая, со вкусом сладким,

  Щей наваристых душа

  И в салате хороша!…(Капуста)

Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке...(Капуста)

Круглый овощ в огороде

Он одет не по погоде
Из него наварим щей
С этим овощем сытней…(Капуста)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка...(Капуста)

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,
Целый день на животе
нежится на грядке…(Капуста)

Голова  - на ножке,

Зелены одёжки.
Сколько их - не сосчитать!
Может - десять, может - пять!
Нарастают густо!
Что это?..(Капуста)


9.Экспериментально-исследовательская деятельность 

  1. «Семена капусты под лупой». Дать знания детям о том , что внутри семечка находится ядро и из него  прорастает росток.

DSCF1244.JPG                                    DSCF1243.JPG         

Овощи

  1.  «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту». Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме, о способах заготовки капусты.

DSCF1225.JPG          DSCF1228.JPG       

              DSCF1230.JPG         DSCF1234.JPG

10.

Игры

Дидактические

  1. Игра «Овощное домино».  Расширять знания детей об овощах.

        DSCF1205.JPG                                          DSCF1207.JPG

  1. Игра «Чудесный мешочек».  Развивать тактильные ощущения, речь детей.

  1. Игра «Овощной магазин». Уточнить знания детей, что овощной магазин - это магазин , в котором продают овощи.

  1. Игра «Найди по описанию». Учить детей выделять характерные признаки капусты.

  1. Игра «Собери картинку». Учить детей собирать разрезную картинку, затем описывать изображение

  1. Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки капусты, определяя по вкусу свежая или квашеная капуста.

  1. Игра «Загадай – ка ». Учить детей придумывать загадки по опорной     схеме (круглая, зелёная, большая, твёрдая, хрустящая, сочная –капуста)

  1. Игра «Кто назовёт больше блюд». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используется капуста.

DSCF1239.JPG      DSCF1241.JPG

Сюжетно – ролевые

  1. Игра «Поварёнок»

Подвижные

  1. Игра «1,2.3 к капусте беги». Упражнять в быстром беге, развивать быстроту реакции.
  2. Игра «Варим борщ». Развивать быстроту реакции, закреплять знания об овощах
  3. Игра «Ты катись, катись капуста». Развивать быстроту реакции, закреплять знания детей об овощах.
  4. Игра «Собери капусту в мешки». Развивать ловкость.
  5. Игра «Заяц и капуста»

11.  Работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Полезные блюда для ваших детей»
  2. Консультация для родителей «Этот удивительный овощ капуста»
  3. Посиделки с родителями «Капустник»
  4. Стенгазета «Кто откуда , а мы с дачи»
  5. Конкурс поделок «Овощная Осень»
  6. Конкурс «Лучший рецепт блюд из капусты»

IMAG0364.jpg              IMAG0365.jpg            IMAG0367.jpg

G:\20180821_065143.jpg              G:\20180821_065352.jpg           G:\20180821_065445.jpg

  1. Папка – передвижка для родителей  «Ребёнок на огороде»
  2. Памятки для родителей  «Полезная капустка»

Обсуждение результатов проекта;

Рефлексия: - Что нового узнали?-

-А, что будет дальше? Что нового еще хотите узнать?

Проведение занятия – развлечения с использованием презентации на тему «Барышня капуста».

Итоговое мероприятие  «Капустные посиделки» (квашение капусты)

Литература.

1. Всё обо всём. Мир вокруг нас. Издательство «Астрель»

2. Дошкольное воспитание №12 2007г.

3. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»

4. О. С. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений».

5. Природа вокруг нас. Л. Б. Поддубная. Издательство творческий дом «Корифей», 2008г.

6. Стихи и рассказы о растительном мире. О. Е. Громова Издательство «Творческий центр» 2007г.

7. Читаем, учимся, играем В. Г. Смелова Издательство ТЦ «Сфера», 20007г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сказка про аиста и капусту устарела

Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...

Сценарий конкурса красоты и творчества "Сударыня капуста"

Данный сценарий направлен на решение задач гражданского воспитания детей дошкольного возраста и не только, при  комплексно - тематическом планировании, тема "Овощи". Отражает специфику деятельнос...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...