" Барышня Капуста"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект по познавательному развитию детей "Барышня Капуста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 648.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Данный проект предназначен для детей старшего возраста. Он построен по принципу развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности взрослых и детей.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в
образовательный процесс.
І. Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.
Сроки проведения: долгосрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Цель проекта: Формирование у дошкольников 5-7 лет исследовательских интересов, повышение познавательной и речевой активности в рамках экологической деятельности в союзе с педагогами и родителями.
Задачи:
1.Формировать представления о выращивании капусты на территории огорода детского сада;
2.Развивать исследовательский интерес детей; развивать интерес к планированию работы по посадке, уходу и сбору капусты.
3. Обогатить, активизировать словарь детей: тяпка, полоть, удобрять, сорняки, ростки. Развивать лексико-грамматические средства языка и связную речь воспитанников.
4. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых на огороде.
5. Расширить представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты в дневнике наблюдений.
6. Развивать познавательные способности детей
7. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.
8. Формировать культуру общения в системе « педагог – ребенок», « ребенок- ребенок», « ребенок – родитель».
Воспитательные:
- Знакомить детей с овощами.
- Прививать навыки коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
- Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Образовательные:
- Развивать познавательные способности детей.
- Активировать словарный запас дошкольников.
- Развитие навыков связной речи.
- Учить делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи.
- Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память...) при совместной и индивидуальной деятельности.
- Развивать творческие способности.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности,
- сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь;
- умение устанавливать связи между разными видами труда;
- освоение приемов и способов экспериментирования;
- развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования продуктов;
- творческое самовыражение детей.
- закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях , формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности
- взаимодействие с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
- введение в группе нового праздника, привлекая родителей, педагогов, детей, специалистов.
Формирование мотива к предстоящей деятельности по модели трёх вопросов
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Капуста это овощ | Почему она бывает разной | Спрошу у взрослых. |
Капуста растёт в огороде | Как и когда сажают капусту в землю, продолжительность роста. | Спрошу у взрослых. Наблюдение, труд, беседы, опыты. |
Капуста это еда | Какие блюда из капусты готовят | Спрошу у родителей. |
Капусту выращивают люди | Как капуста появилась в России | Прочитаем в энциклопедии |
Капуста полезна | В чём польза капусты, её свойства | Спрошу у взрослых. Опыты, эксперименты |
Капусту убирают осенью | Как правильно её хранить | Прочитаем в книге. |
Некоторые слова, используемые в обиходе по теме капуста | Новые слова употребляемые в речи в процессе выращивания картофеля | В процессе выращивания капусты |
Продукты проекта:
Выставка рисунков «Овощи на столе».
Сборник стихов, пословиц, загадок, сказок о капусте.
Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр.
Конспекты НОД с детьми.
Музыкальный праздник «Сбор урожая»
Выставка поделок из капусты.
Создание альбома кулинарных блюд из капусты.
Сценка: «Спор овощей».
Музыкальное развлечение «Капустные посиделки»
Этапы работы над проектом.
Проект «Барышня Капуста» реализуется в ІV этапа
Этапы проекта | Деятельность педагога, специалистов | Деятельность детей и родителей |
Іэтап-подготовительный | Формируют проблему (цель). Ставят задачи. Составляют план работы (мероприятий) Подбирают, изготавливают материал, пособия, атрибуты. Вводит проблемную ситуацию, персонажей. Определяет продукты проекта. | Вхождение в проблему. Принятие цели, задач. Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов. |
ІІ этап- практический | Создают условия. Планируют и организуют деятельность. Направляют и контролируют осуществление проекта. Оказывают практическую помощь. Сбор фотоматериала. Изготовляют дидактические игы. Составляют мнемотаблицы «Капуста». Подбирают пальчиковые, подвижные игры, физ.минутки. Составляют картотеку опытов с капустой. Подбирают стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о капусте, полезные советы – странички для здоровья. | Объединение детей в рабочие группы. Распределение работы. Формирование специфических знаний, умений и навыков. Сбор информации, оформление стендов, создание выставок. Знакомство детей с кулинарными рецептами, привлечение детей к приготовлению блюд из капусты дома. Деятельность поваров, приготовление разнообразных блюд из капусты |
ІІІ этап- оценочно-рефлексивный | Проведение праздника урожая. Анализ, выводы по реализации проекта Оформление опыта работы | Участие в мероприятиях. Рефлексия, вопросы к детям по реализации проекта. |
ІV этап- презентационный | Презентация проекта педагогам. Презентация продуктов проекта родителям: книга рецептов блюд из капусты, сборник стихов, пословиц, загадок, сказок о капусте, картотека пальчиковых дидактических и подвижных игр, физ.минуток. Выставка рисунков и поделок. Музыкальное развлечение «Капустные посиделки» | Помогают оформлять выставку продуктов проекта. |
Реализация проекта:
Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к продуктам питания.
Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель - дети - родители.
Мой проект строился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций ,игр.
Свою работу я построила по следующей системе:
- Подбор педагогической и детской литературы, Д.Толстой «В огороде нашем пусто»
- Разработка пособий
3. Экскурсии.
- На кухню
- В зооуголок «Любительница капусты»
- На огород «Соберём мы урожай»
- Беседы.
- «Капуста – кладовая витаминов». Расширять знания детей о полезных свойствах капусты, развитие связной речи.
4.Использование ИКТ:
Презентации по теме «История хлеба» («Хлебобулочные изделия КАФЕ «САМОВАР»; «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай! », «Хлеба к обеду в меру бери»).
5. Занятия (НОД)познавательного цикла:
- «Родина капусты». Дать знания детям о том, где впервые вырастили капусту, отметить на карте, объяснить почему назвали «капуста».
- «Сто одёжек и все без застёжек». Познакомить детей со строением капусты, уточнить знания детей о разновидностях капусты и её свойствах.
- «Вся капуста хороша». Закреплять знания детей о разновидностях капусты, о её свойствах, уточнить форму, цвет, размер, вкус, сочность, запах.
Художественно –эстетического цикла:
- Аппликация «Поможем маме сварить борщ». Учить детей составлять композицию, закреплять форму, цвет.
- Аппликация «Сто одёжек и все без застёжек».Учить детей передавать форму, развивать эстетическое восприятие ,учить красиво располагать изображение на листе.
- Аппликация «Матушка Капуста».
Продолжать отрабатывать умение детей вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей капусты. Развивать координацию движения обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.
- Рисование «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» .Учить передавать форму цвет капусты,закрепить технические навыки рисования.
- Рисование «Консервируем на зиму».
- Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом. «Лесные просторы»
Познакомить с новой техникой рисования - рисования капустным листом. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. Развивать навыки общения и речь. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения капустным листом.
- Лепка «Капуста» Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края круга, разные размеры и толщина круга.
- Лепка «Отгадай загадку и вылепи отгадку». Учить передавать форму цвет капусты, закрепить технические навыки лепки.
- Чтение и обсуждение:
- В.Суслов «Осенью»; У.Рашид «Почему картошка – картошка, а капуста – капуста»
7. Просмотр мультфильмов «Пирожок», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».
8. Пословицы , поговорки ,загадки и сказки о капусте (развиваем речь – рассуждение)
Пословицы про капусту
- Капуста из куста, густа, да невкусна.
- Сажая капусту, приговаривают: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь густая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!»
- Ел-ел капусту, а в брюхе все пусто.
- Поехал в Крым по капусту.
- Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят.
- Помяни репу, чтоб дали капусты!
- Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан.
- Хлеб да капуста лихого не попустят.
- В чужом огороде капусту садить (о чужих делах заботиться).
- Заговляюсь на хрен, на редьку да на белую капусту.
- Капусту не густу, щи пожди, а хлеб да каша давно не наша.
- Пропал как капустный червь.
- В одном кармане пусто, в другом капуста.
- Языком капусты не шинкуют.
- Ешь капусту, да не мели попусту!
- Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне.
- От червей на капусте по концам гряды садить крапиву.
- Капуста не пуста, сама летит во уста.
- Сея капусту — пересыпать зерна из руки в руку, иначе уродится не капуста, а брюква.
- Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.
- Капусты в четверг не садят, чтоб черви не поточили.
- Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.
- Кабы на Тарасовой голове да капуста росла, так был бы огород, а не плешь.
- Не суйся к капусте, еще как припустят.
- Червь капусту съедает, а сам прежде пропадает.
- Капустой пригоже, а солью укусно.
- В хваленой капусте много гнилых кочней.
Поговорки про капусту
- Капуста не пуста, сама летит во уста.
- Капусту садить, не разиня рот ходить.
- Капуста любит воду да хорошую погоду.
- Ни один рот без капусты не живет.
- Сажая капусту приговаривают: не будь пустая, будь густая; не будь голенаста, будь пузаста; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, а будь велика.
- Капусту садить — спине досадить.
- Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.
- Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая — в листьях сгниет.
- Капуста из куста густа, да невкусна.
- Капуста лучше пуста: хоть ести невозможно, да в брюхе не порожно!
- Без капусты животы пусты.
- Без капусты щи не густы.
Сказка про Капусту
Есть сказочный город такой - Огород.
Овощной и фруктовый живет там народ.
В городе том жила дева одна.
Капустой звалась… Добра и смела.
Всем помогала старушкам:
Моркови, Свекле, Петрушке,
И дедушке Кабачку
Всегда принесет табачку.
В общем, жили они, не тужили…
Но тут вдруг небо затмили
Огромные крылья птицы-
Захотела она подкрепиться.
Приземлилась она в Огород,
Напугала фруктовый народ.
Началась беготня, суета,
Все бегут, не зная куда.
Овощи на дерево залезли,
Фрукты с дерева в землю полезли…
Все подумали: «Всё, пропали!»
И чтоб никого не склевали,
Листьями все прикрылись -
Вот так все дружно скрылись!
Только Капуста не испугалась –
Одна в Огороде осталась.
Горожанам решила помочь –
Отогнать эту птицу прочь!
Подошла она к птице этой.
И сказала ей по секрету,
Что рядом большое поле
И еды там будет поболее,
Червяков и зерна там много,
Чтоб летела своею дорогой.
Посмотрела птица вокруг,
Овощей не увидела вдруг,
Фрукты тоже куда-то исчезли.
И решила она, что полезней
Полететь на место другое.
А точней - на соседнее поле.
Только она из виду скрылась,
В Огороде все зашевелилось.
Вылезли все горожане:
Огурцы, кабачки, баклажаны,
Морковки, свекла, томаты,
Яблоки, вишня и мята.
Все Капусту благодарят,
Храброй деве одежку дарят.
Все овощи, фрукты хотят
Увидеть на ней свой наряд.
Не стала она никого обижать
Все одежки одела, пошла танцевать,
Крутилась, вертелась со всеми в кругу,
Да так, что одежки сплелись в одну.
Теперь так и ходит Капуста всегда
На ней сто одежек и все – без замка!
Загадки
Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким,
Щей наваристых душа
И в салате хороша!…(Капуста)
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке...(Капуста)
Круглый овощ в огороде
Он одет не по погоде
Из него наварим щей
С этим овощем сытней…(Капуста)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка...(Капуста)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
нежится на грядке…(Капуста)
Голова - на ножке,
Зелены одёжки.
Сколько их - не сосчитать!
Может - десять, может - пять!
Нарастают густо!
Что это?..(Капуста)
9.Экспериментально-исследовательская деятельность
- «Семена капусты под лупой». Дать знания детям о том , что внутри семечка находится ядро и из него прорастает росток.
- «Обучались мы искусству, квасить свежую капусту». Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме, о способах заготовки капусты.
10.
Игры
Дидактические
- Игра «Овощное домино». Расширять знания детей об овощах.
- Игра «Чудесный мешочек». Развивать тактильные ощущения, речь детей.
- Игра «Овощной магазин». Уточнить знания детей, что овощной магазин - это магазин , в котором продают овощи.
- Игра «Найди по описанию». Учить детей выделять характерные признаки капусты.
- Игра «Собери картинку». Учить детей собирать разрезную картинку, затем описывать изображение
- Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки капусты, определяя по вкусу свежая или квашеная капуста.
- Игра «Загадай – ка ». Учить детей придумывать загадки по опорной схеме (круглая, зелёная, большая, твёрдая, хрустящая, сочная –капуста)
- Игра «Кто назовёт больше блюд». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используется капуста.
Сюжетно – ролевые
- Игра «Поварёнок»
Подвижные
- Игра «1,2.3 к капусте беги». Упражнять в быстром беге, развивать быстроту реакции.
- Игра «Варим борщ». Развивать быстроту реакции, закреплять знания об овощах
- Игра «Ты катись, катись капуста». Развивать быстроту реакции, закреплять знания детей об овощах.
- Игра «Собери капусту в мешки». Развивать ловкость.
- Игра «Заяц и капуста»
11. Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Полезные блюда для ваших детей»
- Консультация для родителей «Этот удивительный овощ капуста»
- Посиделки с родителями «Капустник»
- Стенгазета «Кто откуда , а мы с дачи»
- Конкурс поделок «Овощная Осень»
- Конкурс «Лучший рецепт блюд из капусты»
- Папка – передвижка для родителей «Ребёнок на огороде»
- Памятки для родителей «Полезная капустка»
Обсуждение результатов проекта;
Рефлексия: - Что нового узнали?-
-А, что будет дальше? Что нового еще хотите узнать?
Проведение занятия – развлечения с использованием презентации на тему «Барышня капуста».
Итоговое мероприятие «Капустные посиделки» (квашение капусты)
Литература.
1. Всё обо всём. Мир вокруг нас. Издательство «Астрель»
2. Дошкольное воспитание №12 2007г.
3. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»
4. О. С. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений».
5. Природа вокруг нас. Л. Б. Поддубная. Издательство творческий дом «Корифей», 2008г.
6. Стихи и рассказы о растительном мире. О. Е. Громова Издательство «Творческий центр» 2007г.
7. Читаем, учимся, играем В. Г. Смелова Издательство ТЦ «Сфера», 20007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сценарий конкурса красоты и творчества "Сударыня капуста"
Данный сценарий направлен на решение задач гражданского воспитания детей дошкольного возраста и не только, при комплексно - тематическом планировании, тема "Овощи". Отражает специфику деятельнос...
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:"Дымковская барышня". Роспись дымковской барышни.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе....