Проектная деятельность
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проектная деятельность в средней группе "Не обижайте муравья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_obizhayte_muravya.docx | 784.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Не обижайте муравья»
(с детьми средней группы)
По доминирующей деятельности: познавательный, практико-ориентированный.
По времени проведения: краткосрочный.
Вид проекта: образовательный.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проблемы
В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обитатели живой и неживой природы: звери, растения и деревья, птицы, насекомые. Проблема воспитания экологически бережного отношения к природе, экологической культуры и осознанно-правильного экологического отношения к природным явлениям и объектам сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют их в своей жизни. Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Поэтому важно с дошкольного детства сформировать у детей ценностные ориентации в окружающем мире. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различных видах деятельности (отражать в игре, создавать творческие работы, ухаживать за животными и растениями, пропагандировать проблемы сохранения природы) .
Слушая рассказы детей, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о насекомых, а после очередной экскурсии по экологической тропе у детей появилось много вопросов о жизни муравьёв, ответы на которые мы вместе с детьми сталь искать в книгах, энциклопедиях. Так как дети больше всего заинтересовались муравьями, поэтому мы вместе с ними решили подобрать и изучить всё о муравьях.
Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и экологически бережного отношения детей к представителям мира насекомых - муравьям.
Задачи проекта:
1. Расширять кругозор детей о живой природе, углубить и систематизировать знания и представления о муравьях.
2. Воспитывать экологически бережное отношение к окружающей природе, к муравьям – как представителям мира насекомых.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности через экспериментирование, умение пользоваться разными источниками информации (книги, энциклопедии, Интернет, художественная и познавательная литература и др.) для отбора нужной информации, находить ответы на интересующие вопросы.
4. Развивать связную речь детей через заучивание и чтение стихотворений, составление рассказов и пересказов.
5. Развивать у детей творчество в художественно-эстетической и изобразительной деятельности (в лепке, рисовании, аппликации, ручном труде) .
6. Воспитывать у детей коммуникативные качества: умение договариваться, работать в подгруппах, помогать друг другу, оказывать взаимоподдержку, делиться находками, коллективизм.
Методика исследований
- чтение художественной литературы (стихотворения, энциклопедии, рассказы русских писателей) ;
- заучивание стихотворений;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- подбор и просмотр презентаций по теме;
- рассказывание познавательных рассказов;
- непосредственно образовательная деятельность по экологическому, познавательному, речевому развитию, художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
- игровая деятельность: дидактические и подвижные игры;
- домашнее творческое задание для детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
1. У детей расширится кругозор о муравьях, о среде их обитания, видах питания, их качествах (трудолюбии) .
2. У детей будет сформировано осознанно-правильное отношение к природе: желание оберегать муравьёв, они научатся беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.
3. У детей сформируем навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, сети Интернет, делиться информацией.
4. Будут сформированы навыки элементарного экспериментирования по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .
5. У детей будет развиваться связная выразительная речь, умение составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения.
6. В рамках работы над проектом у детей улучшатся изобразительные навыки в лепке («Муравейник»), в предметном рисовании (навыки штриховки, раскрашивания карандашами и кистью – «Раскрашиваем муравья», сюжетном рисовании, ручном труде (изготовление макета муравейника).
7. У детей будут развиваться коммуникативные качества: умение договариваться, делиться находками, помогать друг другу, навыки коллективизма.
Вся работа проходит через несколько этапов.
1 этап: Подготовительный
Мероприятия | Цель |
1. Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта. | Просвещать родителей по теме проекта, привлечь к участию в работе над проектом. |
2. Акция «Подари книгу детскому саду» (книга о насекомых) | Пополнить библиотеку группы книгами о насекомых. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. |
3. Подбор наглядно-демонстрационного мате-риала и оборудования: иллюстрации, фотографии, комплект игрушек «насекомые», лупы. | Создать условия для реализации проекта. |
4. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях. | Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми. |
2 этап: Основной
Мероприятия и содержание | Цели и задачи |
1. Беседа «Муравьи», «Жизнь муравьёв» (Приложение 1) | Выявить знания детей о насекомых и муравьях, вызвать познавательный интерес к теме «Муравьи». |
Д/упр. «Расставь картинки по порядку» Приложение 3 | Упражнять детей в составлении рассказа по картинкам. |
Составление схемы «Где и как узнаём о муравьях? » | Учить детей составлять схемы, пользуясь символами. |
Рассматривание иллюстраций и чтение произведений М. Пришвина «Пень –муравейник», Н. И. Сладкова «Жалейкин и муравьи» (Приложение 9) | Развивать у детей интерес к книгам о муравьях, развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на прочитанное. |
5. Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи». (Приложение 3) | Упражнять в нахождении глазами картинки, соответствующей тексту, развивать слуховое внимание. |
6.«Построй муравейник» (построить из травинок муравейник). | Упражнение на развитие мелкой моторики рук. |
7. Наблюдение за муравьями на экологической тропе. | Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. Дать детям обобщенное представление об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
8. Конструирование из природного и бросового материала. | Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для насекомых. Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок по теме проекта. |
9. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях. | Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми. |
10. Режиссёрские игры «Кто где живёт» с использованием набора насекомых. | Развивать самостоятельную театрально – художественную деятельность детей, умение променять раннее полученные знания в режиссёрской игре. |
11. Рисование «Муравьи».(Приложение 10) | Учить детей передавать характерные особенности муравья. |
12. Д/и «Угадай по описанию»(Приложение 3) | Научить составлять описательный рассказ. |
Беседа: «Легко ли быть муравьём»(Приложение 2) | Выяснить из личного опыта детей, что они знают о муравьях, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение муравья. |
14. Проведение цикла наблюдений за муравьями. (Приложение 5) | Развивать у детей исследовательские навыки. Расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях. Вызвать интерес к окружающему миру. |
15. Чтение стихотворения «Муравьиный терем» Т. А. Шорыгина. (Приложение 9) | Познакомить детей со стихотворением, вызвать желание его запомнить. |
16. Чтение произведения В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». (Приложение 8) | Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к насекомым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. |
17. Познавательное занятие «Муравей»(Приложение 3) | Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Расширить представление о муравьях через произведения В. В. Бианки. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое |
17. Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями. | Совместное творчество детей и родителей. |
18. Загадывание загадок «Угадай, кто это? » (Приложение 7) | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать развитию кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. |
19. Итоговое мероприятие Физкультурный досуг «Муравьишка-муравей, много у него друзей». (Приложение 4) | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Закрепить умения и навыки полученные на физкультурных занятиях. Способствовать развитию фантазии, творческого воображения, внимания. Воспитывать бережное отношение к разным представителям фауны, в частности - к муравьям. |
3 этап: Заключительный
Мероприятия и содержание | Цели и задачи |
1. Обработка и оформление материалов проекта. | Описание этапов проекта, оформление материалов проекта. |
2. Анализ результатов проекта | Анализ уровня познава-тельного развития детей, их кругозора по теме проекта, их художественно-изобразитель-ных навыков, участия родителей в реализации проекта. Анализ навыков педагога планировать, прогнозировать результаты, реализовывать и методически грамотно оформлять методическую разработку. |
3. Освещение проекта | Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами работы над проектом (на педагогическом совете). |
Результаты работы над проектом
1. У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, питании.
2. У детей появились элементы осознанно-правильного отношения к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.
3. У детей появились навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, делиться информацией, находками, оформлять простейшие презентации.
4. Дети научились делать элементарные опыты и эксперименты по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .
5. У детей стала более развитой связная речь: они научились составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, выразительно читать стихи.
6. В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, в предметном и сюжетном рисовании.
7. Дети стали более коммуникативными: они научились договариваться, делиться интересными находками, помогать друг другу.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
Приложение 8
В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил.»
Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
"Отдохну немножко - и вниз".
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут.
Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха.
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на
камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
"Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай".
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:
- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой,
задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во
весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем
росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле
отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу
Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все
восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как
Пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по
картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми
ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
- А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки
поставил.
- Влез?
- Ну влез.
- А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него, как
пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит.
Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там река: год по ней плыви - не
переплывешь. А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
- Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стойка, я
Водомерку кликну, будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
Да как припустит. Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по
воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.
- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес.
Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!
- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Все-таки послушался Водомера.
- Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.
- А ты где живешь?
- В муравейнике за лесом.
- Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
- Сел, что ли?
- Сел.
- А куда сел?
- На спину.
- Эх, глупый! Полезай на голову.
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине:
Разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит.
- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит:
"Уф, уф, уф!"
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. "Жжж! Тук-тук-тук!.." -
Поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.
"Жжж! Тук-тук-тук!" - несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес - и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.
- Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У
меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
- А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю.
Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь.
Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
- Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка
осталась, - не пустят меня домой ночевать.
- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
- Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была
намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все
длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы
закрывают.
Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы
кувырк - и домой.
Тут и солнышко зашло.
Песня «Про меня и муравья»
Муз. Е. Рушанского, сл. В. Степанова.
Приложение 1
Беседа «Муравьи»
Программное содержание: Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Оборудование: Картинки с изображением муравья, муравейника. Вырезанный из бумаги силуэт муравья.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.
Дидактическая игра «Самые-самые»
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.
Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.
Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусором. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).
Дидактическое упражнение «Расставь картинки по порядку»
Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.
Приложение 2
Жизнь муравьев
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Приложение 7
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро Целый день в траве скакал, (кузнечик) На вид, конечно, мелковаты, А вот малюсенький малыш, На плечах – соломинка. Его в очках не разглядишь, А он сильнее слоника. (муравей) Голубой аэропланчик На ромашку у ворот Опустился самолёт. Золотистые глаза, Кто же это? (Стрекоза) С утра жужжу, Кто на них руками машет- Нос и лоб зелёнкой мажет. А кто к ним не пристаёт- С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы) | Шевелились у цветка Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. Расту червяком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю. Не ем, не гляжу, Неподвижно лежу. Весной оживаю, Свой дом покидаю, На лугу порхаю. (Бабочка) Не жужжу, когда сижу, (жук) Его поймал я на цветке, я ж - же – … (жук) Я - пятнистая букашка, (Божья коровка) |
Приложение 3
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. П/и «Муравейник» Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети- «муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз. | Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
|
Схема «Муравейник в разрезе
Схема муравейника:
1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. «Солярий» - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.
6. «Хлебный амбар». Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. «Коровник», где муравьи содержат тлей.
10. «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
Приложение 9
М. Пришвин «Пень-муравейник»
Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и сохранившие прочную свою форму… Если. Однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранявшим обличие пня.
Н. И. Сладков «Жалейкин и муравьи»
Увидел Жалейкин плакат «Муравьи - друзья леса». Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.
А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался - дятлов жалел.
Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал!
«А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!»
Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена. Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!
Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.
- Что же ты, Жалейкин, наделал? - поймал его за ухо лесник. - Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника - надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики - беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!
Приложение 1
Беседа «Жизнь муравьев»
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью - так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью - ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
Вопросы по содержанию занятия:
1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10. Назовите врагов муравьев.
11. Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Приложение 5
Наблюдение за муравьями на прогулке
Цель – познакомить с муравьями их образом и условиями жизни.
Ход прогулки:
Наблюдение
Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – всё это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несёт. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают – и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать – пусть трудятся.
Художественное слово
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
Пальчиковая гимнастика «Улей» В. Волина
Вот маленький улей, где пчелы Дети сжимают пальчики в
Спрятались, никто их не увидит. кулак.
Вот они показались из улья, Отгибают по одному пальчику.
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
Подвижные игры:
«Жуки»: Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
«Змейка»: Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепрыгивать через препятствия.
Эстафета «Муравьи»
В лесу у пня
Суета, беготня,
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (Муравьи.)
Рядом с каждой командой лежат гимнастические палки в соответствии с количеством детей. По сигналу дети, стоящие первыми, берут одну палку, бегут к ориентиру — обручу и, положив в него свою палку, «строят муравейник»; обычным бегом возвращаются к своим командам и передают эстафету следующим, касаясь их плеча.
Наблюдение за муравьём
Цели: расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях; вызвать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он – работник настоящий,
Очень – очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые тёмные пни.
Из иголок высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
•Как выглядят муравьи?
•Как они передвигаются?
•Чем питаются?
•Как называется муравьиный дом?
•Из чего муравьи строят свой дом?
•Какие враги есть у муравьёв?
•Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравьях вы знаете?
Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравьёв сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи – великолепные строители. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Приложение 9
Наблюдение за муравейником на экологической тропе
Задачи: закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвои построит дом. (муравей.)
•Какую пользу приносят муравьи людям в лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
•Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, Муравьиха отгрызла себе крылья, и с тех пор живёт в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравьиный терем муравьи – солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи – хищники, уничтожают множество насекомых.
А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
Исследовательская деятельность
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
Ищем ответ на вопрос: почему муравьи не идут в наш муравейник?
Пословицы и поговорки про муравьёв
Муравью роса – ливень.
Самую злую змею может одолеть куча муравьев.
На муравейнике долго не усидишь.
Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
Муравей не по себе ношу тащит,
да никто спасибо не скажет,
а пчела по искорке носит,
да людям угождает.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности.
Т. А. Шорыгина «Муравьиный терем»
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Степанов Владимир Александрович «Про меня и муравья»
Нёс однажды муравей
Две травинки для дверей,
Вдруг ему навстречу кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто:
Он очень ма…, он очень ма…
Он маленького роста.
Закричал коту я: Брысь!
ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись!
И разбойничьи усы
Сразу спрятались в кусты.
В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Лев Толстой «О муравьях»
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.
Приложение 10
Рисование «Муравьи»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель читает:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Как приятно, как радостно
Со всеми здороваться!
Ветерок нам тихо подул,
Цветок нам нежно кивнул,
Гости мило подмигнули,
Нам улыбки подарили!
-Ребятки, я сегодня хочу вам рассказать о маленьком, но очень полезном насекомом. Послушайте, о ком идёт речь?
-Под пенёчком домик чей?
-Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли
А живут здесь – (муравьи).
-Молодцы, правильно! А вы хотите послушать сказку о маленьком и безобидном муравьишке?
Воспитатель рассказывает детям сказку о Муравье, который вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел Одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках.
- Да, я красив, как Солнце! С остальными разговаривать не желаю. Ты помнешь мои красивые лепестки, - и Одуванчик захлопнул цветок.
Помогла Муравью нежная и скромная Незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло.
Наутро, как только встало солнце, Муравей открыл глаза и увидел, что Одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Так он был наказан за свою гордость и зазнайство.
- Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем пе-ределать сказку. Пусть Одуванчик тоже будет добрым и пригласит Мура-вья к себе.
Дети сами придумывают конец сказки, будто все цветы на поляне приглашали Муравья к себе. (Спросить 3-4 детей)
- На лугу цветов очень много. А какие цветы вы знаете? (Дети перечисляют цветы, которые знают.) А ещё мы знаем много стихов о цветах. Почитайте их, пожалуйста. (Стихи о ромашке, одуванчике, фиалке, колокольчике и т д.) Они растут близко друг к другу, они укроют Муравья, словно большим, разноцветным, ароматным одеялом.
-Я предлагаю вам нарисовать муравьишку
-С чего начнём рисовать муравья?
-Правильно, сначала нарисуем небольшой овал с заострённым концом - это будет голова, овал маленький - первая часть туловища; боль-шой овал с заостренным концом - вторая часть туловища, тонкие лапки, усики, глаза. (Использование моделей)
-Каким цветом раскрасим муравья?
Работа детей. Поощрение, индивидуальная помощь.
Итог:
-Молодцы, сколько у нас в группе стало муравьишек! Целый муравейник. А муравьи так и снуют туда-сюда.
-Что-то в домик свой заносят, а из домика - выносят мелкие песчинки, разные крупинки.
Работяги муравьи целый день снуют и не устают!
-Молодцы, а ещё за муравьями и их работой мы понаблюдаем на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...