Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет. «Лес – наше богатство».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программа развития воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Это проблема может быть решена только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №1
«Организация непосредственной образовательной деятельности»
Выполнила:
Метелева Наталья Викторовна
Воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Сказка»
г. Покачи
Пояснительная записка.
«Леса - это не только украшение земли,
ее великолепный и удивительный наряд...
Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения.
Это - исполинские зеленые лаборатории,
вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли».
Л. ЛЕОНОВ.
Программа развития воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Это проблема может быть решена только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Современные дети мало общаются с природой, редко бывают в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить лес здоровым и красивым, дающим нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью я разработала конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности разработан в силу актуальности проблемы экологического образования детей и составлен в соответствии с ФГОС ДО, в рамках реализации рабочей программы группы детей 6-8 лет. Для проведения непосредственно-образовательной деятельности создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет.
«Лес – наше богатство».
Цель: сформировать у детей представление о значении леса в жизни человека (в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах).
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о лесе;
- объяснять причину исчезновения лесов (обратить внимание детей на экологически неграмотное поведение в лесу).
Развивающие:
- развивать внимание, умение мыслить логически, делать выводы и умозаключения;
- развивать фантазию;
- совершенствовать речь;
- систематизировать представления воспитанников о лесе как об экосистеме.
Воспитательные:
- вызывать интерес к предлагаемой детям деятельности;
- воспитывать бережное отношение к лесу.
Формы НОД:
- рассказ;
- беседа;
- демонстрация
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии сотрудничества;
- технология диалогового взаимодействия;
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово.
Игровые: игры.
Наглядные: рассматривание картинок, ИКТ.
Практические: изобразительная деятельность.
Атрибуты:
- глобус;
- презентация «Лес – наше богатство»
Оборудование:
- аудиоаппаратура.
Материал:
- листы бумаги, краски, кисти.
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми по темам: "Лес наше богатство", "Поговорим о лесе" , "Берегите лес!", "На что похожи листья?"
2. Чтение художественной литературы: И. Бунин "Листопад", И. Токмакова "Осенние листья", С. Погореловский "Здравствуй, лес!"
3. Исследовательская деятельность: "Значение воздуха для организма", "Значение леса", "Лес и человек".
4. Развивающие игры: - "В лесу", "Угадай дерево?", "Кто живет в лесу?", "Лесные животные".
5. Дидактические игры: "Найди отличия", "Познай лес", "Можно-нельзя", "С какой ветки детки?", "Четвертый лишний".
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: переключить внимания детей на предстоящую деятельность, создать благоприятный эмоциональный настрой.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.)
Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в необычное путешествие – в сказочный, волшебный лес.
(Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
II. Основная часть.
Цель: активизировать внимание и речевую деятельность детей.
1. Беседа «Лес в жизни человека».
Цель: продолжать формировать представления о лесе. Определить значение лесов в природе и жизни человека.
Педагог: Лес занимает большую часть территории суши. (Показывает на глобусе лесные массивы.) Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу. (Использование презентации "Лес - наше богатство").
Предполагаемые ответы детей : В хвойном лесу растут ель, сосна, кедр.
Педагог: Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу? (Использование презентации"Лес - наше богатство».)
Предполагаемые ответы детей: В лиственном лесу растут осина, береза, рябина. У них есть листочки.
Педагог: Правильно. А что такое лес?
Предполагаемые ответы детей: Лес — это место, где много деревьев.
Педагог: Лес состоит из большого количества различных деревьев, кустарников, трав и цветов. В нем как в многоэтажном доме живет много жильцов - зверей и птиц.
Педагог: Какие деревья растут у нас в лесу?
Предполагаемые ответы детей: в наших лесах растут осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина, кедр.
Педагог: Как называется лес, где растут разные деревья? (Использование презентации "Лес - наше богатство").
Предполагаемые ответы детей: Лес, где растут разные деревья, называется - смешанный лес.
Педагог: Как называется лес, где растут березы? (Использование презентации" Лес - наше богатство").
Предполагаемые ответы детей: Лес, где растут березы, называется - березовая роща.
Педагог: А где растут сосны? (Использование презентации "Лес - наше богатство").
Предполагаемые ответы детей: Сосны растут в сосновом бору.
Педагог: Подумайте и скажите, для чего нужен лес?
(Дети высказывают свои предположения).
Педагог: Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (например, при сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. (Использование презентации "Лес - наше богатство"). Как вы думаете, что еще дает нам лес?
Предполагаемые ответы детей: Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.
Педагог: Совершенно верно.
2. Чтение стихотворения С. Маршака «Праздник леса».
Цель: познакомить детей через литературное произведение, с важной ролью леса для человека.
(Один ребенок из группы читает стихотворение наизусть).
С. Маршак «Праздник леса».
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль -
Странствовать
по морю
в бурю и штиль.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья -
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
и тетрадь.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.
Чащу,
Где белка
скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
стучат.
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, -
Вот, что сажаем
в сегодняшний день.
3. Беседа «Лес нужен всем».
Цель: формировать у детей представления о лесе, как природной кладовой для человека и уютном доме для диких животных. Воспитывать ценностное, ответственное отношение к природе.
Педагог: Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.
Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день – Всероссийский день посадки леса. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце – все это природа. Человек – часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного – чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. (Использование презентации "Лес - наше богатство"). А теперь давайте поиграем.
4. Игра «Можно – нельзя».
Цель: формировать экологически безопасное поведение детей в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Педагог: Мы сейчас встанем в круг, я буду называть действия, которые совершают люди в лесу и бросать мяч. У кого окажется мяч, тот должен сказать, можно это делать или нельзя.
Педагог: Дети:
- ломать деревья и ветки - нельзя
- сажать деревья - можно
- топтать на лугах цветы - можно
- ходить по тропинкам - можно
- рвать много цветов - нельзя
- любоваться цветами - можно
- оставлять мусор в лесу - нельзя
- собирать мусор в яму и закапывать его - можно
- разжигать костры в лесу - нельзя
- беречь лес от пожара - можно
- шуметь в лесу - нельзя
5. Игра «Что было бы, если из леса исчезли…».
Цель: развивать речь, дать представление о том, что все лесные жители связаны друг с другом.
Педагог: Я предлагаю поиграть еще в одну игру «Что было бы, если из леса исчезли…». (На доске изображение леса с его обитателями и растениями, педагог предлагает по очереди убирать животных и растения). Дети должны ответить на вопрос что бы произошло с остальными жителями, если бы исчезли птицы, насекомые, пропали ягоды, грибы и так далее.
(Дети высказывают свои предположения, делают вывод).
Педагог: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. (Использование презентации "Лес - наше богатство").
Педагог: Ребята предлагаю вам отдохнуть. Встаем в круг и повторяем за мной.
6. Физкультминутка « Мы в лесу».
Цель: Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
7. Беседа «Целебные растения».
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что почти все лесные растения целебные?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Педагог: Назовите, какие целебные растения вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Береза, рябина, мать-и-мачеха.
Педагог: Не зря говорят, что лес излечит, обогреет, накормит.
8. Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете».
Цель: Познакомить через литературное произведение с взаимосвязью всего живого.
(Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».)
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
без чудищ нелепых
и даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
и кто делает яд!
Плохие дела
у Кошки без Мышки,
у Мышки без Кошки
не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
запомнить должны!
Педагог: А теперь давайте еще поиграем. Предлагаю игру на внимание.
9. Игра "Будь внимателен".
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях.
Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением обитателей леса. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, какого изображения не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.
10. Самостоятельная работа.
Цель: закрепить полученные знания.
Педагог: Сейчас я предлагаю изобразить на бумаге свои впечатления о лесе и все ваши рисунки мы разместим на выставке к Всероссийскому дню посадки леса. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и приступайте к работе.
(Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.)
III. Заключительная часть.
Цель: закрепить полученные знания через беседу, обменяться впечатлениями о проведённом занятии.
Педагог: Молодцы ребята, у вас получились очень красивые рисунки. Ребята скажите, почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
1-й ребенок: Лес - зеленый наряд нашей земли.
2-й ребенок: Лес – дом животных и птиц.
3-й ребенок: Лес – наше богатство.
4-й ребенок: Лес – красота нашей природы.
Педагог: Ребята, что вы узнали из нашей беседы?
Предполагаемые ответы детей: Лес нужно беречь, охранять, высаживать деревья.
Педагог: Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.
Сюрпризный момент.
Цель: поощрить детей за проделанную работу, создать хорошее настроение, оставить приятные воспоминания о занятии.
Каждый из детей получает памятку "Берегите лес!", рассматривает ее и делится впечатлениями.
Список источников:
Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
Используемая литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание детей. - Воронеж, 2012.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология. - Воронеж, 2014.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - Санкт-Петербург.: Детство-Пресс,2013.
4. Шорыгина Т. А. Деревья Какие они?. - Москва 2008.
Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/samoanaliz-zanjatija-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe.html
http://chudo-kit.ru/стихи/стихи-о-лесе/3062-2013-04-18-20-07-54
http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/les-hvoynyy-listvennyy-foto-video-kartinki
http://www.chistylist.ru/stihotvorenie/pro-vseh-na-svete/zahoder-b-v http://www.liveinternet.ru/community/4707634/post221606084/
_________________________________ Н. В. Метелева
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет.
«Лес – наше богатство».
Воспитатель: Метелева Н. В.
г. Покачи 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей подготовительного к школе возраста.
Занятие включает всебы несколько этапов. Целью является :"Знакомство с принципами системы раздельного сбора мусора и его утилизации"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642729-1434261037.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности: «Богатство нашей планеты Земля»
опыты с воздухом в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-621730-1430049091.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939724-1502973168.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Зимний букварь»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133406-1351505054.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Лес - наше богатство"
Конспект по зкологии для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей 6-7 лет Тема: «Юные спасатели»
ЦЕЛЬ.Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)....