НОД "Экскурсия по Москве" ( в старшей группе в ДОУ)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Паршина Светлана Анатольевна

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_moskve.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Познание

Тема: «Экскурсия по Москве»

Цель: развивать познавательный интерес детей к истории и  культуре России; закреплять навыки диалогической речи;  обогащать словарный запас детей («столица, достопримечательности, Кремль, «Москва белокаменная», названиями архитектурных сооружений); познакомить детей  с пословицами и стихами о Москве; воспитывать в детях патриотические чувства к Родине.

1.Организационный момент

Дети располагаются на ковре.

- А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни.

(воспитатель включает детям отрывок из песни «Я иду шагаю по Москве» )

- Ребята, узнали эту мелодию? О чём эта песня? (о Москве)

-Послушайте небольшое стихотворение о Москве:

Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины –…. (МОСКВА)

- Сегодня мы с вами будем продолжать говорить о Москве.

2. Конструирование автобуса из стульев.

- Я предлагаю вам совершить экскурсию по Москве.

- На чём же нам можно отправиться в путешествие? (останавливаемся на автобусе)

- Давайте построим автобус из стульев.

(включаю песню «Москва златоглавая», дети имитируют  движение в автобусе)

3. Экскурсия по городу Москве

А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям

Москвы.

 - Что такое достопримечательность? ( Достопримечательность - это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. Это самые интересные места в городе)

- Первая остановка - Московский Кремль.  Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль - это значит крепость, в которой есть высокие стены и башни, для защиты города от врагов.  ( 1 картинка)

-Сначала Кремль был построен из дерева. Частые пожары разрушали его. (2 картинка)

-В 15веке был построен Кремль из Красного Кирпича. Но все называли Москву белокаменной, почему? (потому что все постройки белили известью)  (3 картинка)

Спустя многие века известь осыпалась и мы видим, что современный Кремль - красного цвета. Его построили из красного кирпича (4 картинка)

- А это - главная башня Кремля – Спасская. Давайте  рассмотрим её.

- Какого цвета башня? (красно-оранжевого)

- Какой формы стены? (прямоугольной)

-На что похожи зубцы стен? (на букву М) 

- Из каких фигур состоит башня? (прямоугольника, квадрата, треугольника)

- Что находится на вершине башни? (рубиновая звезда)

- Что ещё находится на башне? (большие часы).

- Как они называются? (Куранты)

- Какой они формы? (круглой).

Эти часы самые точные, по ним вся страна проверяет время.

-Вы слышали бой курантов? Давайте послушаем ещё раз. (слушаем бой курантов)

Красная площадь – главная площадь страны.

На ней проходят праздники и военные парады. (6 картинка)

- Одной из достопримечательностей Московского Кремля является Покровский собор или как его ещё называют храм Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия русскими воинами города Казань. Перед храмом находится памятник Минину и Пожарскому, которые возглавили восстание русского народа и изгнали поляков из Москвы. (7 картинка)

С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. По стране разъезжали отряды польских панов. За­хватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. Ей угрожала потеря государ­ственной независимости.

Начали формиро­ваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Выбрали  известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайлови­ча Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию поляков и выгнали их из Кремля.  Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

В память о патриотической деятельно­сти Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен па­мятник работы скульптора И. П. Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Ми­нину и князю Пожарскому благодарная Россия».

- На Красной площади мы увидим Царь – пушку. Как вы думаете, почему её так назвали?

(для защиты столицы царь задумал создать такое оружие, которое бы наводило панический страх на противника. В результате в 1586 году русским мастером из чугуна была отлита пушка, превосходившая по размеру все оружие, существовавшее в то время.

Поэтому её и назвали Царь- пушкой. Правда из этой пушки никогда не стреляли.) (8 карт)

- А это Царь – колокол! Он очень большой и очень тяжёлый! (картинка 9)

- Кто знает, что с ним произошло?

( Царь – колокол отлили по приказу императрицы Анны. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. В это время в Кремле случился пожар. Во время его тушения, на раскалённый колокол попала вода и он раскололся. Именно этот осколок колокола стоит рядом. Поэтому этот колокол то же никогда не звонил.)

И Царь - колокол и Царь - пушка – это памятники русским мастерам.

-А теперь мы с вами покидаем Красную площадь.

Следующая остановка – станция Спортивная.

Физкультминутка «Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

     Звонко песни распеваем. ля-ля-ля

Впереди течет река,

В небе солнце, облака.

Как грибы, дома растут,

Есть деревья там и тут.

В этом городе живут

Все Москва его зовут!

-Продолжаем нашу экскурсию.

Следующая станция – Останкинская башня. (10 картинка)

-Вы знаете для чего она нужна? (отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и других стран. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране».)

- Едем дальше.

- Станция – Большой театр – это главный театр страны.  (11 картинка)

 Театр оперы и балета.

-  Что такое опера? ( спектакль, в котором поют)

- А балет? (спектакль, в котором танцуют)

Артисты этого театра гастролируют со своими спектаклями по всему миру.

- Остановимся на станции – Московский зоопарк     (12 картинка)

Этому зоопарку более 150 лет.

- В его коллекции представлены 1132 вида животных.  Которые содержатся в хороших условиях.

- Едем дальше.

- Следующая остановка – знаменитый цирк на Цветном бульваре. (13 картинка)

Там работал самый известный клоун нашей страны – Юрий Никулин. Перед театром стоит железный памятник Юрию Никулину. Люди часто фотографируются около этого памятника.

- Артисты цирка выступают практически во всех известных цирковых жанрах. Ребята, а люди каких профессий работают и выступают в цирке? (жонглёры, дрессировщики, иллюзионисты, гимнасты, клоуны.)

- Вот уже наступает вечер. И мы с вами попадаем в вечернюю Москву. 

Посмотрите как много огней в этом городе.

- Москва – это большой город? (Да – это самый большой и красивый город нашей страны. В нём проживает более 12 миллионов человек. Есть поговорка – «Кто в Москве не бывал — красоты не видал».)

- Наши ребята знают стихи о Москве

Дети читают выученные стихи

4. Рефлексия и анализ.

- Вот и закончилась наша экскурсия.

     - Вам понравилась  экскурсия по Москве?

А вы можете продолжайте путешествовать по Москве вместе со своими мамами, бабушками, дедушками. Гуляйте по Москве, узнавайте что-то новое, полезное, интересное…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День рождения Москвы" для старшей группы детского сада.

На занятии дети знакомятся со своей Родиной - городом Москва. Разговор идет о Кремле, его защите и о победах русского народа....

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....

Конспект НОД в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».

Конспект НОД в старшей группе«Москва – столица нашей Родины, сердце России,Герб Москвы»....

Конспект в старшей группе «Москва – столица нашей Родины, сердце России, Герб Москвы».

Расширить представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом Росс...