Конспект занятия по нравственно — патриотическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенова Валентина Сергеевна

Расширение знаний детей о Родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Какие народы живут в России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, калфак, малица,  чак-чак, строганина.

Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.

Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

                    На карте мира не найдёшь

                    Тот дом, в котором ты живёшь.

                    И даже улицы родной

                    Ты не найдёшь на карте той,

                    Но мы всегда с тобой найдём

                    Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия

Рассматривание карты России.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна,  сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?

Дети: это праздники, игры

Воспитатель: Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Фестиваль национальных культур»  

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха

Воспитатель: А у татарского народа есть праздник посвященный  окончанию посевных работ. Как он называется?

Дети: Сабантуй

Воспитатель: А у хантов  самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Посвящён медведю.

Воспитатель: А чем славится узбекский народ?

Дети: Гостипреимством, чаепитием (чайхана) восточными базарами.

Воспитатель: У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру « Продаем горшки»

Физминутка: Звучит татарская музыка, дети играют в игру.

Воспитатель: У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

Дети: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.

Воспитатель: Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

Дети: На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.

Воспитатель: А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали  золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.

Воспитатель: Вы уже знаете где мы с вами живем?

Дети:Россия

Воспитатель: А какие коренные жители населяют нашу страну?

Дети: россияне

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

Ребёнок читает стихотворение.

                    В день солнечный июльский –

                    Цветы, цветы вокруг!

                    Красив язык мой русский,

                    Как этот летний луг.

                    Иду тропинкой узкой –

                    Деревья до небес!

                    Могуч язык наш русский,

                    Как этот русский лес.

                    И в радости, и в грусти –

                    Он всякий час со мной,

                    Родной язык мой русский,

                    Как Родина родной!

Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?

Дети:Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда

Воспитатель: Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.

Рассматривание изделий народных промыслов

Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

Дети: блины

Воспитатель: У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины.

Дети: страганина

Воспитатель: Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.

Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?

Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.

Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

                    Берегите Россию,

                    Нет России другой.

                    Берегите её тишину и покой,

                    Это небо и солнце,

                    Этот хлеб на столе,

                    И родное оконце

                    В позабытом селе!

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...