Проект " Я- исследователь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мотолыгина Анна Александровна

Проект " Я- исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx17.67 КБ
Файл proekt_volshebnitsa_bumaga.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад

с. Первая Ханенёвка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

 «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Воспитатель

Мотолыгина А.А.

с. Первая Ханенёвка

2018 год

Актуальность: В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательской деятельность Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. Я считаю что достичь данной цели возможно при помощи применения в своей работе именно  проектно-исследовательской деятельности.Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.

Практическая значимость:

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,  своей стране. Ведущая педагогическая идея - повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Инновационный характер представленного опыта

Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в  окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

 Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Так как соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность, мы поставили следующую цель:

·         формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

Нами были поставлены следующие задачи:

·         создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;

·         расширять представления детей об окружающим мире;

·         научить планированию, поиску и умению делать выводы;

·         создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

·         вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

 

В своей работе я отдаю предпочтение краткосрочным проектам

Моей задачей  является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Проводя свои занятия в детском саду, мы с детьми  формулируем тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования, дети сами находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Для меня также важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.

Важным также считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение  к продукту своей деятельности

 Для реализации данной работы  было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для  проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности.

Для  успешного решения поставленных задач совместно с родителями  была создана образовательная среда, в которую вошли  центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения,) иллюстрации, схемы, Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.

После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию.

Мы разработали картотеку опытов и экспериментов для осуществления  различных проектов

Так  для проекта « Волшебница вода» разработана серия экспериментов: « Водяной насос», «Торнадо», « Таяние льда», « Водяное ядро», « Спираль воды».

Для проекта « Волшебное солнце» : « Как много тепла поступает в твою комнату от солнца». « Солнце греет воду», Белый свет и солнце». « Спектр», « Погода в кострюле» « Как работает солнечная печь» и т,д

Наряду с традиционными методами и  приемами  в своей работе мы решили использовать метод макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе  мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно.  Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

(Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад

с. Первая Ханенёвка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Экспериментально-исследовательская деятельность.

Проект

«Волшебница бумага»

«Я — исследователь»

Участник:

Глухов Александр

Руководитель:

Мотолыгина Анна Александровна

воспитатель

Экспериментально-исследовательская деятельность.

Проект «Волшебница бумага» «Я — исследователь»

Воспитатель: Мотолыгина А.А.

 МБДОУ « Детский сад с. Первая Ханенёвка»

Экспериментально-исследовательская деятельность. Проект «Волшебница бумага» «Я — исследователь»

Глухов Александр Сергеевич 6 лет

Одна из наиболее эффективных форм воспитательно -образовательной работы с детьми в ДОУ -проектная деятельность. Мы разработали познавательно-исследовательский проект вместе с детьми, что позволило узнать им много нового, интересного.

Провели разные опыты, эксперименты. Этот проект : во — первых, позволил ребятам почувствовать себя исследователями, во — вторых, проектный метод позволил объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Формирование настоящего общества детей, родителей и воспитателей- самый важный результат обучения на проектной основе.

Наш проект называется: «Волшебница бумага»

Цель исследовательской работы:

Изучить способ получения бумаги в домашних условиях из старых газет.

Задачи:

1. Узнать, какую опасность несет уничтожение лесов?

2. Старые газеты для изготовления бумаги.

3. Нарисовать листовки для детей «Сердце дерева», рассказать им о бережном отношении к живой природе, лесам.

4. Изготовление книги из новой бумаги.

Методы исследования:

1. Посмотреть познавательный мультфильм.

2. Прочитать в книге.

3. Найти в интернете.

4. Спросить у взрослых (родителей, воспитателей)

Введение: 

Добрый день! Меня зовут Глухов Саша я хожу в детский сад с. Первая Ханенёвка.

Не секрет, что все дети любят рисовать, резать, клеить, и на всё это нужна бумага. И мне стало интересно, а откуда вообще появилась бумага, кто её придумал, можно ли сделать бумагу дома или её делают, только на заводах? Я спросил всё это у воспитателя, и мы решили провести собственное исследование и узнать ответы на все мои вопросы.

Вместе с воспитателем  в библиотеке мы подобрали нужные нам книги и журналы. В них было много интересного, например мы узнали , что первым изобретателем бумаги оказались некоторые виды ос, а человек подсмотрел и сделал свою бумагу, при Петре 1 появилась первая российская бумага ( 1716 г), потом мы смотрели мультики « Фиксики- спасение деревьев», в результате я понял, что на изготовление бумаги вырубаются наши леса и с этим нужно что –то делать.

И мы решили начать работу по спасению леса с нашего детского сада, с нашего села. Я подумал, что если подарить бумаге вторую жизнь, мы сохраним леса. В детском саду мы нарисовали листовки « Сердце дерева»,сделали с воспитателями буклеты и открытки на тему «  Сохраним дерево» , « Помоги природе выжить», мы раздавали их всем жителям села, детям в школе,   провели акцию « Сдай макулатуру – спаси дерево» мы ходили по домам собирали макулатуру, все были рады нам помочь  собрать как можно больше ненужной бумаги, тем самым сохранить хотя бы несколько деревьев. Я теперь знаю, что 60 кг газет сохранит 1 большое дерево.  А если постоянно каждому человеку, организации не выкидывать, не сжигать, а сдавать в пункты приёма макулатуры мы можем сохранить целые леса, а это наш с вами воздух, а значит – жизнь.

А потом с Анной Александровной мы занялись экспериментом,  созданием  бумаги в домашних условиях  из старых газет. На экране показано как мы это делали. Мне это так понравилось,  я думал, что я настоящий волшебник ведь из старых газет у меня получилась настоящая бумага. Из неё вместе с детьми мы сделали книжку и несколько открыток теперь это самая моя любимая и дорогая книжка.

Это грустно и печально.

В каждом листике бумаги

Слышен сердца стук прощальный.

Сердце дерева в бумаге –

Поскорей очнитесь, люди!

Если вы не прекратите,

Сгинет лес, и вас не будет!

Моя гипотеза подтвердилась, бумагу можно делать из старых газет.

Тем самым сохранив леса.

Гипотеза:

Я предположил, что, если подарить бумаге вторую жизнь, мы сохраним леса.

Основная часть:

Экспериментальная деятельность «Бумага своими руками».

Для эксперимента нам понадобились: старые газеты, тазик, блендер, горячая вода, марля, тканевые салфетки, клеёнка.

Сначала я порвал на маленькие кусочки газетные листы, и положил их в тазик. Анна Александровна залила порванную бумагу горячей водой, мы вместе размешали и оставили ее постоять один день, чтобы она размякла. На следующий день мы эту массу взбивали блендером. Это воспитатель делала сама, потому блендер — это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности. Наша бумага превратилась в кашицу. На газету и марлю выложила бумажную смесь тонким слоем.

Бумажной смеси предал форму будущей бумаги, аккуратно разгладил, бумажной салфеткой или кусочками газеты нужно убирать лишнюю жидкость, затем нужно положить будущую бумагу под пресс и подсушить несколько дней.

Через несколько дней бумага высохла. У нас получилась необычная бумага. Из своей бумаги я с Анной Александровной сделал альбомчик. На первой страничке я нарисовал дерево.

Вывод:

Поставленная мною гипотеза была доказана – с помощью эксперимента можно получить бумагу в домашних условиях, тем самым дав ей вторую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...

Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов  «Я-исследователь!2018г» Тема проекта: «Секреты пуговицы»...