Проект "От семечка до деревца"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых. Предназначен для реализации с детьми старшего возраста в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_semechka_do_derevtsa.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 "Рощица"
«От семечка до деревца»
(проект)
Выполнила: воспитатель Калашникова Ю.Р.
Мысковский городской округ
2016
Содержание
1. Введение..............................................................................................
-Аннотация проекта..........................................................................
-Анализ ситуации .................................................................................
-Постановка проблемы.........................................................................
-Цель, задачи...........................................................................................
-Участники проекта..................................................................................
-Сроки реализации...................................................................................
2. Этапы реализации проекта...............................................................
-Взаимодействие с родителями............................................................
-Ожидаемые результаты проекта............................................................
-Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов.....................................................................................................
-Перспективы дальнейшего развития проекта......................................
-Литература...............................................................................................
-Приложения............................................................................................
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Введение
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Вид проекта: исследовательский, детско-родительский.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что нет такого дерева как дуб. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы вырастить дубочки?» С помощью родителей мы нашли желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из желудя - дуб», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о дубе, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет он живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Цели и задачи проекта
Цель: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
2. Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
3. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба.
5. Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
6. Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: 9 месяцев
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (1 неделя)
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы, мультипликационных и видеофильмов.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных.
- Чтение литературных произведений, просмотр мультипликационных фильмов, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, картин.
- Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей), «Правила поведения в парке, лесу»
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков.
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о дубе и других деревьях.
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить желуди?», «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Создание предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями.
2 этап - основной (1 месяц)
На этом этапе используются методы и формы организации детской деятельности, которые затрагивают все пять образовательных областей, согласно ФГОС ДОУ.
План действий
Действие | Сроки |
Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях и о дубе в частности?», "Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой". Рассказ воспитателя "Дуб - лесной долгожитель". Рассматривание альбома «Деревья». Д/и "Угадай, какой наш дом?", "Кто где живет?", "К названному дереву - беги!", "Лесник", "Найди дерево по семенам". Просмотр обучающих видеофильмов. Чтение энциклопедий. Рассматривание иллюстраций "Деревья нашего края". Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. "Раскрась осенние листья". Экскурсия в парк. Посадка желудей дуба в детском саду. Просмотр развивающего видеофильма для детей «Как из желудя вырос дуб». Проведение исследования. Фиксирование результатов исследования в дневнике. | Сентябрь |
Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа «О деревьях». Д/и «С какого дерева плоды и листья?», "Назови лиственные деревья. Назови хвойные деревья". «С какого дерева плоды и листья?». Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». Составление рассказов о березе, рябине, дубе, с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Д/и «Что где растет». Соедини рисунок со словом. Поручение «Полив росточков». Фиксирование результатов исследования в дневнике. | Октябрь |
Просмотр мультфильмов. Чтение стихотворений: Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну». Д/и «Что сначала, что потом?» Развитие графических навыков. «Как падают осенние листья?» Игра– имитация «Дерево». Поручение «Полив росточков». | Ноябрь |
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Наблюдения за деревьями зимой. Лепка коллективная «Могучий дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева». Д/и "Разложи по порядку". Слушание: Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина». | Декабрь |
Рисование с натуры «Ветка дуба». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги». Пальчиковая гимнастика: «Елка». Сказка-кроссворд "Жил-был дуб". Игра « Добрые слова». Игра «С какого дерева плоды и листья?». | Январь |
Пересадка саженца в горшок. Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья». Просмотр обучающих видеофильмов. Фиксирование результатов исследования в дневнике. Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле». Дидактическое упражнение «Набери желудей». Игра «Что где растет». | Февраль |
Чтение стихотворений Н.Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник". Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (совместно с родителями). Исследование - «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями). Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдения. | Март |
Беседа по картине «Посадим дерево». "Наблюдения за деревьями весной". Наблюдение за ветками березы и дуба, поставленных в воду. Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдения. Конструирование: «Экологические знаки» (совместно с родителями). Чтение стихотворений В. Берестов «Где было пустое место…», Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб». Речевая игра "Дуб — это..." | Апрель |
Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща». Беседы: «Свойства древесины», «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Игра «Что сначала, что потом?» Экологическая игра "Если бы я был дубом…" Посадка саженцев деревьев на территории детского сада. | Май |
Практическая часть:
Тема: «Как в домашних условиях можно из желудя вырастить росток дуба».
Выполнили исследование: Прохоренко Ярослав, Коневич Варвара, Калашникова Юлия Руслановна (воспитатель).
Гипотеза: если дома создать условия максимально приближенные к природным, то наверняка желудь может дать пригодный к жизни росток.
Условия выращивания дуба:
❖ крепкие тёмно-коричневые желуди;
❖ водный раствор марганцовокислого калия, для обработки желудей от бактерий и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;
❖ вода для поддержания влаги;
❖ песок и земля, для посадки в цветочный горшок.
Проведение исследования:
Для проведения опыта мы отобрали самые крепкие тёмно-коричневые желуди. Промыли семена в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы желудей, затем замочили их в тёплой воде. Подготовленные семена замачивали несколько дней, меняя воду ежедневно. За этот период семена набухли. Желуди поместили на влажную салфетку и каждый день следили, чтобы она была влажной. Было интересно, что показалось из-под скорлупы: стебель или корень? Оказалось, что сначала появляется корень. Когда желуди проросли, мы поняли, что семена пора высаживать. Мы взяли цветочные горшочки, насыпали в него землю, заготовленную с огорода летом, и посадили пророщенные семена. Полили сверху водой. Через 2 недели из земли появился первый росток. Еще через неделю дубок подрос и выпустил первые свои листочки.
Горшок с саженцами поставили среди других цветов на солнечный свет. На протяжении периода созревания мы поддерживали влажность, поливая и проверяя семена. Все наблюдения мы фиксировали в дневнике наблюдений.
Весной, когда наступят дни потеплее мы высадим дубки на территорию нашего детского сада и станем наблюдать за их ростом.
Гипотеза о том, что вырастить дубы в домашних условиях возможно, подтвердилась.
Цель нашей проектной работы достигнута.
Взаимодействие с родителями
- Помочь детям посадить дома желудь дуба.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (1 неделя)
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка рябины», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
- Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Ожидаемые результаты и продукты проекта:
- Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада или около дома.
- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
- Выставка творческих работ.
- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
Итоговое мероприятие
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
-Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
-Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
-Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
-У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
-Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Литература
1. Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
2. Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
3. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Москва, «Карапуз», 2010.
6. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001. – 128 с.: ил.
7. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд, испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
9. Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево». – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил.
10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
11. Шишкина В.А. Прогулки в природу: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий музыкального развлечения по экологии "Чудо семечко"
развлечение для старших и подготовительных групп десткого сада по экологии...
"От семечка до семечка"
Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности...
"От семечка до семечка"
Данный альбом создан после проведения с детьми ряда бесед с элементами труда, наблюдений за растениями с изготовлением дневников наблюдений, а так же фиксацией результатов с помощью фотосъ...
Раз семечко, два семечко
Конспект занятия по познавательному направлению для подготовительной к школе группы....
От семечка к семечку
Проект...
Экологический проект "От семечка к семечку".
Целью проведения мной проекта было: показать детям как развивается растение из семечка, что помогает растению расти и развиваться, как оно дает новые семечки для дальнейшего размножения. А также...
Проект "От семечки до семечки"
Проект среднесрочный познавательно - исследовательский....