Проект "Мы - гидрометеорологи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по экологическому воспитанию
Тема проекта: «Мы гидрометеорологи»
Автор проекта:
Воспитатель высшей категории Шинкаренко Т.В.
Участники проекта:
Высоких Сергей, Черепанова Александра, Молоков Никита, Петелин Михаил, Пинчук Арина, Норкин Константин.
Вид проекта:
информационно – исследовательский.
База проекта:
МАУДО «Детский сад №5»
Срок реализации:
Долгосрочный (октябрь - декабрь)
Формы и методы реализации проекта:
Формы:
Образовательная деятельность, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы:
игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Пояснительная записка.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике;
- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Предполагаемый результат:
- дети узнают
- о значении погоды в жизни человека
- о метеорологии, как науки;
- о профессии метеоролога;
- — о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
- — о метеоприборах;
- дети смогут
- — использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
- — делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов
Формы работы по проекту:
- Беседы
- Наблюдения в природе
- Книга народных примет
- Опыты-эксперименты
- Чтение художественной литературы
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Слушанье музыки
- Работа с родителями
Блоки:
- слушанье музыки – звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру
- опыты-эксперименты –
- Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»
- Опыт с водой – «Делаем дождь»
- сюжетно-ролевая игра «Диктор прогноза погоды»
- работа с родителями – домашние задания на выходные «Узнай погоду в Ялуторовске и составь рассказ о погоде в выходные».
Этапы работы
- подготовительный этап
- основной (практический)
- итоговый
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- беседы –
«Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
«Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями
«Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
«Что такое компас?»
Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом
«Откуда дует ветер?»
Цель: знакомство с флюгером
«Какие бывают термометры»
Цель: уточнять знания о термометре воздуха
«Чем измерить силу ветра?»
Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра
«Для чего нужен барометр?»
Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним
«История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа на метеостанции (улица)
Цель:
- закрепление знаний о метеоприборах;
- выработать навыки использования приборов метеостанции (ежедневная работа на метеостанции);
- учить работать с пиктограммами, обозначающими состояние погоды (работа с листом наблюдений и показаний);
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определѐнной последовательности:
- наблюдают за небом и облачностью
- с помощью ветромера дают относительную оценку силы ветра
- с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
- измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
- определяют температуру воздуха с помощью термометра
- с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день
Далее дети работают с листом наблюдений и показаний, куда заносят данные наблюдений и показаний метеоприборов
Работа с Картой погоды (группа)
- дети переносят данные с листа наблюдений и показаний на Карту погоды, выставляя карточки-обозначения, и анализируют показания двух дней наблюдений за погодой
Работа с Дневником наблюдений (группа)
- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
- Предполагаем сформировать базу для развития у детей словесно-логического мышления, в ходе их работы с метеостанцией
- подготовка отчета с презентацией.
- НОД «У природы нет плохой погоды»
План работы с детьми
Месяц | Тема | Форма работы с детьми |
Октябрь | «Что такое погода?» Цель: знакомство с погодными явлениями | Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках. Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе. Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе. Чтение художественной литературы: Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности. Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года. |
Октябрь | «Загадки планеты Земля» Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседы: «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом. Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни. Чтение художественной литературы: Опытно-экспериментальная деятельность: Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям. |
Ноябрь | «История зарождения метеорологии, как науки» Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога | НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Просмотр презентации «Приборы метеоролога» Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро» Наблюдение за дождем.
Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д. НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники. Расширять словарный запас детей. |
Ноябрь | «Приборы-помощники». Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами. | Беседы: Чтение художественной литературы: Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха); Наблюдение за снегом. Рисование на тему: «Зимой в лесу». Опытно-исследовательская деятельность: |
Ноябрь | «Приборы –помощники» Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра. | Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним. Работа с барометром; Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости. Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?» Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей. Чтение художественной литературы: Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе. Настольная игра «Времена года» Развивать мелкую моторику. |
декабрь | «Народные приметы» Цель: знакомство с приметами предсказателями. | Дидактическая игра «Прогноз погоды» Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру. Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. Наблюдение за сосульками. Чтение художественной литературы: Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен) |
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
- Педагоги – посвящение детей в юные метеорологи;
- педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;
- музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.
Участие родителей в организации проекта:
Создание родителями книги « Народные приметы о погоде»
Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Список использованной литературы
Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
- О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко Экологические проекты в детском саду. Издательство «Учитель» 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГБДОУ.Проект "Метеоплощадка *Юный Гидрометеоролог*"
Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформировать представление о необходимости бережного и созидательного ...
Презентация проекта "Юный гидрометеоролог"
Проект предназначен для детей подготовительной группы детского сада. Дети теоретически и практически с помощью простых приборов определяют температуру воды, воздуха, почвы. Знакомятся с компасом, опре...