Методика формирования умений и навыков по уходу за комнатными растениями у дошкольников.
статья по окружающему миру на тему
Дети дошкольного возраста замечают всё, что связано с природой, они с удовольствием изучают и исследуют живой мир. Однако комнатные растения есть не во всех семьях. Таким образом, зелёный уголок или зимний сад в детском дошкольном учреждении поможет решить целый ряд задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prislala_statyu.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования умений и навыков по уходу за комнатными растениями у дошкольников.
Дети дошкольного возраста замечают всё, что связано с природой, они с удовольствием изучают и исследуют живой мир. Однако комнатные растения есть не во всех семьях. Таким образом, зелёный уголок или зимний сад в детском дошкольном учреждении поможет решить целый ряд задач:
- воспитание бережного отношения детей к природе;
- развитие в детях желания создавать и любить прекрасное;
- формирование у детей навыков ухода за комнатными растениями;
- воспитание в детях трудолюбия и устойчивого интереса к результатам труда.
- формирование в детском сознании ответственности.
Весь процесс ухода за комнатными растениями предполагает постоянное усвоение детьми теоретических знаний, которые подтверждаются с помощью практических занятий. Таким образом, дети понимают следующее:
- комнатные растения без помощи человека могут погибнуть;
- уход за растениями должен быть своевременным;
- человек тоже нуждается в растениях и деревьях, которые создают спасительную тень и защиту от жары, насыщают воздух кислородом.
Если труд ребёнка окажется результативным, он будет радоваться, что, в свою очередь вызовет устойчивое желание трудиться снова и снова.
Используемая методика формирования умений и навыков по уходу за комнатными растениями у дошкольников имеет несколько базовых взаимозависимых составляющих:
- воспитательно-образовательную;
- экологическую;
- эстетическую;
- трудовую;
- комплексное использование возрастных возможностей каждого ребёнка.
Способы и средства реализации методики формирования умений и навыков по уходу за комнатными растениями у дошкольников могут применяться самые разнообразные.
Наблюдение позволяет наиболее эффективно повышать экологическую грамотность ребёнка, оценивать результаты проведённых трудовых манипуляций, правильность применения инструмента. Наблюдение стимулирует мыслительную деятельность и познавательную активность дошкольника. Способ непременно должен включать в себя три этапа (начальный, промежуточный и заключительный).
Моделирование предусматривает поэтапную смену видения ребёнком экологического объекта от изображения (картины, фотографии) к собственноручно выполненным рисункам, а затем непосредственно к растениям.
Эксперимент – один из основных элементов методики, применяемый как наиболее яркий способ её реализации. В качестве эксперимента могут использоваться обычные цветы с клумбы, один из которых можно положить на стол, а второй поставить в вазу, наполненную водой. На следующий день дети увидят, что произошло с каждым цветком.
Игра – наиболее живой элемент методики, который применяется, как правило, для проверки знаний и умений, полученных во время занятий, а также для закрепления уже изученного материала. Воспитателями может использоваться несколько видов игр:
- предметные (с использованием листьев, семечек и цветов);
- настольные (зелёное лото, домино и т.д.);
-творческие (спектакль, сценка, сказка).
Беседа, рассказ, чтение воспитателями могут применяться как основное, и как промежуточное экологическое занятие. Это, пожалуй, самые простые, и, в то же время, самые важные способы реализации методики, поскольку они относятся к базовым.
Реализация методики достигается различными средствами. Одно из наиболее эффективных – знакомство детей с природой. Собственно, контакт с природой сопровождает жизнь большинства дошкольников. Но именно в детском саду это соприкосновение становится неиссякаемым источником живого интереса к природе, побуждает к деятельности. Формирование умений и навыков ухода за растениями происходит на основе имеющихся теоретических знаний детей и их гуманного отношения ко всему живому, что нас окружает.
Трудолюбие начинает формироваться там, где дети живо интересуются объектами природы, их состоянием, и способны определять, какой уход нужен тому или иному растению, уметь осуществлять такой уход. Поэтому методика предполагает педагогический процесс, имеющий в основании экологический подход, и подразумевающий выработку специальных умений и навыков. А они, в свою очередь, основываются на уже обретённых знаниях и навыках, и формируются выполнением упражнений, как в привычной обстановке, так и в новых условиях.
Под привычной обстановкой следует понимать живой уголок, расположенный прямо в группе, где дети имеют возможность каждый день наблюдать за ростом растений, отслеживать появление бутонов и цветов. Это, в свою очередь, побуждает ребёнка регулярно их поливать, осуществлять другие доступные виды ухода за растениями.
Новыми условиями может считаться уголок природы, созданный для всех возрастных групп детского сада. Там экологические мероприятия с детьми можно проводить по специальному графику на протяжении года, и, следовательно, получать доступ к растениям ежедневно дети не могут. Соответственно, занятия следует выстраивать с последующим нарастанием их сложности и постоянным контролем уровня знаний и умений и навыков ребёнка.
ПРИМЕР
Ребёнок узнал, для чего растениям нужно опрыскивание, но у него не хватает сил рук, чтобы нажимать на рычаг пульверизатора. Воспитатель должен быть готов и к такому варианту развития событий. Нужно успокоить ребёнка: дать ему другой пульверизатор, или объяснить, что ему будет доверено другое задание - протирать крупные листочки влажной губкой, а это куда ответственнее, чем просто опрыскивать. С этой задачей может справиться только самый аккуратный и ответственный ребёнок.
В основе содержания методики формирования умений и навыков ухода за растениями в условиях детского сада – использование экологических знаний в процессе активной деятельности (познавательной, опытно-экспериментальной, игровой, творческой и трудовой).
Поэтапное применение методики с привлечением дидактического, наглядного материала, фото-, и видеофиксации достижений детей в ходе процесса в перспективе даёт высокий воспитательный эффект, поскольку вырабатывает у ребёнка потребность ухаживать за растениями и за пределами дошкольного учреждения, внушает привычку к труду, открывает новые радостные созидательные перспективы.
Ребёнок понимает необходимость применения полученных умений и навыков, осознаёт важность своей роли в процессе видоизменения природы. К тому же, дошкольник стремится получить новые знания, усовершенствовать собственные навыки, научиться чему-то новому, и всё это происходит в процессе трудовой деятельности под контролем и с участием воспитателя.
В процессе целенаправленного трудового воспитания у дошкольников формируется представление о работе взрослых людей, уважительное отношение к труду и его результатам, вырабатывается самостоятельность и умение трудиться сообща с коллективом. Дети учатся помогать друг другу. Кроме того, дети стремятся к самостоятельному выполнению предложенных воспитателем заданий, оценивать результаты своего труда и труда других дошкольников в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знат...
Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"
Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....
Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»
Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ«Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»...
доклад на тему: Формирование умений и навыков элементарного исследования дошкольников с комнатными растениями
Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. По мнению ряда известных психологов А.Н. Поддьяк...
Конспект по формированию трудовых навыков в природе "Уход за комнатными растениями"
формирование трудовых навыков в младшем возрасте...
Технологическая карта НОД. Уход за комнатными растениями. Презентация "Уход за комнатными растениями"
Технологическая карта.Презентация....