Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для дтетей старшей группы на тему: "Берёза- символ России".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: " Берёза-символ России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №16»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
на тему: «Берёза- символ России».
Выполнила:
воспитатель Садина М.Н.
г. Городец 2017 год.
Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.
Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.
Продолжать учить детей определять возраст берёзы по коре и спилам.
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.
Расширить и пополнить словарный запас детей.
Закрепить умение рисовать печаткой из картофеля.
2. Воспитательные задачи:
Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.
Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.
3. Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)
Развивать связную речь у детей.
Развивать творческие способности.
4. Здоровьесберегающие задачи:
Смена действий.
Физминутка.
Предшествующая работа:
Работа по проекту: «Люблю березку русскую»
Наблюдения за берёзой на прогулке в разное время года.
Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность
Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе.
Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.
Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
Создание мини-музея «Люблю березку русскую»
Словарная работа:
Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая.
Оборудование:
Берёзовая веточка
Волшебная накидка
Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц, песня о Родине)
Кусочки бересты (от старого и молодого дерева)
Спилы от берёзы, лупа.
Лист бумаги с нарисованным стволом берёзы
Гуашь, картофельный штамп
Декорации леса (берёзки, цветы, грибы, пенёчки)
Сказочный герой: «Мудрая сова»
Значок: «Друг природы» (для каждого ребёнка)
Организационный момент:
Дети сидят полукругом в мини-музее «Люблю березку русскую»
Воспитатель: (предлагает послушать отрывок из песни).
Звучит песня: «Россия – Родина моя»
Воспитатель: ребята, сейчас вы послушали отрывок из песни. Как вы думаете, о чём эта песня?
^ Дети: Эта песня о нашей Родине, о России.
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть Родина. Это место, где родился человек. И нет ничего роднее и важнее, чем Родина.
А вы знаете, как называется наша Родина?
Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово «Родина», что они представляют?
^ Дети: Пальмы, бананы, обезьяны и т.д.
Воспитатель: Что представляли вы, когда слушали песню о России?
Дети: поля, реки, леса, берёзки
Воспитатель: конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.
Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?
^ Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.
Воспитатель: Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.
Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.
Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:
Пословица:
«Корою бела, душою мила».
Воспитатель:
Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.
О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.
Стихи
На поляне, На пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка
Символ Родины моей.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А.Прокофьев
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
Берёза в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками так нежно
И в гости птичек всё зовёт.
Воспитатель: А что-нибудь еще вспомнили?
Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.(берёзка)
Физминутка
Наступило утро
Солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись.
Поздоровались друг с другом,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
Воспитатель:
Сегодняшнее занятие мы проводим в нашем мини-музее не случайно.
Как называется наш музей?
^ Дети: «Люблю березку русскую»
Воспитатель: А вы знаете, что хранится в музее?
Дети: В музее хранятся разные экспонаты.
Воспитатель: А самый главный экспонат- это, конечно, берёзка. Давайте подойдём к нашей красавице поближе и полюбуемся её красотой.
Воспитатель: Дети, вы узнали нашу красавицу? Что это? Как вы догадались?
^ Дети: Это берёзка. У неё белый ствол с чёрными точечками.
Воспитатель: А вот старшие дети знают, как называются эти точечки и для чего они служат?
^ Дети: Чёрные точечки на стволе берёзы, называются - чечевички. Берёзка с помощью них дышит.
Воспитатель: Нравится вам наша берёзка? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какая она?
^ Дидактическая игра: «Назови ласково»
Дети: Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о нашей берёзке. А теперь обратите внимание на все остальные экспонаты.
Внимательно рассмотрите, они помогут вам вспомнить о пользе берёзы и её использовании.
(предлагаю сесть на свои места)
Воспитатель: Чем же полезна берёза?
Дети: Берёза лечебная.
Воспитатель: практически всё, что способна дать нам берёза, -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.
Воспитатель: А ещё, какие полезные качества у берёзы?
(использование мини-музея)
Дети:
Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых веток делают веники и метёлки.
Воспитатель: правильно, ребята! Потому - что, берёза очень прочный материал, древесина хорошо полируется.
Воспитатель: кто знает, какой материал получают из коры берёзы?
^ Дети: береста.
Воспитатель: самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста.
Дети: из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.
Воспитатель: Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.
^ Слышится шум ветра ( в группу влетает берёзовая веточка)
Воспитатель: Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу берёзовую веточку. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь берёзке. Я думаю, малышам ещё рано отправляться в путешествие. Они здесь останутся, будут спасать эту несчастную веточку. Чем же можно ей помочь?
^ Дети: Веточку нужно поставить в воду. (уходят с младшим воспитателем)
Воспитатель: Ну а мы отправляемся в лес спасать берёзку.
Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.
Закрыли все глазки.
^ Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом)
Воспитатель: А вот и несчастная берёзка. Чем же мы ей можем помочь?
^ Дети: Мы можем нарисовать листочки.
Воспитатель: А рисовать мы будем штампом. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для берёзки доброе желание.
Дети:(загадывают желания и по очереди рисуют штампом листья)
Желания:
Я хочу, чтобы к берёзке прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.
Если будет на берёзе ранка, я её замажу глиной или землёй.
Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.
Я хочу, чтобы ярко светило солнце и берёзка выросла большая.
Я хочу, чтобы у берёзки было много друзей.
Я хочу, чтобы около берёзки жили дождевые черви и рыхлили землю.
Я хочу, чтобы дождик поливал берёзку.
Воспитатель: Вот мы и подлечили берёзку. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.
^ Появляется сказочный персонаж:
«Мудрая сова»
Здравствуйте, ребята! Я сидела на берёзе и наблюдала за вами. Какие же вы молодцы! Спасибо, что расколдовали нашу берёзку. Вижу, любите вы природу, оберегаете её. Я вас за это награжу вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.
^ Мудрая сова: Вы мне нравитесь, ребята. Не могли бы вы позаниматься в моей школе?
Воспитатель: Мы наслышаны про ваши уроки, уважаемая мудрая сова.
Я думаю, ребята с удовольствием позанимаются.
^ Мудрая сова: Тогда приглашаю вас на мой урок.
Дети: (садятся на пеньки)
Мудрая сова: Я приготовила для вас кусочки берёзовой коры.
Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?
^ Дети: (угадывают)
Мудрая сова: Как же вы догадались?
Дети: У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.
А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.
^ Мудрая сова: Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?
Дети: Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.
Мудрая сова: Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?
Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
^ Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Мудрая сова: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,
сколько лет. Вот возьмите, я вам дарю.
Воспитатель: Конечно, справятся, дети считать умеют.
Спасибо вам за совет, мудрая сова. Нам пора возвращаться в д/сад.
^ Мудрая сова:( уходит): до свидания, ребята!
Воспитатель: ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.
(накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)
^ Итог занятия:
Вот мы и опять в нашем мини-музее: «Русская берёзка»
Вам понравилось наше занятие?
А что вам больше всего понравилось?
А, что мы привезли из нашего путешествия?
Воспитатель: мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Вредные привычки человека» (из программы «Здоровый дошкольник»)
Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе «Корабли уходят в море »
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, твор...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».
Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...