ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ВОДЯНОГО»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Медовник Ирина Евгеньевна

интегрированная организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медовник И.Е.

ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ВОДЯНОГО»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Задачи: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде. Уточнить знания о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой. Использовать доказательную речь с оборотом «потому что…», активизировать словарь детей за счет слов: акваланг, щупальца, медуза, кислород, батискаф. Добиваться небольших описательных рассказов. Закрепить навыки рисования по представлению.

Развивать изобразительные игровые умения, комические, пантомимические, речевые. Развивать воображение, фантазию, диалогическую речь.

Прививать любовь и бережное отношение к морским обитателям. Воспитывать интерес к познанию всего нового и неизведанного.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, безопасность.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушка осьминог, изображения морских животных.

Раздаточный: маски для подводного плавания, набор камней и ракушек, тарелочки с пластилиновым фоном.

Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы о морских обитателях, рассматривания иллюстраций с изображением морских животных и подводного транспорта.

Ход НОД: 

Звучит шум прибоя, крик чаек. Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель: Вот мы с вами пришли на берег моря. Посмотрите, как здесь много рыбаков, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

(раздаются крики о помощи)

Воспитатель: Ой! Кто это кричит и зовет на помощь? Вы здесь посидите на песочке, а я посмотрю, кому надо помочь. (Воспитатель выходит и переодевается в костюм водяного)

Водяной: Иди, иди, помогай, спасай, а я на берегу с ребятами побеседую, давно я детишек не видел. Вы знаете кто я?

Дети: Водяной.

Водяной: Правильно. Вы хотели бы побывать в моем подводном царстве?

Дети: Да!

Водяной: А мы сможем спуститься на морское дно?

Дети: Нет. Мы не сможем там дышать. Люди не приспособлены для жизни в воде, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения.

Водяной: Но что же можно придумать, чтобы спуститься на морское дно?

Дети: Можно использовать подводную лодку или батискаф.

Водяной: А какие еще приспособления придумал человек, чтобы спуститься на морское дно?

Дети: Водолазный костюм, акваланг.

Водяной: Я не знаю, что такое акваланг. А вы знаете?

Дети: Приспособление для подводного плавания. В него входят кислородные баллоны, чтобы человек мог дышать под водой, маска, чтобы вода не попадала в глаза, ласты, чтобы легче было передвигаться под водой.

Водяной: Все вы знаете. Ой, а это кто?

Ты с ним наверно не знаком,

Он живет на дне морском,

Голова и восемь ног:

Вот и весь он - …

Дети: Осьминог.

Водяной: Дети, осьминог приглашает нас спуститься в подводное царство, вот уже и маски приготовил. Надевайте их и в путь. (дети надевают маски для подводного плавания)

Водяной: Все готовы? Прыгаем!

Поплыли. (звучит музыка с бульканьем пузырьков, дети имитируют движения плавцов)

Водяной: Дети, мы спустились не очень глубоко. Почему здесь так светло и тепло?

Дети: Светит солнце, оно согревает и освещает воду.

Водяной: Смотрите дети, какое чудовище! Это что за чудо-юдо-рыба?

Дети: Это кит. Кит не рыба, а морской зверь, потому что кит дышит легкими, как и другие звери, вскармливает детенышей молоком. Кит – млекопитающее.

Водяной: А для чего у него плавники и хвост?

Дети: Все морские животные: рыбы и млекопитающие приспособлены к жизни в воде. Хвост и плавники для передвижения.

Водяной: Дети, а какие бывают киты?

Дети: Киты бывают зубастые (кашалоты) и усатые (голубые киты)

Водяной: А чем питаются киты?

Дети: Киты питаются мелкими водорослями, планктоном, малюсками.

Водяной: Плывем дальше. Посмотрите, какая рыба!

Дети: Это не рыба, тоже морской зверь, дельфин. Дельфины очень умные животные. Они могут спасать утопающих, легко поддаются дрессировке.

Водяной: А чем питаются дельфины?

Дети: Малюсками, планктоном, мелкими водорослями.

Водяной: А почему такие большие животные не живут на морском дне, а обитают ближе к поверхности воды?

Дети: Потому что они не рыбы, у них нет жабр. Кит и дельфин всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Водяной: Плывем дальше. Посмотрите, какое красивое существо! Погладьте его! Почему вы его не трогаете?

Дети: Это медуза. Ее трогать нельзя, она обжигает.

Водяной: Зачем она обжигает?

Дети: Так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь.

Водяной: Тогда нужно переловить всех медуз, если они такие ядовитые, кому они нужны?

Дети: Нет. Медузами питаются рыбы и другие морские животные. Медузы защищают мальков рыб от хищников.

Водяной: Дети, а кто из вас видел настоящих медуз? Какие они бывают? Может кто-то читал про них?

Дети: Медузы бывают размером с муху и очень большие, просто огромные.

Водяной: Плывем дальше. Почему здесь так темно и прохладно?

Дети: Солнечным лучам не пробиться через слой воды, поэтому темно, вода не прогревается солнцем.

Водяной: Ой, кто это?

Дети: Это рыба-молот, акула.

Водяной: А почему она так называется?

Дети: Внешний вид акулы напоминает молоток, поэтому ее назвали рыба-молот.

Водяной: А чем питается эта рыба? Опасна ли она для человека?

Дети: Как и все другие рыбы, рыба-молот дышит жабрами. Рыба-молот – хищник, питается рыбами, морскими животными. Она набрасывается на все, что движется. Акулы могут напасть на человека.

Водяной: Давайте спрячемся от нее, чтобы она нас не увидела. Ложитесь на дно, головой в круг. (релаксация)

На дно морское опустились

И в рыб красивых превратились.

Вокруг шумит вода морская,

Она приятная такая.

Со всех сторон нас омывает

Струей своею всех ласкает.

Чтоб от акулы нам укрыться

С морским песочком надо слиться

Ну вот опасность миновала

Продолжить путь пора настала.

Посмотрите  кто это?

Дети: Это осьминог, морское животное.

Водяной: А почему оно так называется?

Дети: У осьминога восемь ног-щупалец, поэтому его назвали осьминогом.

Водяной: А для чего у него восемь ног и что за кружочки на них?

Дети: С помощью щупалец осьминог передвигается. На щупальцах множество присосок. Присосками осьминог присасывает добычу, удерживает ее.

Водяной: Как осьминог защищается от врагов?

Дети: Осьминог может уплыть, изменить окраску тела или выпускает темное облако и становится невидимым.

Водяной: А что за странное существо?

Дети: Это рыба – морской конек.

Водяной: А почему она так называется?

Дети: Он похож на сказочного конька-горбунка.

Водяной: А как конек защищается от врагов?

Дети: Чтобы спастись от хищников, коньки меняют окраску: подплывают к водорослям – зеленые, на фоне песка – желтые.

Водяной: А что за существа похожие на цветы?

Дети: Это морские звезды, они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбешек, кораллы.

Водяной: Как они могут поедать кораллы, у них рта не видно? Морские звезды караулят добычу (рыбешек, моллюсков), обхватывают добычу щупальцами, сдавливают ее. Морская звезда выпускает желудок, которым обхватывает добычу втягивает желудок с добычей обратно. Дети, а каких рыб необычных вы еще знаете?

Дети: Рыба-пила, рыба-еж, рыба-петух, рыба-зебра, рыба-шар, рыба-бабочка, рыба-попугай, рыба-игла, рыба-белка.

Водяной: Посмотрите, дети, осьминог очень доволен ответами. Сколько вы рассказали о подводных обитателях! Осьминог все фотографировал. Сейчас мы посмотрим, что получилось. (разворачивает фото, а это чистый лист бумаги, фото не получилось. Осьминог расстроен)

Водяной: Не расстраивайся, осьминожек! Дети нарисуют сами морских обитателей (рыб, зверей, растения). Приготовьте свои пальчики, давайте их согреем. (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять (показ пальцев)

Узор будем составлять. (вращение кистями рук)

Нарисуем осьминога, (пошевелить пальцами)

Потрясем рукой немного. (потрясти кистями рук)

Рыба плавает в воде, (ладошки сложены и движение змееобразное)

Скат морской лежит на дне, (пальцы растопырены, лежат на поверхности)

Плавно движется медуза, (перебирать пальцами)

Рыба-шар надула пузо (делаем шар, смыкая все пальцы рук)

Всех смогли мы показать

Начинаем рисовать.

(дети составляют узор на тарелочках с пластилиновым фоном)

Водяной: А теперь давайте подарим свои работы рыбакам, пусть и они узнают о подводном царстве по вашим работам.

(дети дарят свои работы присутствующим на занятии воспитателям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Водяного

Новогодний праздник для детей подготовительной  к школе  группы....

Сценарий экологического развлечения в старшей группе на тему: «В гостях у Водяного».

Предлагаю Вашему вниманию сценарий развлечения "В гостях у водяного". Формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение к воде и её источникам. Подчеркнуть роль воды в жизни человека...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема «В гостях у Водяного»

Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.Материал интересен и полезен для воспитателей ДО....

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе по теме: «В гостях у Водяного»

Развитие у детей познавательного интереса к поиского-исследовательской деятельности через знакомство со свойством воды....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...