Самообразование "Развитие познавательной деятельности в свободной деятельности"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Самообразование "Развитие познавательной деятельности в свободной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_poznovatelno_razvitie.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Ромашка»
План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей в свободной деятельности»
Воспитатель: Халикова А. Р
Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.
воспитателя Халиковой Алии Рузалиновны
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта
Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной).
Важными моментами при этом являются:
- сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
- активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.
Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.
2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.
4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.
Направления нашей работы с детьми:
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческих способностей;
- развитие речевых способностей;
- воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.
Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:
- групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия;
- проекты, конкурсы, праздники, развлечения, тренинги, кружковая работа, опыты и наблюдения, «исследовательский фартук»;
- поисковые сообщения, использование опорных карт, схем, моделей;
- изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей.
В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:
- игровую;
- учебно – познавательную;
- продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- двигательную;
- трудовую.
Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.
Работа с детьми | Взаимодействие с педагогами | Работа с семьей |
организационные формы работы по направлениям | ||
* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). | * открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. | * открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др. |
Перспективное планирование по теме самообразования
1 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь,
Декабрь Апрель |
Работа с родителями |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Май | |
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов: «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» | Ноябрь |
2.Участие в семинаре-практикуме для педагогов учреждения и семьи» с открытым просмотром мероприятия по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно- Исследовательской деятельности». | Декабрь | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
2 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Сентябрь |
| Октябрь | |
| Ноябрь | |
| В течение всего периода | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь Декабрь Апрель |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Ноябрь | |
| Ноябрь | |
| Декабрь | |
| Май | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Апрель | |
| Май |
3 ГОД
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| В течение всего периода |
| Октябрь | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
| Май | |
Работа с детьми | 1. Дидактическая игра «Игрушки, посуда и мебель». Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. | Октябрь |
2. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | Декабрь | |
3. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | Май | |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Апрель | |
| Март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| февраль |
4 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Декабрь | |
| Сентябрь Май | |
| Май | |
Работа с детьми |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Апрель | |
| Май | |
Работа с родителями |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| В течение всего периода | |
| Февраль | |
| март | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Декабрь | |
| Май | |
| В течение всего периода | |
| март |
5 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация |
| Октябрь |
| В течение всего периода | |
| Сентябрь Май | |
| май | |
Работа с детьми |
| сентябрь |
| Декабрь | |
| Март | |
| февраль | |
| Май | |
Работа с родителями |
| Ноябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
| В течение всего периода | |
Работа с педагогами |
| Сентябрь |
| Декабрь | |
| Февраль | |
| май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми, свободной деятельности детей 1 младшей группы
Работа с детьми 1 младшей группы летом в течение недели...
Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»
Цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного...
Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании
Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...
«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»
laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»...
Конспект ООД в форме _познавательной__ деятельности детей Тема деятельности _____"Измерение жидкости " _
Научить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.Так же посмотрите обучающий мультфильм "Измерение жидкости" ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=y-Cp3yNnT80...
Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.
Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....
Интегрированная ООД «Познавательная деятельность». Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе Квест «В поисках чистой воды»
Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Познакомить детей со способами очистки воды; Закрепить знания детей о том, где, в каком ...