Самообразование "Развитие познавательной деятельности в свободной деятельности"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Халикова Алия Рузалиновна

Самообразование "Развитие познавательной деятельности в свободной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_poznovatelno_razvitie.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Ромашка»

План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей в свободной деятельности»

Воспитатель: Халикова А. Р

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.

воспитателя Халиковой Алии Рузалиновны

То, что я услышал, я забыл

 То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

 Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Цель: Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). 

Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Направления нашей работы с детьми:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие речевых способностей;
  • воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.

Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:

  • групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия;
  • проекты, конкурсы, праздники, развлечения, тренинги, кружковая работа, опыты и наблюдения, «исследовательский фартук»;
  • поисковые сообщения, использование опорных карт, схем, моделей;
  • изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей.

В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:

  • игровую;
  • учебно – познавательную;
  • продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • двигательную;
  • трудовую.

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.

Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности;

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

Октябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды;

Ноябрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. «Кто где живёт?». Цель: развивать устойчивость внимания.
  2. «Подбери недостающий предмет».  Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать,
  3. «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет.

Октябрь,

   

     Декабрь

     Апрель

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов».

Сентябрь

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Октябрь

  1. Родительское собрание «Растить любознательных». Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность. Создание «почтового ящика» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.

Декабрь

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

Май

Работа с педагогами

 1.Консультация для педагогов: «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Ноябрь

2.Участие в семинаре-практикуме для педагогов учреждения и семьи» с открытым просмотром мероприятия по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-

Исследовательской деятельности».

Декабрь

3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности.

Май

2 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Д/и на мышление  «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет.
  2. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память.
  3. «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность.
  4. «Сделай так». Цель: развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу.

Октябрь

Декабрь

Апрель

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

Октябрь

  1. Создание картотеки прогулок (для родителей). Цель: раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка.

Ноябрь

  1. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Ноябрь

  1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.

Декабрь

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

Май

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну математики».

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Презентация проекта

Апрель

  1. Изготовление и распространение памяток

Май

3 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

В течение всего периода

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

1.        Дидактическая игра «Игрушки, посуда и мебель». Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку.

Октябрь

2. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать.

Декабрь

3. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.

Май

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Общаемся с детьми».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье». Практические советы

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение всего периода

  1. Папка - передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

Март

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. Мастер-класс для педагогов: «Опыты с водой»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение всего периода

  1. Создание мини-музея «Пуговицы»

февраль

 

4 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать.

Октябрь

  1. «Кто спрятался?». Цель: развивать зрительную память.

Декабрь

  1. «Такие разные карандаши». Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цыпочку.

Апрель

  1. «Построй по росту».  Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей ….

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение всего периода

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Проект «Огород на подоконнике». Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

март

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Дополнение мини-музея «Коллекция часов».

В течение всего периода

  1. Изготовление и распространение памяток

март

5 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. Выступление на педсовете.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

май

 

 

 

Работа с детьми

  1. «Волшебный лес». Цель: развивать мышление, умение классифицировать и обобщать.

сентябрь  

  1. «Ёжики в лесу». Цель: развивать умение запоминать текст с помощью пиктограмм.

Декабрь

  1. «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов.

Март

  1. «Составь группы». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак.

февраль

  1. «Продолжи ряд». Цель: развивать восприятие формы.

Май

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

  1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

Февраль

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение всего периода

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Познавательное развитие ребёнка

Сентябрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Презентация проекта «Хочу всё знать!»

Февраль

  1. Изготовление и распространение памяток «Методы, повышающие познавательную активность»

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»

                       Цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного...

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»...

Конспект ООД в форме _познавательной__ деятельности детей Тема деятельности _____"Измерение жидкости " _

Научить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.Так же посмотрите обучающий мультфильм "Измерение жидкости" ССЫЛКА http://www.youtube.com/watch?v=y-Cp3yNnT80...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Интегрированная ООД «Познавательная деятельность». Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе Квест «В поисках чистой воды»

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Познакомить детей со способами очистки воды; Закрепить знания детей о том, где, в каком ...