Рабочая программа дополнительного образования детей.
рабочая программа (средняя группа)
Программма заключается в том, что детское эксперементирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fiksiki.odt | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол №1 от 28.08.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк Приказ № 37 от 31.08.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Фиксики»
Направленность: социально-педагогическая
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Юдаева Яна Александровна
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: рабочая программа «Фиксики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Новизна - программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого- географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.
Актуальность: на современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Педагогическая целесообразность: программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Цели:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей среднего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты: в ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Через индивидуальные карты развития ребенка будет проходить фиксация и анализ результативности реализация программы.
По итогам реализации дополнительной образовательной программы предполагается провести открытый просмотр для родителей, а для педагогов в форме презентации. В течении года вместе с детьми по тематическим блокам будут оформляться альбомы, тетради, стенгазеты и т.д.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения
;- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Содержательный раздел.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы.
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации.
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Вода | 16 | 5 | 11 |
Песок. Глина. Камни | 12 | 2 | 10 |
Воздух. Свет. | 10 | 2 | 8 |
Рукотворный мир | 17 | 2 | 15 |
Чудеса растений | 9 | 2 | 7 |
всего | 64 | 13 | 51 |
Содержание программы:
Программа состоит из блоков, которые взаимосвязаны между собой.
Блок «Вода»
теория- знакомство с физическими и химическими свойствами воды, её значении в жизни всего живого, необходимости беречь воду, сбережение воды.
Практика –эксперименты, исследования, опыты с водой на подтверждении полученных знаний, игры с водой.
Блок «Песок, глина камни»
Теория - знакомство с физико-химическими свойствами песка, глины, почвы, камней, их появление и использование человеком.
Практика - опыты на подтверждении полученных знаний, эксперименты, исследования, игры с песком, творческие мастерские.
Блок «Воздух»
Теория - знакомство с физическими и химическими свойствами воздуха, его значение в жизни всего живого, необходимости беречь его от загрязнения.
Практика - опыты с воздухом на подтверждении полученных знаний, творческая мастерская, эксперименты и исследования.
Блок «Рукотворный мир»
Теория - познакомить с многообразием рукотворного мира, признаками и свойствами материалов, физическими свойствами, значимости назначения предметов от его строения и материала из которого он сделан, познакомить с историей создания материалов и предметов.
Практика - опыты, творческие мастерские, игры-эксперименты.
Блок «Чудеса растений»
Теория - характерные особенности сезонов, растения как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др..
Практика – опыты, наблюдение, эксперименты, игры, составление схем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Содержание | Кол-во часов | Сроки ( дата) | |
1 | В гостях у Симки. | 1 | 05.10.2016 | |
2-3 | Путешествие с ДимДимычем . | 2 | 7.10.2016 12.10.2016 | |
4-5 | Свойства воды. | 3 | 14.10.2016 21.10.2016 | |
6 | Веселые краски. | 2 | 26.10.2016 28.10.2016 | |
7 | Значение воды в жизни всего живого. Нужно ли воду беречь? | 3 | 2.11.2016 11.11.2016 | |
8 | В гостях у профессора Чудакова. | 4 | 16.11.2016 25.11.2016 | |
9 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 30.11.2016 | |
10-11 | Песочная страна. Свойства песка. | 4 | 2.12.2016 14.12.2016 | |
12-13 | Занимательный песок. Игры с песком. | 2 | 16.12.2016 21.12.2016 | |
14-15 | Песок и глина. Фильтр. | 3 | 23.12.2016 30.12.2016 | |
16-17 | Почва. Песок, глина. Творческая мастерская | 2 | 11.01.2017 13.01.2017 | |
18 | Камни. | 1 | 18.01.2017 | |
19 | Свет. Почему бывает день и ночь. | 2 | 20.01.2017 25.01.2017 | |
20 | Проект: цветок для мамы | 1 | 27.01.2017 | |
21-22 | Этот удивительный воздух. | 2 | 1.02.2017 3.02.2017 | |
23-24 | Движение воздуха. Ветер. Творческая мастерская. | 2 | 8.02.2017 10.02.2017 | |
25 | Удивительные пузыри. | 2 | 15.02.2017 17.02.2017 | |
26 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа. | 1 | 22.02.2017 | |
27 | Снег- это тоже вода. Почему растаяла Снегурочка | 1 | 1.03.2017 | |
28 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | 1 | 3.03.2017 | |
29 | Веселые льдинки. | 1 | 10.03.2017 | |
30-31 | Мир тканей. Творческая мастерская. | 2 | 15.03.2017 17.03.2017 | |
32 | Мир пластмассы. Её свойства. | 1 | 22.03.2017 | |
33 | Железо. Магнит. | 1 | 24.03.2017 | |
34 | Стекло его качества и свойства. | 1 | 29.03.2017 | |
35 | История возникновения стекла. Творческая мастерская. | 1 | 31.03.2017 | |
36-37 | Древесина и её качества. Рисование по дереву. | 1 | 5.04.2017 | |
38 | Бумага и её качества. | 1 | 7.04.2017 | |
39 | Резина и её качества. | 1 | 12.04.2017 | |
40 | Расскажи о себе шарик | 1 | 14.04.2017 | |
41-42 | Объем. Вес. История создания весов. | 1 | 19.04.2017 | |
43 | Летает-не летает. Тонет-не тонет. | 1 | 21.04.2017 | |
44 | У нас в гостях Самоделкин. Творческая мастерская. | 1 | 26.04.2017 | |
45 | Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа | 1 | 28.04.2017 | |
55 | Чудеса растений. Способы размножения растений. | 1 | 3.05.2017 | |
56 | Посадка лука. Эксперименты. | 1 | 5.05.2017 | |
57 | Почему растения «вертятся». | 1 | 10.05.2017 | |
60 | Часы, которые изобрел человек. Изготовление песочных часов. | 1 | 12.05.2017 | |
61 | Солнечный зайчик | 1 | 17.05.2017 | |
62 | Эксперименты с молоком | 1 | 19.05.2017 | |
63 | Секреты подсолнечного масла. | 1 | 24.05.2017 | |
65 | «Кока-кола»- вред или польза | 1 | 26.05.2017 | |
67-68 | Творческие мастерские. Самостоятельная деятельность | 1 | 31.05.2017 |
Методическое оборудование: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы; карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге; дневники (альбомы) экспериментов.
Материально-техническое оборудование:
Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.); мерные ложки; сита и воронки разного материала, объема; резиновые груши разного объёма;
половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц;резиновые или целлофановые перчатки; пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы безигл;гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.;
природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;
лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;контейнеры с землей для посадки растений; контейнеры с песком и водой;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
рулетка, портновский метр, линейка, треугольник; часы песочные;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры; клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно — экспериментальная деятельность»
5. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
6. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
7. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».
8. Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Т. В. Соколенко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 624-626.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»
Пояснительная записка, содержание программы математического кружка, календарное планирование...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...