Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Мы – исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шатрова Галина Васильевна

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_ekologii.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 232 ОАО «РЖД»

Конспект занятия  в подготовительной группе по экологии

«Мы – исследователи»

Воспитатель: Шатрова Г.В.

г. Улан-Удэ, 2018 г

Конспект занятия  в подготовительной группе по экологии

«Мы – исследователи»

                                     

   Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

  Материал:  камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

Ход занятия:

        Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Такой большой, что занимаю мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезаю.

                                                                                            (воздух)

Правильно, а почему вы так решили?

    Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.

    Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

    Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.

    Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).

    Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 Опыт:

    Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

    Дети: ……………………

    Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.

2 Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?

    Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

    Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости.

    Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ – НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.

    Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он – не жидкость.

Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

    Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)

    Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?

    Дети: Ветер, воздух движется.

    Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

            Физкультминутка

        (дети имитируют движения).

            Ветер тихо клен качает.

            Вправо влево наклоняет.

            Раз – наклон

            И два – наклон,

            Зашумел листвою клен.

                        (предлагаю сесть)

    Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

    Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.

    Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?

    Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?

    Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.

    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

    Воспитатель: Занимает ли воздух место?

Опыт:

    Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?

    Дети: Вода в стакан не вливается.

    Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

    Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?

    Дети: Вода не поступает в трубочку.

    Воспитатель: Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.

    Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.

Опыт:

    Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

    Дети: Воздух занимает место и имеет вес.

    Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?

    Дети: Для дыхания.

    Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?

    Дети: Пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт:

    Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?

    Дети: предположения детей.

    Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

    Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.

    Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.

    Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?

    Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

    Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.

    Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

    Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.

    Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?

    Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

    Дети: Сажать больше цветов, деревьев.

    Воспитатель: Давайте посадим зернышко в землю и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашей крае станет намного чище.

    Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.

III. Заключительный

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (подготовительная группа) по теме: «Веселые матрешки»

Цели занятия: • Познакомить детей с историей русской матрешки. • Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. • Привить интерес к народному творчеству. • Познак...

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект занятия подготовительной группы по экологии. Тема «Грибы в лесу»

Программное содержание:Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба.Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов...

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...