Экологические игры для дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Надежда Георгиевна Мозговая

Игры: "Гусеница", "Спасите муху", "День рожденье мухи-цокотухи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ГУСЕНИЦА».

Задачи:

- познакомить детей с понятием «пара»;

- научить их считать парами, сравнивать предметы и находить пару одинаковых;

- формировать умения устанавливать и находить закономерность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- игровое поле размером 60 х 70 см., посреди которого на большом грибе сидит гусеница, прикрепленная «липучками». Она сделана из десяти разноцветных кругов, скрепленных между собой прочной нитью так, чтобы насекомое было подвижным и могло менять свое положение. На лапках, вдоль брюшка гусеницы наклеена «липучка», которая будет использована для смены заданий;

- 10 пар башмачков на «липучках» с различным узором и 2 башмачка без пары;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: на прогулке наблюдаем за гусеницами – как они передвигаются, как питаются, где предпочитают прятаться, какую имеют окраску (маскирующую, отпугивающую)?

ХОД ИГРЫ:

«Гусеница ползла по дорожке,

Потеряла все сапожки».

- Дети имитируют движение гусеницы, проходя по стопам, и около гриба находят разбросанные башмачки (узора на них пока не видно). Каждый берет по одному башмачку и ищет ему пару (сравнивает свой башмачок и башмачки у других ребят). Образуются пары детей. Они прикрепляют – «надевают» башмачки гусенице на лапки и берут еще по одному башмачку. И так до тех пор, пока гусеница не будет «обута».

    Ведущий предлагает играющим посчитать все башмачки; одинаковые башмачки (пары).

    ЗАДАНИЯ:

- продолжить ряд узора (поиск закономерностей),

- найти ошибку в закономерности,

- вставить пропущенный элемент узора,

- придумать повторяющийся узор.

Релаксация:

    Проводится психогимнастика (превращение гусеницы в бабочку).

«Расту червяком»                       стойка «руки по швам»

«Питаюсь листиком»                 имитация питания (дети широко раскрывают рот)

«Потом засыпаю»                      глаза закрыты, руки под головой

«Себя обмотаю»                        вращение вокруг себя (дети обнимают себя руками)

«Не ем, не гляжу,                      стойка «смирно», глаза закрыты

«неподвижно лежу»

«Весной оживаю»                     оживление, вдох, руки в стороны

«Свой дом покидаю»                выдох

«На лугу я порхаю»                   порхание, имитация полета бабочки.

Примечание. В ходе психогимнастики дети знакомятся с циклом развития бабочки.

«СПАСИТЕ МУХУ»

Задачи:

- помочь уяснить последовательный ряд чисел;

- развить фонематический слух.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- игровое поле размером 60х70см., на котором нарисована большая паутина, на паутине (в местах пересечения линий) кружки с цифрами от 1 до 9;

- фишки – мухи того же цвета, что и цифровые круги;

- паучки тех же цветов, что и мухи.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ:

    Пятеро детей выбирают себе (не глядя) муху из мешочка.

«Мухи целый день летали                        Дети имитируют полет мухи.

И совсем забот не знали»

«Крошки хлеба подбирали»                    Дети приседают, показывают, как муха ест

«И друг друга догоняли».                        Дети догоняют друг друга.

«Не на шутку разыгрались,                     Мух сажают в центр паутины.

В паутину все попались».

ЗАДАНИЕ: спасти своих мух от паука.

    Муха должна выбрать себе дорожку своего цвета и пройти по числовой дорожке от кружка 1-го до 9-го.

    Чтобы узнать, какая муха начнет спасаться первой, нужны пауки.

Другие пятеро детей достают (не глядя) из мешочка любого паука, который вышел на охоту, и называют его цвет. Муха того же цвета и начинает «ходить».

    Муха находит свой числовой ряд, а паук двигается за ней. Если муха ошибается – паук ее съедает.

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ МУХИ – ЦОКОТУХИ.

Задачи:

- развитие внимания, логического мышления, связной речи;

- обогащение словарного запаса;

- обучение тому, как устанавливать соответствие;

- обучение способу сравнивания, обобщения, классификации;

- закрепление термина «насекомые».

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

- игровое поле 50х50см., изображающее лист дерева. Он вырезан из плотного картона;

- «заместители» живых насекомых и паука – резиновые игрушки: муха, бабочка, пчела, кузнечик, жук – олень, божья коровка, стрекоза, муравей;

- «заместители» посуды – пластмассовые крышки от пластиковых бутылок. По количеству столько, сколько гостей у Мухи.

Внимание! В игру включают тех насекомых, с которыми дети встречались на прогулке, за которыми наблюдали в период с июня по сентябрь.

ХОД ИГРЫ.

    «Нынче Муха – Цокотуха именинница!»

     На игровом поле Муха, пчела, бабочка, паук.

ЗАДАНИЕ: определить, кто «лишний» у Мухи в гостях, то есть найти того, кто не сочетается с другими гостями по каким-то признакам.

    Дети дают объяснение, почему они так думают.

    Выслушивается каждый ребенок. Если возникают затруднения – задается наводящий вопрос.

Внимание! Детская логика отличается от логики взрослых. Не спешите с выводами – пусть малыш пробует доказать свою точку зрения. Если он выбирает нехарактерный признак, наводящими вопросами подведите детей к правильному выбору.

    Таким образом, ребята исключают паука и находят общие признаки у оставшихся гостей (6 ног, крылья, усы…). Придумывают схему обозначения насекомых, называют, одним словом.

УСЛОЖНЕНИЕ ИГРЫ:

Детям предлагают придумать замену «лишнему» гостю. На помощь приходят загадки – подсказки.

«Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это…(божья коровка)!»

«С ветки на ветку,

С травки на травку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка». (Кузнечик)         Дети прыгают на двух ногах вокруг листка.

«На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?» (Стрекоза).

«Не жужжу, когда лежу.

Не жужжу, когда ползу.

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь».

«Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

ЗАДАНИЕ: расставить чашки – «пробки» для всех гостей – на столе намеренно выставлено больше чашек, чем гостей.

    Дети устанавливают неравные множества.

    Чтобы две группы стали равночисленными, надо или убрать лишнюю чашку, или пригласить еще гостя (с признаками насекомого).

    Внимание!  Обычно дети хотят вернуть паука на именины, проявляя к нему чувства сострадания и жалости. Если это произойдет, не отказывайте ребятам в удовольствии, а похвалите их за добросердечность. Пусть подберут пауку чашку, отличающуюся от остальной посуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...

Экологические игры для дошкольников

Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....

Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.

  «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»  Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...