Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме "Знакомство со свойствами ткани"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности
по поисково-исследовательскому направлению
по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме "Знакомство со свойствами ткани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_znakomstvo_so_svoystvami_tkani.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по поисково-исследовательскому направлению
по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме "Знакомство со свойствами ткани"
Цели:
Обучающие: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает однотонная и разноцветная, толстая и тонкая, прозрачная и непрозрачная, гладкая и шероховатая)
Развивающие: Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их свойства, качества, цвет. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.
Обогащение словаря: прочная – непрочная, прозрачная -непрозрачная, ткань, лоскут, драп, ситец, лён, капрон, шёлк.
Предварительная работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей. игры с тканью, дидактические игры «Узнай на ощупь», «Завяжи кукле бантик».
Материал: лоскут драпа, шёлка, ситца, капрона, лёна и ситца на каждого ребёнка.
Ход занятия: Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на картонах приклеены лоскуты 5 тканей, так, чтобы одна сторона свободной и её можно было потрогать.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня в красивой одежде. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?
Предполагаемые ответы: Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того. Чтобы гулять на улице - зимой в шубе. А осенью в пальто.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
Дети: Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.
Воспитатель: Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают. А зачем люди носят одежду?
Дети: Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что лежит перед вами на столах?
Дети: Ткани.
Воспитатель: Дети, разложите пожалуйста их перед собой. Сегодня мы будем рассматривать эти ткани. Перед каждым из вас лежат кусочки ткани, а как можно сказать по другому? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Лоскутки. (Предлагаю повторить 2-3 раза.)
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать про ваши лоскутки, если их не трогать руками, а просто посмотреть?
Дети: Они красивые, яркие, есть разноцветные и однотонные.
Воспитатель: Ребята, покажите, однотонный лоскуток. А какого ещё цвета бывает однотонная ткань?
Дети: Чёрная, белая, красная, зелёная и.т.д.
Воспитатель: А теперь покажите первый лоскуток разноцветной ткани, тот который вам больше всего понравился. (Дети показывают) А теперь попробуйте назвать цвет вашего лоскута. (Дети описывают) Поднимите лоскуток ткани в горошек, в полоску, а теперь в клеточку и просто пёстрый рисунок. А теперь потрогайте ваши лоскутки и определите, какое толщины бывает ткань?
Дети: Ткань бывает толстая, тонкая и очень тонкая.
Воспитатель: Найдите, пожалуйста, самую толстую ткань и поднимите. Кто знает, как она называется? ( Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Драп. ( Дети повторяют хором и индивидуально.)
Воспитатель: Ребята, ещё раз потрогайте и расскажите какая она?
Дети: Толстая, мягкая, тёплая, воросистая.
Воспитатель: Посмотрите сквозь ткань на свет. Вы что-нибудь видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит она прозрачная или непрозрачная?
Дети: Непрозрачная.
Воспитатель: Что можно сшить из этой ткани?
Дети: Пальто зимнее, осенную куртку, шапку, тёплую юбку, шарфик. и.т.д.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Воспитатель: А теперь найдите самую тонкую ткань. Как она называется? Опишите её.
Дети: Эта ткань называется капрон. Она тонкая, прозрачная, шероховатая, но скользит, эластичная.
Воспитатель: Что шьют из этой ткани?
Дети: Платья, колготы, банты, шторы.
Воспитатель: Этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. А теперь найдите шелковую ткань . Пощупайте и покажите, попробуйте сравнить с капроном. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Капрон прозрачный, а шёлк менее прозрачный, шёлк скользит легче чем капрон, капрон однотонный, а шёлк цветной.
Воспитатель: А чем они похожи?
Дети: Ткани тонкие, из них шьют летние платья и кофты.
Воспитатель: Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка , которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеницаопутывае5 себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для пальчиков.
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.
Воспитатель: А теперь сравним остальные ткани. Скажите как они называются? ( Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Ситец и лён.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?
Дети: лён толстая, а ситец тонкий, ситец легче чем лён.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: Они яркие, разноцветные и по внешнему виду трудно различить.
Воспитатель: Скажите, что шьют из льняных тканей?
Дети: Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.
Воспитатель: Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?
Дети: Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего изготавливаются лён и ситец? (Если дети затрудняются отвечаю сама. Лёи изготавливается из льна, а ситец из хлопка.)
Рассказ воспитателя: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.
Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань
Игра «Расскажи о ткани»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. На полу я разложила карточки с разными видами тканей, когда зазвучит музыка, мы будем кружиться вокруг карточек. Когда же музыка закончится, вы возьмете каждый по одной карточке, а потом нам расскажете о той ткани, которую вы взяли в руки, если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы: как ты думаешь, какая это ткань толстая или тонкая, однотонная или разноцветная, гладкая или шероховатая. Какую одежду можно сшить из легкой ткани, а какую из толстой.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на одежду куклы Тани и скажите, из какой ткани они сшиты? (Дети описывают.)
Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани шьют одежду для людей. Как называется человек, который шьёт одежду?
Дети: Портной.
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением портного.
Воспитатель:
Жил портной один умелый
Знал прекрасно свое дело.
Ткани выбирал для нас
Хлопок, ситец и атлас,
А потом снимал он мерку,
Делал выкройку, примерку.
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке все сшивал.
И на праздник у ребят
Новый был всегда наряд
.
Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Итог:
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, доже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи. Из тканей шьют одежду.
Конспект образовательной деятельности
по поисково-исследовательскому направлению
«Знакомство детей со свойствами ткани»
с детьми старшей группы
Цель: Познакомить детей с различными свойствами ткани.
Задачи: Дать понятия о происхождении ткани.
Развивать внимание, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.
Словарная работа:
Однотонная, разноцветная, шероховатая, прочная.
Оборудование:
Кукла Катя в теплой одежде. Лоскутки ткани, полоски бумаги, емкость с водой. Картинки с изображением одежды, бытовой техники, ткацкого станка, хлопка, шерсти, шелкопряда, портного.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель показывает им куклу, одетую в теплую одежду.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. На улице прохладно и она надела теплое пальто и шапочку.
Давайте рассмотрим пальто у Кати. Какое оно? Из чего оно сшито? (из ткани)
Воспитатель предлагает детям потрогать пальто на ощупь и определить, что ткань толстая.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани? (Из толстой ткани- пальто теплее, чем из тонкой, кукла в нем не замерзнет)
Какого цвета ткань?
Если ткань одного цвета, или одного тона, то про такую ткань говорят, что она однотонная, т. е. одного цвета, без рисунка.
(Дети повторяют хором и индивидуально новое слово).
Давайте посмотрим на Катино платье. Из какой ткани cшито платье, как вы думаете? (из тонкой ). Ткань может быть как толстой, так и тонкой.
Какого цвета платье у Кати? Можно сказать, что оно однотонное? Какого же цвета платье? (синего, красного.. разного). Про такую ткань, говорят разноцветная.
Эксперимент:
Ребята, я предлагаю вам поэкспериментировать. Проходите за столы, перед вами лежат полоски бумаги и ткани. Возьмем бумагу и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).
Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью. ( помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она станет прежней.
Попробуем порвать бумагу. Рвется легко? А если порвать ткань? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань почти невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?
Давайте посмотрим, что произойдет с бумагой, если мы опустим полоску бумаги в воду и хлопнем 5 раз в ладоши? ( бумага намокла и расползается в руках). То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она только намокла, но осталась прежней).
Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает, но не раскисает в воде).
Рассказ воспитателя о тканях:
Пройдем на ковер, я хочу вам рассказать про то, как и из чего делают ткань. Ткань ткут из ниток на ткацких станках, это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Ткань бывает разной: хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, синтетической.
Хлопчатобумажную ткань изготавливают из хлопка, который растет на полях в жарком климате. Хлопчатник похож на коробочки с ватой. Из такой ваты делают тонкие нити, а уже из них ткут ткань. Из хлопчатобумажной ткани портные шьют футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
Для шелковой ткани нити прядет паучок, которого называют тутовый шелкопряд. Из такой ткани обычно шьют легкую летнюю одежду.
Ткать шерстяную ткань, очень теплую люди научились из шерсти животных: барана, верблюда. Из такой теплой ткани в основном шьют теплую одежду: пальто, кофты, одеяла.
Синтетическую ткань ткут из искусственных нитей, которые придумали и сделали люди. Из такой ткани шьют разные вещи. Из более тонкой, шьют шторы. Толстой тканью обивают мягкую мебель.
Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей.
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением портного.
Жил портной один умелый
Знал прекрасно свое дело.
Ткани выбирал для нас
Хлопок, ситец и атлас,
А потом снимал он мерку,
Делал выкройку, примерку.
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке все сшивал.
И на праздник у ребят
Новый был всегда наряд
.
Что бы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Игра «Расскажи о ткани»
Предлагаю вам поиграть. На полу я разложила карточки с разными видами тканей, когда зазвучит музыка, мы будем кружиться вокруг карточек. Когда же музыка закончится, вы возьмете каждый по одной карточке, а потом нам расскажете о той ткани, которую вы взяли в руки, если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы: как ты думаешь, какая это ткань толстая или тонкая, однотонная или разноцветная, гладкая или шероховатая. Какую одежду можно сшить из легкой ткани, а какую из толстой.
Игра «Что бы вы сшили из этой ткани».
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с тем предметом одежды, который, по их мнению, они бы сшили из той ткани, которую они выбрали до этого, дети поясняют свой выбор.
.
Игра «Что нужно для работы с тканью»
У меня для вас есть еще одна игра, здесь вы должны хорошо подумать и догадаться сами. Из перевернутых картинок вам нужно выбрать любую. Посмотрите внимательно, нужен ли этот предмет для работы с тканью, если да, то подойдите к кукле Кати. Если же нет, присядьте на свои стульчики. Мне очень интересно послушать для чего, по вашему мнению, нужны эти предметы.
Заключительная часть
Воспитатель хвалит детей за ответы. Вы сегодня узнали много нового о ткани. Кукла Катя принесла вам в подарок нарисованных кукол, но все они раздеты, Катя не успела всем куклам сшить одежду, но я думаю, мы ей поможем, да? Я уже одну куклу одела, а вы оденете своих кукол дома с мамой и потом принесете в детский сад. Здесь мы организуем выставку и выберем самую красивую и нарядную куклу. А пока я вам предлагаю раскрасить куклам купальники, стать на время художниками по ткани. Ведь художники по ткани тоже сначала рисуют узор на бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".
Закрепление о обобщение знаний детей о своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....
Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. по образовательным областям «Познавательное развитие и речевое развитие» на тему: «В пут
Тема: «В путешествие за солнечными лучами»Программа «От рождения до школы».Возраст: старшая группа.Направление: «Речевое развитие»Форма проведения...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»...