Конспект НОД "Почва живая земля" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с презентацией
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Цель: познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_peredelannyy.docx | 23.78 КБ |
peredelannyy11.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 78
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Почва – живая земля»
Подготовила:
Воспитатель:
Кутузова Е.Ю.
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: познакомить детей с понятием почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами плодородной почвы, песка.
- Формировать представления о значении почвы, песка в природе.
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, рыхлый, пустыня, плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, мягкая, перегной, примеси, кислород, воздух.
- Закреплять правила безопасности при проведении лабораторных опытов в «лаборатории».
Развивающие:
- Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
- Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
- Развивать умение делать свои умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, природе.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: наглядный (показ слайдов, картинок); словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа); практический (экспериментирование – элементарные опыты); игровой (сюрпризный момент).
Материалы и оборудование к занятию: мисочки с песком, плодородной почвой; стаканчики с водой; ложечки для почвы; лупы; влажные салфетки; поднос с землей, проросшими побегами и семенами; стаканчики; одноразовые фартуки и шапочки по количеству детей.
Ход НОД:
- Организационный момент.
(Воспитатель приглашает детей в круг).
Воспитатель: - Ребята, здравствуйте, а как вы думаете с чего начинается хорошее настроение? (с улыбки, добрых дел, с прекрасных сюрпризов).
Воспитатель: Да, все верно, и с улыбок, и ласковых слов.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
- Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром мне Лунтик прислал электронное письмо, и я бы хотела с вами этим письмом поделиться. Давайте скорее посмотрим, что же Лунтик нам пишет (дети смотрят на экран (презентация)).
«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. А невесел я, потому что у меня беда. Ведь я родился не на такой красивой и зеленой планете как ваша Земля, а на маленькой и пустынной планете…Луна. Мне очень хочется, чтобы и моя планета стала такой же зеленой и красивой как ваша, но у меня ничего не получается. Я создавал у себя в саду клумбы и сажал различные растения, но они не растут. Я не понимаю почему, может я что-то делаю не так. Помогите мне, пожалуйста узнать, что нужно для того, чтобы у меня все росло, и моя планета стала зеленой как ваша. Я вам выслал образец своей почвы, может быть она вам поможет. Заранее благодарен вам, ваш Лунтик».
- Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите Лунтик нам передал образец своей почвы. И это песок. А теперь, ребята, давайте поможем Лунтику разобраться почему же у него ничего на клумбах не растет? Давайте же порассуждаем, что нужно растению для жизни? (Свет, тепло, влага, воздух). А еще для хорошего роста растениям нужно хорошее питание, которое находиться в земле. Вода, попадая в такую почву, растворяет питательные вещества и растение всасывает их с помощью своих корней. Конечно, вы все правильно говорите, но давайте мы все еще раз повторим, но только полными предложениями.
- Практический этап
Воспитатель: А, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, я предлагаю нам стать учёными – исследователями (халаты и шапочки (раскрыты) лежат на 6 стульчиках). А кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты). Конечно, все правильно, они и исследуют, и наблюдают, и проводят опыты, а еще ученые обсуждают свои наблюдения. А еще ученым нужна лаборатория. Ребята, но для того чтобы нам приступить к работе в лаборатории, давайте мы сначала с вами вспомним, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории при проведении опытов? (быть аккуратными, соблюдать тишину, не спешить, внимательно слушать, не толкаться). Итак, сейчас, я предлагаю нам с вами подойти к столам, и посмотреть, что за предметы для исследования у вас на столах лежат. Перечислите их, только отвечаем полными предложениями. (Дети подходят к столам. На 3 столах стоят: 1 стол: мисочки с песком, пустые стаканчики и стаканчики с водой; 2 стол: мисочки с землей, пустые стаканчики и стаканчики с водой, ложечки, влажные салфетки, лупы; 3 стол: поднос с землей, проросшими побегами и семенами, вода, алгоритм посадки растений).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим песок с помощью лупы.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Задача: ознакомить детей со свойствами песка – сыпучесть.
Материал: стаканчики с песком, тарелочки, лупы.
Ход эксперимента:
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок, а песчинки — это маленькие камушки)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Ребята, а может ли в камушках что-то вырасти?
Какой песок? (Сыпучий, сухой)
А для того, чтобы получилось большая горка песка нам необходимо очень много песка.
Хорошо ли он сыпется?
Вывод: Песок состоит из отдельных мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому его можно сыпать.
Воспитатель. А теперь посмотрите, что у нас во второй тарелочке. Здесь находится почва. Давайте, рассмотрим ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Опыт 1. «Что в почве»
Задача: установить состав почвы.
Оборудование: мисочки с почвой, ложечки, лупы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть почву при помощи лупы, из чего она состоит?
Дети. В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки. Она рыхлая и мягкая (дать возможность детям потрогать землю руками).
Вывод: почвы состоит из песка, камешков, перегноя.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можем ли мы посадить растение в песок? Давайте вспомним, а у Лунтика на планете было светло, тепло? Что нам нужно, чтобы растение выросло? (вода, свет, тепло). Давайте проверим, что происходит с водой, когда она попадает в песок, посмотрим, есть ли в песке питательные вещества для роста растений.
Опыт 2.
Материалы: стаканчик с водой, пустой стаканчик, миска с песком, ложечка.
Ход эксперимента: Воспитатель предлагает детям насыпать в стакан немного песка и налить немного воды, затем размешать песок в воде. После оседания песка вместе с детьми рассматривает воду. Изменилась ли вода? Почему? Может ли песок содержать питательные вещества? А где на нашей планете мы можем встретить место, где много песка? (пустыня). Что вы знаете о пустыне? Какие растения растут в пустыне и почему? Растет верблюжья колючка, потому что у нее очень длинный корень.
Вывод: когда песок намокает, песчинки слипаются, песок держит форму, но при этом очень быстро высыхает. Что произойдет с растением после высыхания песка? (растение может не вырасти)
Опыт 2. «Есть ли в почве питательные вещества»
Воспитатель: а теперь давайте проверим есть ли питательные вещества в почве. Воспитатель предлагает детям насыпать почву в стакан с водой и размешать. И дети наблюдают, что в воде плавают много различных частичек, вода стала темного цвета (мутной), появились пузырьки (содержится воздух), значит содержит много питательных веществ. Почва является наиболее благоприятной для существования растений.
Воспитатель: Ребята, давайте мы пока оставим наши стаканчики и позже проверим что изменилось в них.
Воспитатель: мы много смотрели и изучали, немножко устали, пора отдохнуть.
Физкультминутка.
Подрастает зернышко
Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.
(Потянулись)
С ветерком оно играет, ветерок его качает,
(руки вверх, качаемся)
К земле низко прижимает (наклоны туловища) —
вот как весело играет! (прогнулись, присели.)
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог.
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: Почва — это «живая» земля. Без которой не могут жить растения.
Ребята, а вы знаете, что почва образуется из опавших листьев и веточек, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В почве обитает много разных животных, в том числе и червяков.
- Заключительный этап (рефлексия)
Дети встают в круг с воспитателем.
Воспитатель. Мы с вами исследовали песок и почву. Что же является «живой» землей?
- Какими свойствами должна обладать живая земля?
- Итак, ребята, а как вы можете описать почву, которую можно назвать «живой землей» (предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся мелкие камни, глина, песок, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
- Значит, землю можно назвать «живой»?
- А почему у Лунтика ничего не вырастало на его планете?
- Мы смогли помочь Лунтику? Мы нашли «живую» почву?
- Давайте с вами вспомним, что же нужно для того чтобы растение существовало?
- Давайте посмотрим на схему и вспомним как нужно сажать растение. Теперь вы знаете как нужно сажать растения и что им для роста необходимо, я предлагаю нам посадить семена зеленой травки у вас в группе вместе с другими ребятами, чтобы и они узнали то что знаете вы!
Список литературы:
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». - М.: Карапуз – Дидактика, 2005.
- Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что нужно растению для роста? Свет Тепло Питание (земля) Вода Воздух
Правила поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
Правила поведения в лаборатории:
Что нужно растению для роста? Свет Тепло Питание (земля) Вода Воздух
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей группе на тему: «В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу».
Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве....
конспект "Мы живы, пока наша память жива..."
конспект НОД с использованием ИКТ...
Конспект НОД в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества....
Конспект занятия в старшей группе "Мы живы, пока наша память жива"
Конспект занятия в старшей группе...
Сценарий праздника по патриотическому воспитанию "Пока мы живы, Россия жива!" (старшая группа)
Воспитывать у детей патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть защитниками Отечества, служить в армии. Формировать представления о лучших мужс...
конспект занятия «Живи, ёлочка, живи!»
конспект занятия "Живи, ёлочка, живи!"...
Конспект занятия " Живая и не живая природа
обобщать знания детей по живой и неживой природеПродолжать закреплять знания детей о живой и не живой природе...