Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему
План разработан в соответствии с ФГОС ДО на основе авторской Программы "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_hud._literatury.docx | 27.55 КБ |
vospriyatie_hud._literatury.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя месяц | Тема, цель | Программное содержание | Материал, оборудование | Совместная деятельность воспитателя с детьми | ||
4 неделя августа | Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» В.Драгунский Цель: с помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников. Л.А.Парамонова стр. 24 | Познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием автор произведения, вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями. | Рассказы В.Драгунского | Беседа о дружбе, друзьях, рисование портретов друзей. | ||
1 неделя сентября | «Знакомство с рифмой» Цель: знакомить детей с рифмой. Л.А.Парамонова стр.42 | Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма. | Стихотворение в рифмах Д.Чиарди «Об удивительных птицах» | Чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» | ||
2 неделя сентября | Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Цель: вызвать желание передавать свое отношение к содержанию стихотворения | Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения | Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Рассматривание иллюстраций об осени. | ||
3 неделя сентября | Чтение рассказа Г.Снегирева «Верблюжья варежка» Цель: расширять представления детей об окружающем мире через худ. произведения. Л.А.Парамонова стр.239 | Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях, развивать воображение детей, познакомить детей со скороговорками. | Шерстяные нитки, спицы, теплые носки, варежки, картинки с изображением верблюда, козы. | Заучивание и проговаривание скороговорок, рассказать детям о том, как в старину люди вязали себе одежду. | ||
4 неделя сентября | Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Цель: : развивать наблюдательность, любознательность, зрительное внимание, речь. Компл. зан стр.53 | Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени, учить слушать сказки внимательно. | Иллюстрации к сказке Н. Сладкова, осенние листья | Д/и «Что нам осень принесла?», «Закончи предложение», «Какой, какая, какое» | ||
5 неделя сентября-1 неделя октября | «Поэты и писатели об осени» Цель: формировать умение сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты. Л.А.Парамонова стр.144 | Продемонстрировать детям вариативность образа осени, воплощенного в разных произведениях, соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете; закрепить представления о различии рассказа и стихотворения, развивать память при заучивании стихотворения. | Стихотворение К.Бальмонта «Осень», иллюстрации с осенними пейзажами, аудиозапись «Листопад» | Прослушивание музыкальных произведений об осени, заучивание стихов, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает?» | ||
2 неделя октября | «Хлеб – всему голова» Цель: закрепить представления детей о выращивании хлеба. Л.А.Парамонова стр.102 | Закрепить представление детей о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением; знакомить с пословицами и поговорками. | Картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи, труда хлеборобов, овощеводов, хлебобулочные изделия | д/и «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», рисование поля с пшеницей (рожью) | ||
3 неделя октября | «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: приобщать детей к художественной литературе, художественному слову. | Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения, вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | Сказка К. Чуковского «Мойдодыр», иллюстрации к книге. | Д/и «Что лишнее ?». | ||
4 неделя октября | « Чтение стихотворения М. Лермонтова «Край любимый». Цель: учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение | Развивать память, интонационную сторону речи, интерес к художественному слову. Учить детей выразительно рассказывать стихотворение. | Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны. | Рассматривание иллюстраций «Города России», «Природа родного края». | ||
5 неделя октября | « Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества. | Вызвать интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов | Иллюстрации. Стихотворение З. Александровой «Родина». | Рассматривание иллюстраций | ||
1 неделя ноября | «Лучше нет родного края» Цель: формировать у детей представление об образе Родины, родного края. Л.А.Парамонова стр.680 | Наполнить значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием образы Родины, родного края, развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение, воспитывать любовь к Родине, родному краю. | Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество», Ю. Яковлева «Малая Родина» | Чтение и заучивание стихов о Родине. | ||
2 неделя ноября | «Чтение «К нам бегут автобусы» Цель: развивать поэтический слух детей. Л.А.Парамонова стр.64 | Формировать умение слышать «музыку»стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками, способствовать развитию воображения. | Стихотворение Э.Мошковской «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился» | Мимические упражнения. | ||
3 неделя ноября | Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья» Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества. | Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать напевность, ритмичность поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов, вызвать интерес к родному языку. | Стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья», иллюстрации осенних пейзажей. | Рассматривание иллюстраций.. | ||
4 неделя ноября | «Небылицы» Цель: познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Л.А.Парамонова стр.355 | Помочь детям осознать прием переворачивания, используемый в некоторых небылицах, развивать чувство юмора, воображение. | Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох. | Чтение небылиц, придумывание своих. | ||
1 неделя декабря | Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок» Цель: учить детей передавать содержание литературного текста связанно, последовательно, без наводящих вопросов педагога. Компл. зан. стр 191 Ушакова стр 68 | Развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных, закреплять умение образовывать формы р.п.м.ч. существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) | Рассказа Н. Калининой «Снежный колобок», предметы кукольной одежды (ботинки, чулки) | Игра в «снежки», чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима». | ||
2 неделя декабря | Чтение стихотворения «Как мир встречает новый год» Цель: воспитывать дружеские чувства к народам других стран. | Познакомить детей с традициями празднования нового года в различных странах. развивать речь, любознательность, уважение к традициям и обрядам других народов. | Стихотворение Г. Сапгир «Как встречают новый год», книга «Новогодний подарок», географическая карта, глобус. | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | ||
3 неделя декабря | «Поэты и писатели о зиме» Цель: развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же явлении. Л.А.Парамонова стр.380 | Создать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста, обогащать словарь детей. | Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг о зиме. | Беседы о зиме, зимних явлениях, заучивание песен, стихов, пословиц, поговорок. | ||
4 неделя декабря | «Сказочная путаница» Цель: включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок. Л.А.Парамонова стр.311 | Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки; развивать чувство юмора, воспитывать умение услышать предложения товарищей и подхватить их. | Настольный театр «Красная Шапочка» | Составление путаниц по знакомым сказкам, игры-драматизации. | ||
5 неделя декабря | «Старые сказки на новый лад» Цель: продолжать работу по развитию у детей воображения. Л.А.Парамонова стр.335 | Формировать умение детей сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла, развивать чувство юмора. | Мольберт, наборы картинок с персонажами сказок и одной картинкой из другой сказки, фишки. | д/и «Сложи картинку», «Из какой я сказки», игры-инсценировки. | ||
2 неделя января | «Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»». Цель: помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении. | Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведения, формировать умение понимать смысл слов. | Иллюстрации с изображением березы в снегу. | Рисование березы зимой, зимнего леса, чтение стихов и рассказов о зимней природе. | ||
3 неделя января | Чтение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Цель: формировать умение рассуждать о художественных образах сказки. Л.А.Парамонова стр.376 | Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц; подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми. | Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» | Чтение р.н.с. и авторских. | ||
4 неделя января | Чтение словацкой сказки в пересказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Цель: обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях. Л.А.Парамонова стр.277 | Совершенствовать умение детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем; воспитывать усидчивость, внимание. | Сказка «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, иллюстрации к сказке. | Чтение р.н.с. и авторских. | ||
1 неделя февраля | «Заучивание стихотворения Н. Старшинова «Над Родиной голубизна такая»». Цель: воспитывать патриотические чувства. Развивать память, речь. | Развивать интерес к художественному слову, эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы. | Иллюстрации с изображением пейзажей. | - Физкультм Беседа о Родине, д/у «Закончи предложение», чтение стихотворения С. Маршака «Февраль». | ||
2 неделя февраля | Чтение стихотворения С.Козлова «В порту» Цель: способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию. Л.А.Парамонова стр.435 | Развивать способность детей вслушиваться в текст, умение разнообразно интерпретировать описанные события, воспитывать умение детей договариваться между собой. | Игрушки для игры «Морской порт», мелкий игровой материал, грузовые машины, автокраны. | С/р игры «Моряки», «Строители», «Шоферы», загадывание загадок. | ||
3 неделя февраля | Чтение рассказа Ю.И.Коваля «Алый» Цель: расширять представления о защитниках Отечества. Л.А.Парамонова стр.454 | Формировать представления о службе на границе, развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. | Стихотворение З.Александровой «Дозор», рассказ Ю.И.Коваля «Алый» | Беседа о защитниках Отечества, рисование военной техники, лепка парашютистов. | ||
4 неделя февраля | Чтение стихотворения «Кем быть» В. Маяковского Цель: расширять знания детей о профессиях. Л.А.Парамонова стр.454 | Вызвать интерес детей к разным профессиям, воспитывать уважение к людям-профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора. | Иллюстрации к стихотворению. | Рисование людей разных профессий, беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций. | ||
1 неделя марта | Чтение рассказа В.Осеевой «Почему?» Цель: формировать умение размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков. Л.А.Парамонова стр.472 | Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям, уметь соотносить личный опыт и содержание прочитанного, формировать умение воспроизводить сюжет по опорным картинкам. | Рассказ В.Осеевой «Почему?», опорные картинки для пересказа. | Решение проблемных ситуаций, составление рассказов по опорным картинкам. | ||
2 неделя марта | «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»». Цель: воспитывать желание и умение слушать художественное произведение. | Формировать умение оценивать поступки героев. развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. закреплять умение отвечать на вопросы, понимать основной смысл произведения, вызывать интерес к народному творчеству. | Сборник сказок. Иллюстрации. | Чтение и обсуждение р.н.сказок. | ||
3 неделя марта | «Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»». Цель: расширять представление детей о жизни русского народа в старину. Варенцова стр.69 | Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам - лаптям; русскому народному творчеству о них, познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», формировать умение понимать смысл, делать выводы, воспитывать усидчивость. | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Иллюстрации к сказке. Лапти сувенирные. | Беседа о жизни людей в старину, драматизация сказок, игры с лаптями. пляски в лаптях «Кто быстрее добежит». | ||
4 неделя марта | «Устное народное творчество». Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. | Закреплять знания о народных сказках, о малых фольклорных формах, о их своеобразие и особенностях, побуждать пересказывать любимые сказки, учить понимать смысл поэтических стихотворений, развивать эмоционально- эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. | Иллюстрации художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. | Д/и«Догадайся, что это?» Загадки, пословицы и поговорки. | ||
5 неделя марта-1 неделя апреля | «Заклички» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами-закличками. Л.А.Парамонова стр.503 | Дать детям представление о традиционном использовании закличек, научить ими пользоваться. | Различные заклички. | Заучивание закличек. | ||
2 неделя апреля | Чтение рассказа В.Бианки «Лесные домишки» Цель: расширять представления детей о птицах. Л.А.Парамонова стр.566 | Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки, расширять представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему; знакомить детей с пословицами , отражающими любовь человека к родному дому. | Иллюстрации с изображением птиц. | Рассматривание птиц в энциклопедии, чтение рассказов о них, рисование и лепка птиц. | ||
3 неделя апреля | «Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Чтение стихотворения «Лесные правила»». Цель: развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение. Л.: Кочергина стр. 150 | Формировать умение передавать интонацией задушевность, нежное отношение еще к робкой весне, воспроизводить в своей речи, образное выражения из текста. | Открытки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Иллюстрации весенней природы. | Рассматривание открыток с изображением ранней весны и цветущей вербы. | ||
4 неделя апреля | «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»». Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, умение пересказывать. | Формировать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прочтении рассказа, эмоционально воспринимать его содержание, запоминать действующие лица и последовательность действий. | Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации с изображением одуванчика. | Беседа о весне, о первоцветах. | ||
1 неделя мая | «Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей»». Цель: обобщить представление о Великой Отечественной войне и защиты Родины. Л.: Н. С. Голицына стр. 399. | Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат, формировать умение понимать смысл поэтического произведения, умение отвечать на вопросы используя в речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Иллюстрации на военную тематику. Произведения С. Михалкова «Быль для детей». Картина «День Победы». | Беседа о В. О. войне, рассматривание иллюстраций. | ||
2 неделя мая | «Чтение рассказа С. Алексеева «Пешком с неба» (о парашютистах)». Чтение стихотворения Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Цель: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов. | Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества, патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников отечества, развивать любознательность. | Рассказ С. Алексеева «Пешком с неба». Стихотворение Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Иллюстрации к рассказу. | Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание иллюстраций. | ||
3 неделя мая | «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Лето»». Цель: развивать интерес к поэтическим произведения о природе. Прогулки стр.219 | Развивать образность речи, понимания значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову, память, интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость на летние проявления природы. | Стихотворения Е. Трутневой «Лето». Иллюстрации к стихотворению. | Рассматривание иллюстраций. | ||
4 неделя мая | Чтение сказки Б.Заходера «Серая Звеэдочка» Цель: формировать умение представлять сказочного героя во всем многообразии его черт. Л.А.Парамонова стр.735 | Поддерживать интерес детей ко всему живому, развивать нравственные чувства, формировать умение воспроизводить содержание целостного фрагмента сказки. | Сказка Б.Заходера «Серая Звездочка» | Беседа о лете, чтение стихов, рисование летних сюжетов. | ||
Предварительный просмотр:
Неделя месяц | Тема, цель | Программное содержание | Материал, оборудование | Совместная деятельность воспитателя с детьми | ||
4 неделя августа | Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» В.Драгунский Цель: с помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников. Л.А.Парамонова стр. 24 | Познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием автор произведения, вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями. | Рассказы В.Драгунского | Беседа о дружбе, друзьях, рисование портретов друзей. | ||
1 неделя сентября | «Знакомство с рифмой» Цель: знакомить детей с рифмой. Л.А.Парамонова стр.42 | Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма. | Стихотворение в рифмах Д.Чиарди «Об удивительных птицах» | Чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» | ||
2 неделя сентября | Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Цель: вызвать желание передавать свое отношение к содержанию стихотворения | Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения | Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Рассматривание иллюстраций об осени. | ||
3 неделя сентября | Чтение рассказа Г.Снегирева «Верблюжья варежка» Цель: расширять представления детей об окружающем мире через худ. произведения. Л.А.Парамонова стр.239 | Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях, развивать воображение детей, познакомить детей со скороговорками. | Шерстяные нитки, спицы, теплые носки, варежки, картинки с изображением верблюда, козы. | Заучивание и проговаривание скороговорок, рассказать детям о том, как в старину люди вязали себе одежду. | ||
4 неделя сентября | Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге» Цель: : развивать наблюдательность, любознательность, зрительное внимание, речь. Компл. зан стр.53 | Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени, учить слушать сказки внимательно. | Иллюстрации к сказке Н. Сладкова, осенние листья | Д/и «Что нам осень принесла?», «Закончи предложение», «Какой, какая, какое» | ||
5 неделя сентября-1 неделя октября | «Поэты и писатели об осени» Цель: формировать умение сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты. Л.А.Парамонова стр.144 | Продемонстрировать детям вариативность образа осени, воплощенного в разных произведениях, соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете; закрепить представления о различии рассказа и стихотворения, развивать память при заучивании стихотворения. | Стихотворение К.Бальмонта «Осень», иллюстрации с осенними пейзажами, аудиозапись «Листопад» | Прослушивание музыкальных произведений об осени, заучивание стихов, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает?» | ||
2 неделя октября | «Хлеб – всему голова» Цель: закрепить представления детей о выращивании хлеба. Л.А.Парамонова стр.102 | Закрепить представление детей о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением; знакомить с пословицами и поговорками. | Картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи, труда хлеборобов, овощеводов, хлебобулочные изделия | д/и «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», рисование поля с пшеницей (рожью) | ||
3 неделя октября | «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: приобщать детей к художественной литературе, художественному слову. | Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения, вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | Сказка К. Чуковского «Мойдодыр», иллюстрации к книге. | Д/и «Что лишнее ?». | ||
4 неделя октября | « Чтение стихотворения М. Лермонтова «Край любимый». Цель: учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение | Развивать память, интонационную сторону речи, интерес к художественному слову. Учить детей выразительно рассказывать стихотворение. | Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны. | Рассматривание иллюстраций «Города России», «Природа родного края». | ||
5 неделя октября | « Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества. | Вызвать интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов | Иллюстрации. Стихотворение З. Александровой «Родина». | Рассматривание иллюстраций | ||
1 неделя ноября | «Лучше нет родного края» Цель: формировать у детей представление об образе Родины, родного края. Л.А.Парамонова стр.680 | Наполнить значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием образы Родины, родного края, развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение, воспитывать любовь к Родине, родному краю. | Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество», Ю. Яковлева «Малая Родина» | Чтение и заучивание стихов о Родине. | ||
2 неделя ноября | «Чтение «К нам бегут автобусы» Цель: развивать поэтический слух детей. Л.А.Парамонова стр.64 | Формировать умение слышать «музыку»стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками, способствовать развитию воображения. | Стихотворение Э.Мошковской «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился» | Мимические упражнения. | ||
3 неделя ноября | Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья» Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества. | Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать напевность, ритмичность поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов, вызвать интерес к родному языку. | Стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья», иллюстрации осенних пейзажей. | Рассматривание иллюстраций.. | ||
4 неделя ноября | «Небылицы» Цель: познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Л.А.Парамонова стр.355 | Помочь детям осознать прием переворачивания, используемый в некоторых небылицах, развивать чувство юмора, воображение. | Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох. | Чтение небылиц, придумывание своих. | ||
1 неделя декабря | Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок» Цель: учить детей передавать содержание литературного текста связанно, последовательно, без наводящих вопросов педагога. Компл. зан. стр 191 Ушакова стр 68 | Развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных, закреплять умение образовывать формы р.п.м.ч. существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) | Рассказа Н. Калининой «Снежный колобок», предметы кукольной одежды (ботинки, чулки) | Игра в «снежки», чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима». | ||
2 неделя декабря | Чтение стихотворения «Как мир встречает новый год» Цель: воспитывать дружеские чувства к народам других стран. | Познакомить детей с традициями празднования нового года в различных странах. развивать речь, любознательность, уважение к традициям и обрядам других народов. | Стихотворение Г. Сапгир «Как встречают новый год», книга «Новогодний подарок», географическая карта, глобус. | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | ||
3 неделя декабря | «Поэты и писатели о зиме» Цель: развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же явлении. Л.А.Парамонова стр.380 | Создать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста, обогащать словарь детей. | Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг о зиме. | Беседы о зиме, зимних явлениях, заучивание песен, стихов, пословиц, поговорок. | ||
4 неделя декабря | «Сказочная путаница» Цель: включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок. Л.А.Парамонова стр.311 | Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки; развивать чувство юмора, воспитывать умение услышать предложения товарищей и подхватить их. | Настольный театр «Красная Шапочка» | Составление путаниц по знакомым сказкам, игры-драматизации. | ||
5 неделя декабря | «Старые сказки на новый лад» Цель: продолжать работу по развитию у детей воображения. Л.А.Парамонова стр.335 | Формировать умение детей сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла, развивать чувство юмора. | Мольберт, наборы картинок с персонажами сказок и одной картинкой из другой сказки, фишки. | д/и «Сложи картинку», «Из какой я сказки», игры-инсценировки. | ||
2 неделя января | «Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»». Цель: помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении. | Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведения, формировать умение понимать смысл слов. | Иллюстрации с изображением березы в снегу. | Рисование березы зимой, зимнего леса, чтение стихов и рассказов о зимней природе. | ||
3 неделя января | Чтение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Цель: формировать умение рассуждать о художественных образах сказки. Л.А.Парамонова стр.376 | Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц; подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми. | Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» | Чтение р.н.с. и авторских. | ||
4 неделя января | Чтение словацкой сказки в пересказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Цель: обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях. Л.А.Парамонова стр.277 | Совершенствовать умение детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем; воспитывать усидчивость, внимание. | Сказка «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, иллюстрации к сказке. | Чтение р.н.с. и авторских. | ||
1 неделя февраля | «Заучивание стихотворения Н. Старшинова «Над Родиной голубизна такая»». Цель: воспитывать патриотические чувства. Развивать память, речь. | Развивать интерес к художественному слову, эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы. | Иллюстрации с изображением пейзажей. | - Физкультм Беседа о Родине, д/у «Закончи предложение», чтение стихотворения С. Маршака «Февраль». | ||
2 неделя февраля | Чтение стихотворения С.Козлова «В порту» Цель: способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию. Л.А.Парамонова стр.435 | Развивать способность детей вслушиваться в текст, умение разнообразно интерпретировать описанные события, воспитывать умение детей договариваться между собой. | Игрушки для игры «Морской порт», мелкий игровой материал, грузовые машины, автокраны. | С/р игры «Моряки», «Строители», «Шоферы», загадывание загадок. | ||
3 неделя февраля | Чтение рассказа Ю.И.Коваля «Алый» Цель: расширять представления о защитниках Отечества. Л.А.Парамонова стр.454 | Формировать представления о службе на границе, развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. | Стихотворение З.Александровой «Дозор», рассказ Ю.И.Коваля «Алый» | Беседа о защитниках Отечества, рисование военной техники, лепка парашютистов. | ||
4 неделя февраля | Чтение стихотворения «Кем быть» В. Маяковского Цель: расширять знания детей о профессиях. Л.А.Парамонова стр.454 | Вызвать интерес детей к разным профессиям, воспитывать уважение к людям-профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора. | Иллюстрации к стихотворению. | Рисование людей разных профессий, беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций. | ||
1 неделя марта | Чтение рассказа В.Осеевой «Почему?» Цель: формировать умение размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков. Л.А.Парамонова стр.472 | Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям, уметь соотносить личный опыт и содержание прочитанного, формировать умение воспроизводить сюжет по опорным картинкам. | Рассказ В.Осеевой «Почему?», опорные картинки для пересказа. | Решение проблемных ситуаций, составление рассказов по опорным картинкам. | ||
2 неделя марта | «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»». Цель: воспитывать желание и умение слушать художественное произведение. | Формировать умение оценивать поступки героев. развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. закреплять умение отвечать на вопросы, понимать основной смысл произведения, вызывать интерес к народному творчеству. | Сборник сказок. Иллюстрации. | Чтение и обсуждение р.н.сказок. | ||
3 неделя марта | «Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»». Цель: расширять представление детей о жизни русского народа в старину. Варенцова стр.69 | Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам - лаптям; русскому народному творчеству о них, познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», формировать умение понимать смысл, делать выводы, воспитывать усидчивость. | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Иллюстрации к сказке. Лапти сувенирные. | Беседа о жизни людей в старину, драматизация сказок, игры с лаптями. пляски в лаптях «Кто быстрее добежит». | ||
4 неделя марта | «Устное народное творчество». Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. | Закреплять знания о народных сказках, о малых фольклорных формах, о их своеобразие и особенностях, побуждать пересказывать любимые сказки, учить понимать смысл поэтических стихотворений, развивать эмоционально- эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. | Иллюстрации художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. | Д/и«Догадайся, что это?» Загадки, пословицы и поговорки. | ||
5 неделя марта-1 неделя апреля | «Заклички» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами-закличками. Л.А.Парамонова стр.503 | Дать детям представление о традиционном использовании закличек, научить ими пользоваться. | Различные заклички. | Заучивание закличек. | ||
2 неделя апреля | Чтение рассказа В.Бианки «Лесные домишки» Цель: расширять представления детей о птицах. Л.А.Парамонова стр.566 | Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки, расширять представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему; знакомить детей с пословицами , отражающими любовь человека к родному дому. | Иллюстрации с изображением птиц. | Рассматривание птиц в энциклопедии, чтение рассказов о них, рисование и лепка птиц. | ||
3 неделя апреля | «Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Чтение стихотворения «Лесные правила»». Цель: развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение. Л.: Кочергина стр. 150 | Формировать умение передавать интонацией задушевность, нежное отношение еще к робкой весне, воспроизводить в своей речи, образное выражения из текста. | Открытки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Иллюстрации весенней природы. | Рассматривание открыток с изображением ранней весны и цветущей вербы. | ||
4 неделя апреля | «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»». Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, умение пересказывать. | Формировать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прочтении рассказа, эмоционально воспринимать его содержание, запоминать действующие лица и последовательность действий. | Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации с изображением одуванчика. | Беседа о весне, о первоцветах. | ||
1 неделя мая | «Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей»». Цель: обобщить представление о Великой Отечественной войне и защиты Родины. Л.: Н. С. Голицына стр. 399. | Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат, формировать умение понимать смысл поэтического произведения, умение отвечать на вопросы используя в речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Иллюстрации на военную тематику. Произведения С. Михалкова «Быль для детей». Картина «День Победы». | Беседа о В. О. войне, рассматривание иллюстраций. | ||
2 неделя мая | «Чтение рассказа С. Алексеева «Пешком с неба» (о парашютистах)». Чтение стихотворения Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Цель: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов. | Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества, патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников отечества, развивать любознательность. | Рассказ С. Алексеева «Пешком с неба». Стихотворение Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Иллюстрации к рассказу. | Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание иллюстраций. | ||
3 неделя мая | «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Лето»». Цель: развивать интерес к поэтическим произведения о природе. Прогулки стр.219 | Развивать образность речи, понимания значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову, память, интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость на летние проявления природы. | Стихотворения Е. Трутневой «Лето». Иллюстрации к стихотворению. | Рассматривание иллюстраций. | ||
4 неделя мая | Чтение сказки Б.Заходера «Серая Звеэдочка» Цель: формировать умение представлять сказочного героя во всем многообразии его черт. Л.А.Парамонова стр.735 | Поддерживать интерес детей ко всему живому, развивать нравственные чувства, формировать умение воспроизводить содержание целостного фрагмента сказки. | Сказка Б.Заходера «Серая Звездочка» | Беседа о лете, чтение стихов, рисование летних сюжетов. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.
Перспективный план был разработан для воспитателей логопедической группы с целью оказания помощи в планировании и проведении ...
Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)
Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы
Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира. Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе по программе Веракса
Материал по ознакомлению с художенственной литературой в средней группе. Материал можно использовать в свободной деятельности, знакомить детей с художественной литературой....
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...