Конспект НОД в старшей группе "Путешествие с Капелькой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие с Капелькой»
Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментов с жидкостью; умение самостоятельно проводить опыты-эксперементы с водой, решая проблемную ситуацию.
Задачи:
- Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.
- Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
- Совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь; обогащать и активизировать словарь за счёт слов: пресная, солёная, талая, иней.
- Совершенствовать навыки работы с мнемотаблицами в творческом рассказывании.
- Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, логическое мышление, координацию движений и тонкую моторику пальцев (динамические паузы, пальчиковая гимнастика-здоровьесберегающие технологии).
- Совершенствовать навыки в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционной техники-рисование песком.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: глобус, раздаточный материал на каждого ребёнка
( стаканчики с водой, тарелочки, губки), картинки со временами года, «музыка» дождя, Капитоша, мнемотаблицы.
Предварительная работа: Беседа с детьми и оформление газеты «Кому нужна вода»;
чтение стихов, отгадывание загадок, рисование на тему: «Моря, океаны и их обитатели»,
Организационный момент
Дети стоят полукругом.
В: дети, посмотрите, кого я сегодня обнаружила, когда пришла в группу. На что это похоже? (капля)
Правильно, это- маленькая Капелька.
А что у нас состоит из множества таких же маленьких капелек (вода). Правильно. Капелька сказала, что любит всякие превращения и приключения. Она так много путешествовала, что забыла, где её дом и её сестрёнки-капельки. Давайте поможем Капельки отыскать её дом. Вы согласны?
Но сначала мы отправимся с вами в волшебную лабораторию, где проведём опыты и эксперименты, и посмотрим, где и как наша капелька путешествовала в разных временах года.
Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория- это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Именно такими учёными мы сейчас и станем. Готовы, тогда пошли в лабораторию.
(В-ль и дети перемещаются в лабораторию). В лаборатории дети садиться за столы, на которых стоят стаканы с солёной и пресной водой, губки. На столе у В. глобус.
В-ль показывает детям глобус и, проворачивая его, предлагает детям рассмотреть.
Читает загадку:
Горы, пустыни,
Степи, леса,
Страны, реки, моря,
На нём поместилась,
Вся наша Земля!
(глобус)
В-ль: Что же такое глобус? (ответы детей)
Посмотрите внимательно, какого цвета больше всего на глобусе? (голубого)
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе? (вода, моря, океаны,
реки).
А жёлтым цветом? (суша)
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Правильно, потому что большую часть нашей планеты Земля составляют моря, океаны,
реки, озёра. Одним словом - вода. Но вода тоже бывает разная. Давайте рассмотрим, что
стоит у вас на столах. (стаканчики с водой). Посмотрите внимательно и сравните их.
(они одинаковые).
Что можно сказать о жидкости, которая налита в ваши стаканчики. Какая она? (мутная
или прозрачная?- подсказка при затр. ответе). Как по другому можно сказать про эту
воду? (чистая)
Теперь попробуйте воду на вкус, сначала из одного стакана, а потом из другого.
Дети выясняют, что в одном стакане вода безвкусная, а в другом солёная.
Безвкусную воду по другому можно назвать - пресная. Пресная вода в реках и озёрах, а
Солёная - морская. Как вы думаете, где можно встретить морскую воду? (моря, океаны).
Правильно. И жители обитатели морей и океанов должны приспосабливаться к такой
воде.
Опыт солёная и пресная вода
На свете есть мёртвое море. Оно так называется, потому что вода в нём такая солёная,
что живые организмы так и не приспособились к жизни там. А люди могут спокойно
лежать на поверхности воды, читать книги и журналы и не бояться, что утонут.
(Иллюстрации)
А мы с вами сейчас отправимся в путешествие по временам года и возьмём с собой
Капельку. А на чём же мы отправимся в путь? Давайте на самолёте.
(Динамическая пауза- здоровьесберегающие технологии)
1 остановка
Слайд (плакат) с изображением осенней природы.
В-ль: Какое время года изображено на экране (картине)?
А как называется пора, когда листья окрашены в жёлтый, красный, оранжевый цвет?
(Золотая осень)
Ой, а где же наша Капелька? Она стала невидимой, и чтобы её увидеть нам с вами надо отгадать загадку и сделать рисунок. Готовы? Тогда слушайте очень внимательно:
Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Дождик)
Догадались, молодцы. Ребята, дождь состоит из множества капелек, сестрёнок Капелька.
Давайте их нарисуем. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология)
Дождик песенку поет,
(сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет?
(пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты,
(на обеих руках разгибаем указательные)
Но зато поймут цветы,
(разгибаем средние)
И зеленая трава,
(разгибаем безымянные)
И весенняя листва.
(разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно.
(разгибаем большие)
Теперь возьмите листок бумаги, кисти и представьте, что вы рисуете красками. Нарисуйте клеем форму капельки. А теперь давайте перевернём листки рисунком вниз и положим на поднос с песком. Прижимаем ладошками. Теперь посмотрим, что же у нас получилось?
Правильно, много капелек, целый дождь. А мы от него спрячемся под зонтиком. Положите свои работы на стол и прячьтесь под зонтик! Закончился дождик, а Капитошу мы не нашли… Давайте поищем её в другом месте.
Садимся на поезд.
(Динамическая пауза)
2 остановка: Зимний пейзаж. Какое это время года? Почему вы так думаете? А можно ли увидеть водяную капельку зимой? Как вы думаете, какой она становится?
Послушайте внимательно загадки:
С неба падают пушинки,
Распушив лучи-ворсинки.
Это кружат балеринки,
Белоснежные…(Снежинки)
По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.
(Морозный узор на окне)
На реке блестит стекло,
очень тонкое оно,
солнца лучик припечет,
ручейком стекло стечет. (Лед)
Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело?!
На траве белеет …(иней)
Показать слайды: лёд, иней, снежинки, морозный узор.
В-ль: Дети, лёд, иней, снег - что это? А это волшебные превращения нашей Капельки.
Давайте нарисуем эти превращения. Вы сейчас нарисуете нашу Капельку в разных её формах. Кому что больше понравилось. (Дети садятся за столы, берут тюбики с клеем, рисуют им снежинки, морозный узор или льдинку и посыпают сверху голубым песком).
Давайте посмотрим, что получилось. Очень красиво. Вот и нашлась наша Капелька!
Опыт: Подойдите все ко мне и посмотрите, что я вам принесла (льдинка).
Рассмотреть, дать потрогать. Что же происходит с нашей льдинкой в ладошке? Почему она тает? (от тепла).
Ну вот, солнышко пригрело и наша Капелька опять ускользнула от нас. Давайте её догонять.
(Динамическая пауза, слова с движением)
3 остановка:
Слайд (картинка) с изображением весенней природы.
Ребята, какое время года изображено на картине? (весна)
Почему вы так решили? Послушайте загадку о весенней капельке:
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз…
(Сосулька)
Правильно, сосулька- это тоже вода, только твёрдая.
Опыт: Давайте посмотрим, что будет с нашей льдинкой в воде. Она не тонет! Значит лёд легче воды! Но она тает, потому, что вода теплее льда. Вода от растаявшего снега и льда называется – ТАЛАЯ. Но мы с вами так и не нашли нашу Капитошу. Давайте поищем в другом месте.
(Динамическая пауза)
4 остановка: Слайд (картинка) с изображением летнего пейзажа.
Какое время года на картинке? Где мы можем встретить воду в природе?
Давайте я буду показывать вам таблички, а вы расскажите, что происходит с водой в природе.
(Мнемотаблицы круговорот воды в природе)
ФОТО
Появляется Капелька.
А вот и Капелька - шалунья! Капелька, мы тоже сегодня много путешествовали и поняли, что в течение года ты меняешься очень много раз и выглядеть можешь по-разному: то ты капелька тумана или росы, то большая градина или иголочка инея, то морозный узор на окне или прозрачная льдинка или сосулька. Но чаще мы тебя встречаем в виде капельки дождя. А как получается дождь мы уже знаем. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Капелька: Ой, ну и весело мне с вами было! И в прятки поиграли, и в догонялки. А теперь побегу я к своим сестричкам капелькам, они меня, наверное, уже заждались! До свидания!
(уходит)
Дети, послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею я вам доложить,
Без нё нам не прожить!
Так что же мы сегодня узнали о воде. Давайте я буду показывать вам схемы, а вы расскажите. (мнемотехника)
ФОТО
А как же мы с вами можем беречь воду? (Не забываем закрывать краны, не льём воду просто так)
МОЛОДЦЫ! Тогда давайте будем беречь воду!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pg_1162904779.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие с Капелькой»
Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментов с жидкостью; умение самостоятельно проводить опыты-эксперементы с водой, решая проблемную ситуацию.
Задачи:
- Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.
- Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
- Совершенствовать грамматический строй речи; развивать диалогическую речь; обогащать и активизировать словарь за счёт слов: пресная, солёная, талая, иней.
- Совершенствовать навыки работы с мнемотаблицами в творческом рассказывании.
- Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, логическое мышление, координацию движений и тонкую моторику пальцев (динамические паузы, пальчиковая гимнастика-здоровьесберегающие технологии).
- Совершенствовать навыки в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционной техники-рисование песком.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: глобус, раздаточный материал на каждого ребёнка
( стаканчики с водой, тарелочки, губки), картинки со временами года, «музыка» дождя, Капитоша, мнемотаблицы.
Предварительная работа: Беседа с детьми и оформление газеты «Кому нужна вода»;
чтение стихов, отгадывание загадок, рисование на тему: «Моря, океаны и их обитатели»,
Организационный момент
Дети стоят полукругом.
В: дети, посмотрите, кого я сегодня обнаружила, когда пришла в группу. На что это похоже? (капля)
Правильно, это- маленькая Капелька.
А что у нас состоит из множества таких же маленьких капелек (вода). Правильно. Капелька сказала, что любит всякие превращения и приключения. Она так много путешествовала, что забыла, где её дом и её сестрёнки-капельки. Давайте поможем Капельки отыскать её дом. Вы согласны?
Но сначала мы отправимся с вами в волшебную лабораторию, где проведём опыты и эксперименты, и посмотрим, где и как наша капелька путешествовала в разных временах года.
Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория- это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Именно такими учёными мы сейчас и станем. Готовы, тогда пошли в лабораторию.
(В-ль и дети перемещаются в лабораторию). В лаборатории дети садиться за столы, на которых стоят стаканы с солёной и пресной водой, губки. На столе у В. глобус.
В-ль показывает детям глобус и, проворачивая его, предлагает детям рассмотреть.
Читает загадку:
Горы, пустыни,
Степи, леса,
Страны, реки, моря,
На нём поместилась,
Вся наша Земля!
(глобус)
В-ль: Что же такое глобус? (ответы детей)
Посмотрите внимательно, какого цвета больше всего на глобусе? (голубого)
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе? (вода, моря, океаны,
реки).
А жёлтым цветом? (суша)
Какого цвета больше на глобусе? (голубого)
Правильно, потому что большую часть нашей планеты Земля составляют моря, океаны,
реки, озёра. Одним словом - вода. Но вода тоже бывает разная. Давайте рассмотрим, что
стоит у вас на столах. (стаканчики с водой). Посмотрите внимательно и сравните их.
(они одинаковые).
Что можно сказать о жидкости, которая налита в ваши стаканчики. Какая она? (мутная
или прозрачная?- подсказка при затр. ответе). Как по другому можно сказать про эту
воду? (чистая)
Теперь попробуйте воду на вкус, сначала из одного стакана, а потом из другого.
Дети выясняют, что в одном стакане вода безвкусная, а в другом солёная.
Безвкусную воду по другому можно назвать - пресная. Пресная вода в реках и озёрах, а
Солёная - морская. Как вы думаете, где можно встретить морскую воду? (моря, океаны).
Правильно. И жители обитатели морей и океанов должны приспосабливаться к такой
воде.
Опыт солёная и пресная вода
На свете есть мёртвое море. Оно так называется, потому что вода в нём такая солёная,
что живые организмы так и не приспособились к жизни там. А люди могут спокойно
лежать на поверхности воды, читать книги и журналы и не бояться, что утонут.
(Иллюстрации)
А мы с вами сейчас отправимся в путешествие по временам года и возьмём с собой
Капельку. А на чём же мы отправимся в путь? Давайте на самолёте.
(Динамическая пауза- здоровьесберегающие технологии)
1 остановка
Слайд (плакат) с изображением осенней природы.
В-ль: Какое время года изображено на экране (картине)?
А как называется пора, когда листья окрашены в жёлтый, красный, оранжевый цвет?
(Золотая осень)
Ой, а где же наша Капелька? Она стала невидимой, и чтобы её увидеть нам с вами надо отгадать загадку и сделать рисунок. Готовы? Тогда слушайте очень внимательно:
Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Дождик)
Догадались, молодцы. Ребята, дождь состоит из множества капелек, сестрёнок Капелька.
Давайте их нарисуем. Но сначала мы разомнём наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика - здоровьесберегающая технология)
Дождик песенку поет,
(сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет?
(пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты,
(на обеих руках разгибаем указательные)
Но зато поймут цветы,
(разгибаем средние)
И зеленая трава,
(разгибаем безымянные)
И весенняя листва.
(разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно.
(разгибаем большие)
Теперь возьмите листок бумаги, кисти и представьте, что вы рисуете красками. Нарисуйте клеем форму капельки. А теперь давайте перевернём листки рисунком вниз и положим на поднос с песком. Прижимаем ладошками. Теперь посмотрим, что же у нас получилось?
Правильно, много капелек, целый дождь. А мы от него спрячемся под зонтиком. Положите свои работы на стол и прячьтесь под зонтик! Закончился дождик, а Капитошу мы не нашли… Давайте поищем её в другом месте.
Садимся на поезд.
(Динамическая пауза)
2 остановка: Зимний пейзаж. Какое это время года? Почему вы так думаете? А можно ли увидеть водяную капельку зимой? Как вы думаете, какой она становится?
Послушайте внимательно загадки:
С неба падают пушинки,
Распушив лучи-ворсинки.
Это кружат балеринки,
Белоснежные…(Снежинки)
По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.
(Морозный узор на окне)
На реке блестит стекло,
очень тонкое оно,
солнца лучик припечет,
ручейком стекло стечет. (Лед)
Он не снег, но тоже белый,
А в тени немного синий.
Что же это, в чем тут дело?!
На траве белеет …(иней)
Показать слайды: лёд, иней, снежинки, морозный узор.
В-ль: Дети, лёд, иней, снег - что это? А это волшебные превращения нашей Капельки.
Давайте нарисуем эти превращения. Вы сейчас нарисуете нашу Капельку в разных её формах. Кому что больше понравилось. (Дети садятся за столы, берут тюбики с клеем, рисуют им снежинки, морозный узор или льдинку и посыпают сверху голубым песком).
Давайте посмотрим, что получилось. Очень красиво. Вот и нашлась наша Капелька!
Опыт: Подойдите все ко мне и посмотрите, что я вам принесла (льдинка).
Рассмотреть, дать потрогать. Что же происходит с нашей льдинкой в ладошке? Почему она тает? (от тепла).
Ну вот, солнышко пригрело и наша Капелька опять ускользнула от нас. Давайте её догонять.
(Динамическая пауза, слова с движением)
3 остановка:
Слайд (картинка) с изображением весенней природы.
Ребята, какое время года изображено на картине? (весна)
Почему вы так решили? Послушайте загадку о весенней капельке:
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз…
(Сосулька)
Правильно, сосулька- это тоже вода, только твёрдая.
Опыт: Давайте посмотрим, что будет с нашей льдинкой в воде. Она не тонет! Значит лёд легче воды! Но она тает, потому, что вода теплее льда. Вода от растаявшего снега и льда называется – ТАЛАЯ. Но мы с вами так и не нашли нашу Капитошу. Давайте поищем в другом месте.
(Динамическая пауза)
4 остановка: Слайд (картинка) с изображением летнего пейзажа.
Какое время года на картинке? Где мы можем встретить воду в природе?
Давайте я буду показывать вам таблички, а вы расскажите, что происходит с водой в природе.
(Мнемотаблицы круговорот воды в природе)
ФОТО
Появляется Капелька.
А вот и Капелька - шалунья! Капелька, мы тоже сегодня много путешествовали и поняли, что в течение года ты меняешься очень много раз и выглядеть можешь по-разному: то ты капелька тумана или росы, то большая градина или иголочка инея, то морозный узор на окне или прозрачная льдинка или сосулька. Но чаще мы тебя встречаем в виде капельки дождя. А как получается дождь мы уже знаем. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Капелька: Ой, ну и весело мне с вами было! И в прятки поиграли, и в догонялки. А теперь побегу я к своим сестричкам капелькам, они меня, наверное, уже заждались! До свидания!
(уходит)
Дети, послушайте стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться,
Смею я вам доложить,
Без нё нам не прожить!
Так что же мы сегодня узнали о воде. Давайте я буду показывать вам схемы, а вы расскажите. (мнемотехника)
ФОТО
А как же мы с вами можем беречь воду? (Не забываем закрывать краны, не льём воду просто так)
МОЛОДЦЫ! Тогда давайте будем беречь воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»
Задачи:1. Образовательные: Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы «Путешествие капельки»
Ознакомление детей со свойствами воды...
Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"
Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....
НОД для детей старшей группы "Золотые капельки"
НОД для детей старшей группы по развитию эмоциональной сферы "Золотые капельки"...