"Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кривошеева Татьяна Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Огорлд на поддоконике"121.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                             Красногорский детский сад «Солнышко»

ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

               ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

 «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

http://pic1.sovetochka.net/uploads/2015/04/07/690186_650x650.jpg

Воспитатель: Кривошеева Т.С.

                            2017 - 2018 г.

                                          Содержание.

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цель проекта………………………………………………………………………3

Задачи проекта…………………………………….………………………………3

Тип проекта……………………………………………………………………..…4

Целевая аудитория…………………………………………………….…………..4

Принципы проекта……...………………………………………………………...4

Методы проекта…………………………………………………………………...4

Ожидаемые  результаты……………………………….......……………………..4

Формы реализации проекта …………………………..……………………...…5

Приложение 1 ………………………………………………………………...….11

Приложение 2……..……………………………………………………….……..13

Приложение 3……………………………………………………………….……14

Приложение 4…………………………………………………………….………15

Приложение 5………………………………………………………………….…17

Приложение 6………………………………………………………………….…21

Приложение №7………………………………………………………………….29

Приложение №8…………………………………………………………………31

Приложение №9…………………………………………………………………34

Приложение №10………………………………………………………………..36


                                                                                             Расскажи - и я забуду,

                                                                                Покажи - и я запомню,

                                                                                Дай попробовать - и я пойму.

                                                                                          (китайская пословица)

                          Актуальность проблемы:

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.

Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

 Задачи:

Обучающие:

-Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

-Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы);

-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. -Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

-Научить отличать семена гороха от фасоли.

-Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов.

-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Развивающие:

-Развивать познавательные и творческие способности.

-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений

(полив, взрыхление, прополка сорняков).

- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям и своему труду.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

 Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Целевая аудитория: дети младшей  группы, воспитатель, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта: «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Физическая культура».

Принципы:

- воспитания: создание положительного эмоционального подъема.

- обучения: принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, доступности, природосообразности.

Методы:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука. 

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с культурными растениями, получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.

2. Создать в группе мини-огород на подоконнике.

3. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

4. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания.

5. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

6.Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

7. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно- огородных растений на подоконнике.

8.Сформированить у детей уважительное отношения к труду.

9. Все участники проекта (дети, родители и воспитатели группы) получат положительные эмоции от получившихся результатов.

                               Формы реализации проекта.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы. 

Предварительная работа: сбор материала, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение.

Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада.

Этапы работы над проектом. Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

1.Подготовительный:

  • Определение темы.
  • Выявить цели и определить задачи.
  • Подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки).
  • Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике». 
  • Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
  • Работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Подготовка семян.
  • Разбить "огород" на подоконнике.
  • Изготовить таблицы  - указатели с названиями растений  (датой посадки и первых всходов)
  • Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, загадки об овощах.
  • Изготовление плоскостных фигурок и шапочек для инсценировок.
  • Оформление алгоритмов выращивания растений" От семени к плоду".

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.

  • Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
  • Пальчиковая гимнастика. «Хозяйка однажды с базара пришла”, «Капуста».
  • Подбор наглядно– дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.
  • Дидактическая игра «Кто скорее соберет».
  • Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
  • Чтение художественной  литературы: «Огород бабы Феклы», «Пых», «Чиполлино», «Вершки и корешки».
  • Беседы: «Какие бывают овощи», «Наши растения».
  • «Посадка укропа, петрушки». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).  Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
  • «Посадка лука и подсолнечника». Закрепить навыки посадки семени подсолнечника. Формировать представление о выращивании этих растений.
  • Отгадывание загадок.
  • Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
  • Опыт – наблюдение за ростом лука в земле. Показать детям, как растения вырастают из семян.
  • Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука, укропа, петрушки, подсолнечника. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
  • Дидактическая игра: «С какой ветки детки», «Угадай-ка», «Найди по описанию», "Чудесный мешочек" (с мулежами), "Найди своё место", "Узнай по вкусу", "Вершки - корешки", "Четвёртый лишний",  пазлы "Овощи", «Один - много», «Что сажают в огороде?»,  «Собери урожай».
  • Пальчиковая гимнастика: "Компот", «Пальчики в саду», «Огород».
  • Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений». Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: учить размышлять, делать выводы.
  • Игра-хоровод «Кабачок», « Огородная - хороводная», "Урожай».
  • Подвижная игра «Баба сеяла горох».
  • Упражнение «Удивляемся природе».
  • Чтение художественной  литературы: «Купите лук», «Овощи», «Репка», «Спор овощей». В. Коркина "Что растёт на нашей грядке", В. Тувим "Овощи", сказок "Пых".
  • Игра малой подвижности «Огородник».
  • Малоподвижная игра: «Вершки-корешки».
  • Инсценировка по сказке "Репка",  стихотворение В. Тувима «Овощи», «Морковкина сказка».
  • С/р игра" Овощной магазин".
  • Оформление коллекции семян овощей.

3. Заключительный:

  • Оформление дневника наблюдений за растениями.
  • Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
  • Оформление мини – выставки: «Овощи» (рисунки и аппликации).
  • Оформление фотоотчета о проекте: «Огород у нас в порядке».
  • Презентация проекта: «Огород на подоконнике».
  • Фоторепортаж «Как мы сажали и ухаживали за растениями»;
  • Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликации, связанных с тематикой проекта; выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

Содержание деятельности воспитателя и детей: 

-  Рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис).
-  Посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально. 
- Посев: цветочных семян.
Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- Подготовка почвы. 
- Отбор хороших семян от плохих. 
- Знакомство с моделью трудового процесса.
- Посадка. 
- Установка на светлое место. 
- Полив. 
- Рыхление.
- Оформление огорода на окне. 
- Установка дежурства по уходу.
- Наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием. 
- Знакомство с моделью строения растения.
- Ведение дневника наблюдения. 
- Отражение результата в художественно - творческой деятельности.
- Чтение детской литературы про овощи. 
- Отгадывание загадок про овощи.
- Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и другие. 

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

-Растения бывают разные: кусты, трава, деревья, цветы.

-Растения растут в земле.

-У растений есть листья, цветы, корешки.

-Растения на улице растут только летом.

-В помещении растения растут круглый год.

-Папы дарят цветы на праздник.

-Из овощей варят суп, делают салаты.

-Зимой в банках приносят домой маринованные огурцы, помидоры и т. д.

-Где и как растут растения?

-Чем и зачем подкармливают растения?

-Какие бывают растения?

-Какую пользу приносят растения?

-Откуда берутся семена?

-Как за ними правильно ухаживать?

-Какие растения используют при приготовлении блюд?

-Что есть у цветка?

-Что особенно важно для жизни растений?

-Побеседовать с детьми о пользе растений, как за ними ухаживать.

-Прочитать книжки о растениях.

-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.

-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи.

-Нарисовать картинки с изображением растений.

-Обратить внимание на прогулке, какие растения растут на участке.

                Работа с родителями.
• Беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? 
• Помощь родителей в оформлении «мини – огорода».
• Памятка для родителей «Лук от всех недуг». 
• Подборка литературы про овощи с участием родителей.

  • Провести родительское собрание «Огород на подоконнике»
  • Предложить родителям изготовить совместно с детьми для проведения проекта - контейнеры для посадки, принести семена растений.

- «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая);

- «Семена растений отличаются друг от друга». Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
- Посадка овощных культур.
- Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? » 
- «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
- Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
- Д/И «Что растет на огороде». Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.
- Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
- П/и «Огуречик». Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
- Д/И ««Собери из частей целое». Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 
- Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты". Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
-  Д/И «Вершки и корешки». Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»
- Хороводная игра «Огородная хороводная». Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
- Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
- Лепка «Овощи: огурцы и помидоры». Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 
-  Д/И «Мой любимый овощ». Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
- Рисование «Помидоры в банке». Цель: расширять представления детей об овощах.
-  Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 
- Д/И «Найди по описанию». Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
- Подвижная игра «Овощи — фрукты». Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
- Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».
- Игра м/п «Огород у нас в порядке». Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
- Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
- Аппликация «Лук» 
- Д/И «Четвертый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
- Хороводная игра «Кабачок». Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
- Сюжетно-ролевая игра «Приготовим
щи для кукол». Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. 
- Изготовление фотоальбома «Огород на окне»
- Хороводная игра «Огородная хороводная». Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 

                                                                                                                 Приложение №1.

ТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Беседа на тему: "Подготовка огорода".

 Цель: Дать понятие о назначении почвы, её свойствах; подготовке  огорода к посадке: перекопка, рыхление, формирование грядок.

     Рассказать детям, что такое огород,  для чего он нужен. Какие инструменты нужны людям для работы на земле. Земля - что это такое? Показывает землю. Обращаю внимание на состав почвы  (рыхлая, мягкая, рассыпчатая или одним комом, влажная, сухая). Объясняю, что в земле находятся корешки растений (показ ранее посаженного растения в прозрачный пластиковый стаканчик). Растения питаются с помощью корней. Чтобы в почву проникал воздух и вода надо поливать и рыхлить.

 2. " Исследование семян и беседа о условиях их прорастания".

Цель: Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

   Обращаю внимание детей на различные семена на столе. Предлагаю  рассмотреть их через лупу. Раскладываем с детьми семена к соответствующей картинки овоща  (тыква,  арбуз, перец,  фасоль, горох).

Д/И  "Чьё семечко? ". Определение к какому овощу относится семя.

Дети отмечают, что семена бывают разного цвета, формы, размера.

Объясняю если семена замочить, то они быстрее взойдут. С детьми помещаем семена на влажную тряпочку и наблюдаем.

3. "Сравнение семян  гороха и фасоли".

Цель: Научить детей отличать семена гороха от фасоли (величина, форма, цвет). Дать понятие зачем проращивают семена. Установка причинно - следственных связей: семена - вода. Побуждать  интерес к длительному наблюдению за одним объектом.

     Каждый ребёнок получает семена гороха и фасоли. Обращаю внимание на величину разных семян, их форму, цвет, характер поверхности, твёрдость. Сравнить: горох - жёлтый, круглый; фасоль может быть разного цвета, овальной формы. Объясняю детям необходимость влаги для проращивания семян. Дети вместе со мной замачивают семена фасоли и гороха. Ставится задача перед детьми: наблюдать за их изменением.

4.   "Хитрые семена".

Цель: Познакомить со способами проращивания семян.

    Говорю детям о том, что не все семена прорастают одинаково быстро. Учимся правильно проращивать семена и узнаем вместе с детьми, какие семена прорастают быстро, а какие - медленно. Одно семя фасоли  аккуратно закапываем  в землю, поливаем. Другое семя фасоли заворачиваем в салфетку из марли, кладем в розетку, смачиваем водой. Наблюдаем.

 5.  "Посадка семян гороха и фасоли".

Цель: Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросшие семена.

    Обращаю внимание детей на проросшие семена фасоли и гороха. Показываю, как сделать палочкой углубление, правильно вложить семена, присыпать землёй, полить из лейки с ситечком.

Далее предлагаю взять горошину каждому ребёнку, встать возле ящика с землёй и положить семя в бороздку. Показываю, как засыпать землёй. Вместе с детьми поливаем бороздки из лейки с ситечком.

6.  Тема:  «Земля или вода».

Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде.

     Вместе с детьми  высаживаем  репчатый лук в ящик с землёй и луковицу в баночку с водой. Дети наблюдают. Фиксируем  результаты в дневник наблюдений. В конце наблюдений отмечаем, где же лук  рос быстрее и лучше? В воде или почве?  Аналогично опыт с фасолью в пустой банке с влажной салфеткой.  Вывод: Лук и фасоль, посаженные в почву, дали больше зелени чем в воде, т.к. в почве больше питательных веществ.

                                                                                                                     Приложение № 2.

Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».

Задачи: - Закрепить знания детей об овощах.

  - Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.

  - Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте.

  -Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.

  -Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.

       Ход образовательной ситуации.

Игра «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.

Игра «Угадай загадку». Загадываю загадку детям, кто отгадал, тот показывает нужную карточку с изображением овоща.

1. Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)

5. Красненькие сапожки - в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)

      Напоминаю, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого вразброс называю овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Рассматриваем и называем вместе с детьми овощи  растущих на огороде (лук, укроп, подсолнечник, петрушка).

Беседа о том, что за растениями необходим уход.

Сначала наш лучок был такой (фото), а в конце вот такой (фото).

Заносим  результаты наблюдений в дневник роста растений.

                                                                                                                     Приложение № 3.

                  Опыты и эксперименты.

Земля.

Занятие- беседа- исследование: «Узнаем какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: вес, цвет, консистенция.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

1.Взвешиваем способом «на руках».

2.Определяем цвет по линейке цветов.

3.Описываем консистенцию земли.

Вода.

Занятие- опыт- эксперимент: «Вода и растения».

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

        В течении недели наблюдаем за контейнерами. Наблюдения зарисовываем в дневник наблюдений.

Солнце.

Занятие- опыт- эксперимент: «Солнце и лучок».

Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой накрыли коробкой достаточного объема).

В течении недели ухаживаем за обоими контейнерами, но один не открываем. По истечении недели сравниваем лук в двух контейнерах. Наблюдения зарисовываем в дневник наблюдений.

                                                                                                                  Приложение № 4.

  Упражнение «Удивляемся природе».

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе,

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой-

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Мы ее не будем трогать

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

В. Коркин
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по - порядку:
Что растет на нашей грядке?

Стихотворения про лук.

1.Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?
2.Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
3.Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
Необычный лук - батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?


«ОГОРОД» Александр Прокофьев.
В огороде много гряд, 
Есть и репа, и салат. 
Тут и свекла, и горох, 
А картофель разве плох? 
Наш зеленый огород 
Нас прокормит целый год.

                                                                                                              Приложение № 5.

                                        Загадки о зелени.

Загадки про петрушку.

1.Только снег сойдет весной,

Ты нам киваешь головой!

Ты первой зелени подружка-

Раскудрявая…  (петрушка)

2. Сочная и длинная -

Зелень витаминная.

Она тебе шепнёт на ушко:

– Я — не клоун, я — …   (петрушка)

Загадки про укроп.

1. Зонтики-головки!

Кружевные пальчики,

По всей грядке ловко!

Разбежались мальчики

- Вы куда бежите? Стоп!

Я хочу  сорвать…   (укроп)

 2.Желтым зонтиком цветет

Друг всех овощей… (укроп)

Загадка про зеленый лук.

На грядке зелёная стрела

К свету, к солнышку взошла.

Мы ее покрошим в суп,

Приправа эта – зелёный …   (лук)

Загадки об огороде, природных явлениях

1.Если сухо,нет дождей -
Солнце,словно лиходей -
Стебли гобнут насухо :
Зной зовут тот ...(засуха).

2.Мы сажаем огород,
Чтобы было что класть в рот,
Лук,укроп,петрушку делим,
И к обеду будет ...(зелень).

Загадки про овощи и фрукты.
1.Круглое, румяное, 
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые.
И малые детки. (Яблоко)
2.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
3.Длинноножка хвалится – 
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка. (Вишня)
4.Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
5.Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он,
Обжигает… не лимон. (Лук)
6.В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
7.В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)
8.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?  (Репка)
9.Красна девица сидит в темнице, 
А коса на улице. (Морковь)
10.В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
11.На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча, рядышком сидят. (Горох) 
12.Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.  (Свекла)
13.Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)
14.Фиолетовый кафтан.
Носит овощ … (Баклажан)
15.На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы) 
16.Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
17.Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
18.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
19.Она прячется от солнца,
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
20.Запеканки, драники, 
Оладьи и пюре, 
Зразы и вареники, 
Печёнки в кожуре, 
И отличную окрошку 
Можно сделать из... (Картошки)
21.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
22.Как на нашей грядке,
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры) 
23.Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)
24.Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)
25.В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа. (Фасоль)
26.Маленький и горький, луку - брат. (Чеснок)
27.Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко) 

                                                                                                                   Приложение № 6.

Игры к проекту «Огород на подоконнике».

 Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности)

               Дидактическая игра «Кто скорее соберет».

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты. Воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

 Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, я напоминаю о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты. А в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты вместе с детьми раскладываем на коврике. Выбираем две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

         Дидактическая игра «Что сажают в огороде».

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен! »

                         Дидактическая игра «Собери урожай».

Цель: Знать способы хранения овощей и фруктов. Уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Ход игры. Показываю картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

                       Дидактическая игра «Вершки - корешки».

Цель: Развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память. Формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры. Уточняю, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняю, что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Называю какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.

                 Дидактическая игра «Найди по описанию».

Цель: Развивать память, внимание. Формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Я подробно описываю один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагаю детям его назвать и показать. Загадываю загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а я отгадываю.

                         Дидактическая игра «С какой ветки детки».

Цель: Развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных. Воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Ход игры. Задаю детям вопрос, например: «Как называется дерево, на котором растут яблоки? » Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Прошу пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

                               Дидактическая игра «Угадай-ка».

Цель: Развивать операцию классификации, внимание. Воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.

Ход игры. Все картинки раздаю играющим, предлагаю положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами — в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.

Раздаю картинки с нарисованными ягодами, предлагаю играющим картинки с лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду.

Раздаю картинки с нарисованными фруктами, предлагаю играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом.

                                  Игра-хоровод «Кабачок».

Цель: Развивать музыкальный слух, чувство ритма. Формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п.) использовать шапочки-маски.

                              Подвижная игра «Баба сеяла горох».

Цель: Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. Воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

                     Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

Цель: Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись! » (топнуть ногой в конце фразы)

                  Игра малой подвижности «Огородник».

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу), чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- За чем пришел?

- За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

                      Малоподвижная игра «Вершки-корешки».

Цель: Знать названия овощей. Уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

Ход игры. Дети стоят в кругу, я называю овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Я выполняю действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.

         Хороводная игра - «Огородная хороводная».
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер».
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши.
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Есть у нас огород и капуста там растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай!

         
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Материал. Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
- Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
- Какие не любишь, почему?
- Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
- Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
- Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
- Какой водой и как нужно поливать овощи?
- Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?
- Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

                      П/и «Огуречик… огуречик…».
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 
Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». 
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

          Игра: «Правильно-неправильно!».
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!» 
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. 
1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, 
И тогда ты точно будешь очень строен и высок. 
2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, 
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис. 
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: 
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград. 
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. 
И Сереже и Ирине всем полезны витамины. 
5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. 
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти. 
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, 
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся. 

Подвижная игра малой подвижности « Огород у нас в порядке».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо,
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)


Подвижная игра «Овощи — фрукты».
Цель:
 учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».


                                                                                                                      Приложение № 7.

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”.

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)

                    Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак)

                           Пальчиковая гимнастика "Компот".

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Вот: Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить, (имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок, (имитируют движения, отжимают)

Слив положим и песок, (имитируют движения)

Варим, варим мы компот, (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ, (угощают)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в сад пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!

                                                                                                          Приложение № 8.

Конспект беседы с детьми во 2 младшей – средней группе «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.
Задачи:
1. Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы.
2. Способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья.
3. Учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов.
4. Формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).
Ход беседы: Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины, очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины? 
- Витамины бывают не только в таблетках. 
- А в каких продуктах есть витамины? 
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. 
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны. 
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. 
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). 
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). 
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). 
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!
( Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!
Никогда не унываю, 
И улыбка на лице, 
Потому что принимаю 
Витамины А, Б, С. 
Очень важно спозаранку, 
Есть за завтраком овсянку. 
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам. 
Помни истину простую, 
Лучше видит только тот, 
Кто жует морковь сырую, 
Или сок морковный пьёт. 
От простуды и ангины помогают апельсины. 
Ну, а лучше съесть лимон, 
Хоть и очень кислый он. 

Конспект занятия по лепке «Овощи: огурцы, помидоры».
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Чтение стихотворения:
Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сейчас у нас с вами будет занятие лепкой. А, чтобы узнать, что мы будем сегодня лепить, вам надо отгадать загадки.
Внимательно слушаем первую загадку.
Он круглый да красный, 
Как глаз светофора. 
Среди овощей нет сочней … (Помидора) 
(воспитатель показывает иллюстрацию помидора)
Правильно, ребята, это помидор. Теперь слушаем вторую загадку.
Лежит меж грядок, 
Зелен и сладок. (Огурец)
(воспитатель показывает иллюстрацию огурца)
Верно, ребята, это огурец. Молодцы. Сегодня мы с вами будем, лепит овощи: огурец и помидор. 
Игра «Собери овощи».
Но сначала немного отдохнем. Поиграем в игру «Собери овощи». Для этого мы с вами отправимся туда, где растут овощи. Ребята, а скажите, где растут овощи? Верно, на огороде. Берите корзинки и по моей команде пока играет музыка не зевайте, урожай весь собирайте!
(дети бегают и собирают овощи)
(воспитатель останавливает музыку)
Молодцы, ребята, много овощей собрали. А теперь садимся на свои места, приступаем к лепке.
2.Объяснение материала.
(Воспитатель показывает готовые образцы огурца и помидора)
Ребята, внимательно посмотрите на огурец. Какой он формы? (овальной). Какого цвета? (зеленого).
Теперь посмотрите на помидор? Какой он формы? (круглой) Какого цвета? (красного)
Мы с вами рассмотрели наш огурчик и помидор. Теперь начинайте лепить.
(Дети самостоятельно лепят, воспитатель помогает.)
3.Заключительная часть.
Ребята, какие вы все молодцы. Какие у вас красивые овощи!
Ребята, а какие овощи мы лепили?
А где растут огурец и помидор? Какой формы огурец? Какой формы помидор?
Молодцы, наводим порядок на столах.
                                                                                                  Приложение № 9.

Консультация для родителей «О луке детям».

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Род лук а имеет в своём активе свыше шестисот видов, распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.
Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, на Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.
Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистее растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. В культуре лук-порей широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия). Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

                                                                                                  Приложение № 10.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.
Ход игры:
- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"
Весёлый магазин
Открываем магазин,
Продаём продукты.
Покупает Крокодил
Овощи и фрукты.
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок.
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка!
— Пятачок и пятачок...
Нате гри -  венничек!
В магазин пришли с работы
Покупатели Еноты,
Покупать у продавца,
Два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец!
— Дайте нам по огурцу!
— Заплатите продавцу!
— Сосчитаем: Дважды два...
Дважды два—четыре?
— Да!
Очень точно! Молодцы!
Забирайте огурцы!
— Здравствуй, Козлик. Что
— Мне-е-е-е, пожалуйста, вот э-э-э-э
И вот это,
И вот это.
— А монета? Где монета?
— Потерял монету где-то!
Можно мне бесплатно?
— Так и быть!
Ладно.
В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?
Д. – О магазине.
В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?
Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.
В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?
Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.
В. – Достаю грушу. Что это?
Д. – Это груша. Это фрукт.
В. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?
Д. – А это игрушка. Она должна продаваться в магазине игрушек.
В. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?
Д. – Яблоко
В. – А какое яблоко – зелёное или красное?
Д. – Зелёное, пожалуйста.
В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
Д. – Спасибо!
Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты – овощи любить.
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Что из них вкуснее,
Что из низ важнее.

Сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол». 
Цель: Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры.
Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Развивать речь и мышление.
Материалы: Кукольный уголок (посуда, плита, стол, овощи, кроватки, куклы)
Ход игры:
Воспитатель подводит детей к столу говорит: «Скоро куклы придут с прогулки, надо подумать, чем их накормить. И предлагает детям покормить кукол обедом (поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?» Выслушать предложения детей). Дети по примеру воспитателя берут кастрюльки и «готовят щи».
Воспитатель:
Есть у нас морковка,
Есть у нас капуста,
Мелко лук порежем,
Будет очень вкусно.
(Дети «чистят морковь», «режут капусту, лук».)
Ложкой размешаю,
Соли добавляю,
(Дети помешивают ложкой в кастрюле.)
Будут щи горячи,
С пылу, с жару,
Из печи.
(Дети «пробуют щи на вкус».)
Вкусно!
(Воспитатель предлагает детям накрыть на стол так, чтобы у каждой куклы была тарелка, ложка и вилка. Дети по примеру педагога берут посуду и расставляют ее.)
Расставим посуду:
Тарелки и миски,
Чтоб были у всех:
У Кати и Мишки,
У Оли и Толи,
У Ляли и Гали.
Достанем и ложки,
И вилки с ножами,
И щи разольем,
По тарелочкам сами.
(Дети «разливают щи» по тарелкам.)
Воспитатель:
 Это тарелка, я налью в нее щи. Вот ложка для щей, Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.) Мягкий хлеб? Нарежем хлеб тонкими кусочками.
(Воспитатель предлагает детям позвать кукол, пришедших с прогулки, к обеду). Дети зовут своих кукол по очереди: «Катя, дочка, иди кушать!». (Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки.) Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! (Моют руки.) Затем сажают кукол за стол и кормят обедом.
Воспитатель:
Хвалят ваши дочки щи:
Очень вкусные они.
Вам спасибо скажут детки,
Ведь когда ребенок сыт,
Он всегда отлично спит.
А теперь пора в кровать,
Вашим куклам надо спать.
Дети укладывают кукол в кроватки. Воспитатель включает тихую музыку, дети качают своих кукол.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"

Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...