Наблюдение на прогулке за живой природой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Задание 3. Наблюдение на прогулке за живой природой с использованием различных приемов.
Тема: Наблюдение за воробьем
Цели: формирование представлений об особенностях поведения птицы в зимнее время.
Образовательные:
Закрепить знание о зимующей птице — воробье.
Развивающие:
Развивать умение наблюдать за их повадками.
Воспитательные:
Воспитывать желания поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, объяснить, что птиц зимой нужно кормить.
Способы:
- В начале прогулки воспитатель загадывает детям загадку:
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
- Чтение стихотворения В. Мирясова
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
С. Есенина «Поет зима - аукает»:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица-весна.
- Воспитатель проводит беседу с детьми и задает вопросы:
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.
- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
- Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
- Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
- Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птицам тепло.)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, так они защищаются от мороза.)
- Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
- Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.
- Экспериментирование.
Давайте проведем эксперимент и посмотрим, какой же корм воробьи охотнее поедают? В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
- Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
- Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
- Исследовательская деятельность.
Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы птиц. Определить какие птицы оставили свои следы. Найти следы воробья. Рассмотреть, как птицы передвигались, в каком направлении.
- Приметы:
Если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель;
Воробьи тихо сидят на деревьях – пойдет снег без ветра;
Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу;
Если воробьи задорно чирикают – чувствуют прибавку света.
- Чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь»
- Развернутая положительная оценка
Тема: Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.
Цель: рассмотрение и сравнение воробья и синицы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с особенностями строения, образа жизни воробья и синицы.
Развивающие:
Развивать умение наблюдать за их повадками.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательного отношения к братьям нашим меньшим.
Способы:
- Загадки:
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
- В ходе беседы с детьми воспитатель задает вопросы детям:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
- Что общего у воробья и синички? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
- Чем отличается воробей от синички? У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.
- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугливые.
- Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица - птица насекомоядная, но она не улетает в теплые края. Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.
А воробьи любят соседство с людьми. Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.
- Приносят ли пользу эти птицы? Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Воробьи поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.
- Практическая деятельность:
Предложить детям покормить птиц.
- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
- что повесим синичкам на веточку? Правильно, кусочек несоленого сала.
- А что положим воробьям в кормушку? Правильно, воробьям положим зерна.
- Развернутая положительная оценка.
Тема: Наблюдаем за деревьями.
Цель: Углубление представлений детей о способах приспособления деревьев в зимний период (деревья не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стволах, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые)
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей знание о деревьях в зимнее время года.
Развивающие:
Развивать у детей наблюдение за зимующими деревьями.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним, заботу.
Воспитывать любовь к природе.
Способы:
1.Беседа с детьми.
Рассмотреть с детьми деревья на участке группы. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью. Рассказать, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. Есть у народа и поговорка: «Кто с дерева кору снимает, тот его убивает».
Но у деревьев зимой есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Вспомнить с детьми, как садовник укутывал молодые деревья рогожками, а потом забрасывает их снегом.
2.Объяснение детям пословицы: «Спасибо, мороз, что снегу принес».
3.Практические действия.
Воспитатель показывает, как утеплить снегом деревья на участке, что бы они, не замерзали зимой.
4.Приметы:
Снег прилипает к деревьям – тепло будет;
Если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.
5. Чтение стихотворений о деревьях:
М. Дудин «Деревья зимой»
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут…
Сдают? Не сдаются!
К. Назыров «Варежки на ветках»
Как птица в оперенье ледяном,
Бушует ветер злой в краю лесном.
Мерзнут у сосны и елки
Пальчики-иголки…
Удалой снежок примчал,
Всем им варежки связал,
Вы не видели, ребята,
Этих варежек мохнатых?
6. Загадки:
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший, –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)
- Исследовательская деятельность.
Определить, сколько лет дереву. Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву.
- Развернутая положительная оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.
ОСЕНЬ Карточка № 1 Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....
Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой в младшей группе
Конспект занятий...
Конспект наблюдений на прогулке "Весеннее пробуждение природы"
Конспект наблюдений...
Наблюдение на прогулке за живой природой с использованием различных приёмов.( подготовительная группа)
Наблюдение на прогулке за живой природой....
Сборник наблюдений на прогулке за неживой природой (старший дошкольный возраст)
Программа наблюдений за неживой природой в течение учебного года. Рассчитана на старший дошкольный возраст....
Конспект наблюдения на прогулке за живой природой: «Наблюдение за березой»
Наблюдение за живой природой...
Игры – экспериментирования с детьми старшей группы на прогулке. (Не живая природа, бросовый материал.)
Летом, на прогулке тоже можно экспериментировать, это очень интересно....