Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие в прошлое бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в средней  группе

"Путешествие в прошлое бумаги"

Цель: Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.

 Задачи:

Познавательное развитие:

Развивать любознательность, умение ориентироваться в прошлом бумаги. Воспитывать в детях бережное отношение к бумаги.

Речевое развитие:

Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности. Расширять и активизировать словарь

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческую активность детей, графические навыки.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, сплочение коллектива, развитие концентрации и устойчивости внимания.

 Предварительная работа:

Эксперименты с глиной, камнем;  рассматривание детской энциклопедии.

Оборудование:

Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, компьютер, телевизор, материал к игре "Разложи по порядку». Фломастеры, заточенная палочка, глиняные дощечки, ткань на каждого ребенка.

 Ход:

Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение, когда я сегодня шла на работу я встретила необычного человечка мы с ним подружились и я решила познакомить его с вами. А вы хотите познакомиться с ним?

Дети: ответы детей.

Показ слайда №2

Здравствуйте ребята, меня зовут ВОВОЙ!

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостем! Что-то мой друг загрустил, давайте подарим ему  улыбку. А теперь поприветствуем друг друга с помощью улыбки. Давайте улыбнемся и передадим улыбку своему соседу, сначала справа, потом слева. А теперь давайте улыбнемся нашим гостям. Вот теперь  у всех нас появилось  чудесное настроение и Вове стало весело.

Показ слайда №2

Наш друг очень рад знакомству.

Ребята, наш Вова не знает из какого материала он сделан, и ему очень хочется узнать свое прошлое. Он предлагает нам отправиться  с ним в далекое путешествие, чтобы разгадать эту загадку.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы отправится в путешествие, нужно встать и сказать:

 «Раз, два, три, четыре, пять,

Разгадку будем мы искать!»

 (Дети произносят слова, звучит музыка и закрыть глаза ).

Присаживаемся на стульчики.

Показ слайда №

Ребята, посмотрите наш друг встретил веселое солнышко оно приготовило загадку, давайте поможем отгадать Вове.

Дети, вы не догадались, из чего сделан наш Вова?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Верно из бумаги. Ребята, представляете раньше, в далекие времена бумаги не было! А вы хотите узнать, на чем раньше писали и рисовали древние люди?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Отправляемся дальше путешествовать с нашим другом Вовой и узнаем историю возникновения бумаги.

Показ слайда №

Воспитатель: По дороге Вове  встретилась птичка. Что птичка держит в клюве?

Дети: ответы детей

 Воспитатель: Она  приготовила для нас задание еще одна загадка.

Показ слайда №

Воспитатель: Я предлагаю Вам подумать и ответить, какое отношение к бумаге имеет камень?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем знаки, рисунки. 

Показ слайда №

Воспитатель: С помощью рисунков древние художники рассказывали историю своей жизни. Хорошо придумано?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята перед вами лежат камни, возьмите его в руки и определите свойства камня. Какой камень?

Дети: ответы детей (твердый, жесткий и тяжелый).

Воспитатель: Попробуйте нацарапать на нем какой-нибудь рисунок. Получается? Почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Дети скажите, удобен ли камень для письма и рисунков?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:Почему?                                                                                            Дети:  ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый.  Очень много сил и времени надо было потратить, чтобы высечь хоть один знак.

Отправляемся дальше путешествовать с нашим гостем.

Потом древние люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину.

Показ слайда №

Они размачивали глину и острой палочкой наносили на ней знаки, затем ждали, когда изделие высохнет.

Сравним глину с камнем и определим ее свойства. Возьмите в одну руку камень в другую руку кусочек глины.

Какая глина по сравнению с камнем?

Дети:  ответы детей (глина легче камня).

Дети, я предлагаю вам подойти в мини-лабораторию, где мы с вами проведем опыт с глиной.

Воспитатель:  Положим глину в емкость, зальем небольшим количеством воды, рукой размешиваем и получаем и глиняную  массу, потом выкладываем в подготовленную форму, делаем рисунок и даем высохнуть.

Показать детям заранее высушенную глиняную табличку.

Ребята можно из глиняных табличек сделать книгу или тетрадь?

Дети:  ответы детей.

Дети приходят к выводу: глина легче камня, но она хрупкая.

 

 

 

Воспитатель:  Глиняные дощечки были очень хрупкими, они ломались, из них книга будет очень тяжелой и неудобной в использовании.

Воспитатель: Вернемся на свои места, продолжаем путешествие с нашим другом.

Дети перед вами лежит ткань, как вы думаете, какое отношение она имеет к бумаге?

Дети:  ответы детей.

Воспитатель: Действительно, люди в древности использовали и ткань для письма и рисунков. Возьмите кусочек ткани и попробуйте что-нибудь нарисовать на ней.

Воспитатель: Удобно было рисовать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.

Отправляемся дальше путешествовать. На своем пути наш друг встретил дерево, как называется оно?

Показ слайда №

Какое отношение к бумаге имеет береза?  

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Наши предки, жившие в Древней Руси, писали на бересте. Береста – эта наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годится.

Определим свойства бересты.

 Перед вами лежат небольшие кусочки березовой коры, возьмите в руки и  сложите бересту пополам, что с ней происходит?

Дети: ответы детей (ломается, и дети понимают, что она хрупкая).

Показ слайда №

Позже древние люди начали писать на обработанной коже животных. Эту бумагу стали называли пергамент. Из пергамента делали книги,  а обложку ценных книг украшали золотом и драгоценными камнями. Поэтому эти книги были очень дорогие, купить их могли только богатые люди.

Показ слайда №

Физкультминутка.

«Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали                   Выпрямится.

И на месте зашагали.                            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,                     Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.                 Прогнуться назад, руки  за голову.                  

Как пружинки мы присели                   Присесть.

И тихонько разом сели.

Воспитатель: В древние времена купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага.

Показ слайда №

 Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Китайцы способ изготовления долго держали в тайне.

Первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении.

Воспитатель: Дети вы не догадались, из чего делают бумагу?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Бумагу делают из дерева.

Сначала лесорубы спиливают деревья и  сучья, затем готовят их к перевозки и отправляют на перерабатывающий завод. Деревья там распиливают, измельчают в опилки, варят со специальными веществами, чтобы получить клейкую массу, похожую на жидкое тесто. Массу разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Показ слайда №

Теперь мы познакомимся с видами бумаги.

Показ слайда №

Воспитатель: Как и где люди используют бумагу?

Дети: ответы детей (на бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги и т.д. ).

Показ слайда №

Воспитатель: Дети, посмотрите, наш Вова встретил друга.

Воспитатель: Для того чтобы вернуться назад в детский сад, нужно встать и  сказать:

«Раз, два, три, четыре, пять,

В детский сад вернемся мы опять!»

 (Дети произносят слова, звучит музыка и закрыть глаза)

Вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие закончилось.

Воспитатель: А сейчас, Вова предлагает поиграть в игру «Угадай что лишнее», он хочет проверить, как вы запомнили историю возникновения бумаги.

Показ слайда №

Дети: ответы детей (кирпич).

Воспитатель: Давайте проверим.

Показ слайда №

Воспитатель: А сейчас, Вова предлагает поиграть еще в одну игру «Разложи по порядку». У вас на столиках лежат полоски с разноцветными кружёчками, ваша задача разложить по порядку материалы (камень, глина, береста, бумага), что первым стали использовать люди для письма, что потом…

Воспитатель: Давайте проверим.

Показ слайда №

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, которые приготовил Вова.

Из какого материала изготовлен наш друг?

Дети: ответы детей (из бумаги).

Показ слайда №

Путешествуя, наш друг Вова приобрел семью.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли нашему другу узнать прошлое и из чего он изготовлен.

- Спасибо ребята вам за путешествие!!!

- Вам понравилось наше путешествие?

Дети: ответы детей.

- На чем в древности писали и рисовали люди?

Дети: ответы детей.

- Где впервые научились делать бумагу.

Дети: ответы детей.

Показ слайда №

Воспитатель:  Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, верно отвечали на вопросы. А на следующем занятии, мы с Вами узнаем какие свойства имеет бумага.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага»

дать первоначальное представление об изобретении бумаги. Создать условия для формирования умения работать с бумагой. Развивать способность с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги. П...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....