Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие в прошлое бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
"Путешествие в прошлое бумаги"
Цель: Знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.
Задачи:
Познавательное развитие:
Развивать любознательность, умение ориентироваться в прошлом бумаги. Воспитывать в детях бережное отношение к бумаги.
Речевое развитие:
Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности. Расширять и активизировать словарь
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать творческую активность детей, графические навыки.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, сплочение коллектива, развитие концентрации и устойчивости внимания.
Предварительная работа:
Эксперименты с глиной, камнем; рассматривание детской энциклопедии.
Оборудование:
Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг, компьютер, телевизор, материал к игре "Разложи по порядку». Фломастеры, заточенная палочка, глиняные дощечки, ткань на каждого ребенка.
Ход:
Воспитатель: У меня сегодня отличное настроение, когда я сегодня шла на работу я встретила необычного человечка мы с ним подружились и я решила познакомить его с вами. А вы хотите познакомиться с ним?
Дети: ответы детей.
Показ слайда №2
Здравствуйте ребята, меня зовут ВОВОЙ!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостем! Что-то мой друг загрустил, давайте подарим ему улыбку. А теперь поприветствуем друг друга с помощью улыбки. Давайте улыбнемся и передадим улыбку своему соседу, сначала справа, потом слева. А теперь давайте улыбнемся нашим гостям. Вот теперь у всех нас появилось чудесное настроение и Вове стало весело.
Показ слайда №2
Наш друг очень рад знакомству.
Ребята, наш Вова не знает из какого материала он сделан, и ему очень хочется узнать свое прошлое. Он предлагает нам отправиться с ним в далекое путешествие, чтобы разгадать эту загадку.
Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Для того чтобы отправится в путешествие, нужно встать и сказать:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Разгадку будем мы искать!»
(Дети произносят слова, звучит музыка и закрыть глаза ).
Присаживаемся на стульчики.
Показ слайда №
Ребята, посмотрите наш друг встретил веселое солнышко оно приготовило загадку, давайте поможем отгадать Вове.
Дети, вы не догадались, из чего сделан наш Вова?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Верно из бумаги. Ребята, представляете раньше, в далекие времена бумаги не было! А вы хотите узнать, на чем раньше писали и рисовали древние люди?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Отправляемся дальше путешествовать с нашим другом Вовой и узнаем историю возникновения бумаги.
Показ слайда №
Воспитатель: По дороге Вове встретилась птичка. Что птичка держит в клюве?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Она приготовила для нас задание еще одна загадка.
Показ слайда №
Воспитатель: Я предлагаю Вам подумать и ответить, какое отношение к бумаге имеет камень?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем знаки, рисунки.
Показ слайда №
Воспитатель: С помощью рисунков древние художники рассказывали историю своей жизни. Хорошо придумано?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята перед вами лежат камни, возьмите его в руки и определите свойства камня. Какой камень?
Дети: ответы детей (твердый, жесткий и тяжелый).
Воспитатель: Попробуйте нацарапать на нем какой-нибудь рисунок. Получается? Почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Дети скажите, удобен ли камень для письма и рисунков?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:Почему? Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый. Очень много сил и времени надо было потратить, чтобы высечь хоть один знак.
Отправляемся дальше путешествовать с нашим гостем.
Потом древние люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину.
Показ слайда №
Они размачивали глину и острой палочкой наносили на ней знаки, затем ждали, когда изделие высохнет.
Сравним глину с камнем и определим ее свойства. Возьмите в одну руку камень в другую руку кусочек глины.
Какая глина по сравнению с камнем?
Дети: ответы детей (глина легче камня).
Дети, я предлагаю вам подойти в мини-лабораторию, где мы с вами проведем опыт с глиной.
Воспитатель: Положим глину в емкость, зальем небольшим количеством воды, рукой размешиваем и получаем и глиняную массу, потом выкладываем в подготовленную форму, делаем рисунок и даем высохнуть.
Показать детям заранее высушенную глиняную табличку.
Ребята можно из глиняных табличек сделать книгу или тетрадь?
Дети: ответы детей.
Дети приходят к выводу: глина легче камня, но она хрупкая.
| |
|
|
Воспитатель: Глиняные дощечки были очень хрупкими, они ломались, из них книга будет очень тяжелой и неудобной в использовании.
Воспитатель: Вернемся на свои места, продолжаем путешествие с нашим другом.
Дети перед вами лежит ткань, как вы думаете, какое отношение она имеет к бумаге?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Действительно, люди в древности использовали и ткань для письма и рисунков. Возьмите кусочек ткани и попробуйте что-нибудь нарисовать на ней.
Воспитатель: Удобно было рисовать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне.
Отправляемся дальше путешествовать. На своем пути наш друг встретил дерево, как называется оно?
Показ слайда №
Какое отношение к бумаге имеет береза?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Наши предки, жившие в Древней Руси, писали на бересте. Береста – эта наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она не годится.
Определим свойства бересты.
Перед вами лежат небольшие кусочки березовой коры, возьмите в руки и сложите бересту пополам, что с ней происходит?
Дети: ответы детей (ломается, и дети понимают, что она хрупкая).
Показ слайда №
Позже древние люди начали писать на обработанной коже животных. Эту бумагу стали называли пергамент. Из пергамента делали книги, а обложку ценных книг украшали золотом и драгоценными камнями. Поэтому эти книги были очень дорогие, купить их могли только богатые люди.
Показ слайда №
Физкультминутка.
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели.
Воспитатель: В древние времена купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага.
Показ слайда №
Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Китайцы способ изготовления долго держали в тайне.
Первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении.
Воспитатель: Дети вы не догадались, из чего делают бумагу?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Бумагу делают из дерева.
Сначала лесорубы спиливают деревья и сучья, затем готовят их к перевозки и отправляют на перерабатывающий завод. Деревья там распиливают, измельчают в опилки, варят со специальными веществами, чтобы получить клейкую массу, похожую на жидкое тесто. Массу разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.
Показ слайда №
Теперь мы познакомимся с видами бумаги.
Показ слайда №
Воспитатель: Как и где люди используют бумагу?
Дети: ответы детей (на бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги и т.д. ).
Показ слайда №
Воспитатель: Дети, посмотрите, наш Вова встретил друга.
Воспитатель: Для того чтобы вернуться назад в детский сад, нужно встать и сказать:
«Раз, два, три, четыре, пять,
В детский сад вернемся мы опять!»
(Дети произносят слова, звучит музыка и закрыть глаза)
Вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие закончилось.
Воспитатель: А сейчас, Вова предлагает поиграть в игру «Угадай что лишнее», он хочет проверить, как вы запомнили историю возникновения бумаги.
Показ слайда №
Дети: ответы детей (кирпич).
Воспитатель: Давайте проверим.
Показ слайда №
Воспитатель: А сейчас, Вова предлагает поиграть еще в одну игру «Разложи по порядку». У вас на столиках лежат полоски с разноцветными кружёчками, ваша задача разложить по порядку материалы (камень, глина, береста, бумага), что первым стали использовать люди для письма, что потом…
Воспитатель: Давайте проверим.
Показ слайда №
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, которые приготовил Вова.
Из какого материала изготовлен наш друг?
Дети: ответы детей (из бумаги).
Показ слайда №
Путешествуя, наш друг Вова приобрел семью.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли нашему другу узнать прошлое и из чего он изготовлен.
- Спасибо ребята вам за путешествие!!!
- Вам понравилось наше путешествие?
Дети: ответы детей.
- На чем в древности писали и рисовали люди?
Дети: ответы детей.
- Где впервые научились делать бумагу.
Дети: ответы детей.
Показ слайда №
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, верно отвечали на вопросы. А на следующем занятии, мы с Вами узнаем какие свойства имеет бумага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Бумага и ее свойства"
Познакомить детей с основными свойствами бумаги....
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема "Игра-путешествие в прошлое часов"
Знакомство детей с историей происхождения часов...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага»
дать первоначальное представление об изобретении бумаги. Создать условия для формирования умения работать с бумагой. Развивать способность с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги. П...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....