ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рунина Елена Евгеньевна

Окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_nikolaeva_e_e.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Е. Николаева

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Научный руководитель: Чеблоков С.В.

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. К 90-м годам накапливается много интересных фактов, отражающих возможности дошкольников усваивать новое содержание знаний о природе;  исследователи получают интересные результаты, касающиеся способов обучения детей. Анализ накопившегося материала представлен в обобщающем труде С.Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» (1992). Монография становится теоретическим фундаментом, на котором уже можно выстроить «инфраструктуру» (программу и методическое обеспечение) новой области дошкольной педагогики – экологического воспитания.В 1993 году выходит в свет первая «Программа экологического воспитания дошкольников», которая, впоследствии доработанная и расширенная становится программой «Юный эколог». В 1996 году публикуется «Концепция экологического воспитания дошкольников», в которой обозначаются все ключевые позиции: содержание и методы экологического воспитания; педагогический синтез воспитательного и образовательного компонентов (знаний и отношения); роль воспитателя как носителя экологической культуры; схема управления экологическим воспитанием. Встаёт задача создания методических пособий, позволяющих внедрить в дошкольные учреждения новый подход в ознакомлении детей с природой. В 1995 году выходит первая технология «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» для работы с детьми подготовительной группы по программе «Юный эколог». Эта книга-первая в серии методических пособий для работы с детьми старшей и средней групп, младшего дошкольного возраста. Концепция и программа в комплексе с технологиями позволяют любому дошкольному учреждению реализовать систему ознакомления детей с природой в новом - экологическом ключе.

Окружающий мир – это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ее изучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Начиная с ясельного возраста, педагоги знакомят детей с окружающим миром, дают им первоначальное представление о природе и природных явлениях. В среднем дошкольном возрасте уже возможна дифференциация знаний. В этот период ребенок способен воспринимать окружающий его мир более детально.

Происходит изменение и в психических процессах. [Выготский Л.С. 1998: 31] В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Познавательное развитие в среднем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. В среднем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. В этом возрасте продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Таким образом, у ребенка закладываются основы экологической культуры.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения. А формирование у дошкольника бережного отношения к природе развивает его морально-нравственный потенциал, помогает раскрыться таким качествам как доброта, бережливость, совестливость, ответственность за свои поступки. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, таким образом, способствует закладыванию основ общей культуры человека.

 Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничных впечатлений в рисунках, играх, рассказах.

 Основной вид деятельности дошкольников – игра. А главная ее функция – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение [Симонова Л.П. 2004:23]. Вот почему экологическое воспитание детей 3-5-летнего возраста возрасте необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс дидактических игр. Дидактические игры, используемые на занятиях, привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

Правильное систематическое применение дидактических игр на занятиях экологического цикла с детьми среднего дошкольного возраста способствует активности детей на занятиях, пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить получаемые знания. [Газина О. 2006: 67]  Поэтому воспитателю и педагогу необходимо включать данные игры в занятия не только по экологии, но и в любые обучающие и воспитывающие мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении. Для детей 3-5 лет тема «Экология» может быть выделена в отдельный блок знаний.

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 31.
  2. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста.   C.67
  3. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительное образование. – 2004. - № 1. C. 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой .

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо ...

Возрастные особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).

Возрастные особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)....

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"...

Статья "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической....

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Почему одни дети говорят чисто и рано, а другие не могут начать говорить? Как помочь детям говорить литератуоным языком?...

Возрастные особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста

возрастные особенности физического развития детей 4-5 лет...