Формирование позитивных установок к труду в ходе ранней профориентации дошкольников в детском саду
статья по окружающему миру на тему
Материал освещает опыт работы детского сада в области ранней профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva_tekst.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование позитивных установок к труду в ходе ранней профориентации дошкольников в детском саду
Соболева И.А.,
воспитатель детского сада № 179 «Подснежник»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Ознакомление дошкольников с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к труду предусматривает развитие экономического сознания, что немаловажно на современном этапе.
Важнейшей составляющей процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, создание образовательных ситуаций.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации , целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально – положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в своё время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органичный процесс.
В практике нашего детского сада накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых, что легло в основу программы по экономическому воспитанию старших дошкольников «Мир экономики глазами ребёнка» (Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Паленова Н.П., Кузнецова Н.Г.).
Программа включает в себя разделы, позволяющие решать задачи ранней профориентации детей дошкольного возраста:
- «Почему профессий много?»
- «Ресурсы»
- «Где, как и на что люди покупают то, что им необходимо?»
Тема «Почему профессий много?» по своему содержанию и задачам несколько отличается от традиционной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Не так важно, сколько профессий знает ребёнок, а гораздо важнее, чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают на удовлетворение потребности людей в нём. При знакомстве ребёнка с профессией важно раскрыть не только её «интересность», но и значимость для общества.
Потребности современного человека очень разнообразны (физиологические (естественные), духовные и интеллектуальные; потребность в трудовой, игровой, художественной деятельности). Как мы узнаём о наших потребностях? Сколько потребностей у человека? По каким признакам различают потребности? Бывает ли человек без потребностей?
Авторское игровое интерактивное пособие «Кто в чём нуждается» ориентировано на уточнение представлений детей о потребностях современного человека (и ребёнка в том числе), а также о способах удовлетворения потребностей, принятых в обществе. Данное пособие помогает раскрыть значимость и ценность труда, расширяет представления детей о мире профессий.
Стремление удовлетворить ту или иную потребность (что именно я хочу получить?) побуждает человека искать способы достижения конечного результата (каким образом это можно получить, сделать ? какие действия предпринять?). Появляется алгоритм деятельности по созданию определённого продукта, который в свою очередь формирует профессиональные умения.
В связи с тем, что ни один человек в современном обществе не может производить всё, что необходимо для его жизни, и каждый специализируется на производстве тех или иных товаров и услуг, люди для удовлетворения своих экономических потребностей пользуются обменом товаров и услуг. Раньше люди обменивали товар, который у них был, на другой, очень нужный им товар. Деньги делают обмен проще. Производители товаров и услуг за свою работу получают заработную плату. Каждый, кто трудится, хочет, чтобы его труд был оценен.
Самарская область - один из наиболее развитых регионов страны, с крупнейшими промышленными предприятиями (пищевая, авиационная, химическая, автомобильная).
«АвтоВА́З» — российская автомобилестроительная компания, в связи с этим востребованы профессии, связанные с автомобилестроением: инженер, слесарь, дизайнер, испытатель.
Педагогами нашего детского сада разработаны авторские интерактивные игры: «Назови и опиши профессию», «У каждого своё», «Профессии АвтоВАЗа» и другие. Современные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный конструктор) позволяют более детально изучить профессию – дети с интересом смотрят фильмы о профессиях, подбирают орудия труда, моделируют.
Следуя программе, направленной на развитие у подрастающего поколения интереса к профессиям химической промышленности, мы создаём в детском саду условия для активной поисково-исследовательской деятельности. Проведение опытов, экспериментов рассматривается не как развлечение, а как путь ознакомления с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты развивают наблюдательность и пытливость ума.
Наряду с профессиями, известными детям (такими как повар, швея, врач) мы знакомим дошкольников с новыми профессиями - программист, рекламный агент, фермер, служащий банка.
Например, тематика занятий с детьми по разделу «Почему профессий много?»
«Путешествие в мир профессий»
«Профессии разные нужны»
« Работа и профессия»
«Профессии наших родителей»
«Каким бывает труд?»
«Всякая вещь трудом создана»
«Орудия труда для производства товаров и услуг.
Предметы помощники в труде»
«Умные машины. Путешествие в прошлое молотка.
«Профессия рабочего»
«Умные предметы. Путешествие в прошлое иголки.
Профессия швея»
«Умные приборы. Путешествие в прошлое телефона.
Профессия связист (оператор телефонной станции)
«Умное оборудование. Путешествие в прошлое плиты.
Профессия повар»
«Умные приборы. Путешествие в прошлое телевизора.
Профессия диктор телевидения
«Умные вещи. Путешествие в прошлое компьютера.
Профессия программист»
«Профессии физического труда. Путешествие в прошлое жилища. Профессия строителя»
«Профессии интеллектуального труда. Путешествие в прошлое ручки. Профессия писателя»
« Новые профессии. Фермер и предприниматель. Рекламный агент. Менеджер. Рекламодатель. Программист».
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации невозможна без создания соответствующей предметно – пространственной развивающей среды, которая выступает источником представлений детей о доступных сферах экономической жизни людей: производственной, товарно-денежной, нравственной, сфере бизнеса и т.д.
Накопив определённый багаж знаний и представлений о какой – либо профессии, дети переносят их в самостоятельную игровую деятельность.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.
В играх в «профессию» дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. В играх отражается характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
Таким образом, знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»
Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями, как способ формирования позитивных установок к труду»...
Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей
Проблема формирований представлений дошкольников о мире труда и профессий своих родителей и ближайшего окружения недостаточно разработана в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС ДО в образовательной об...
Презентация "Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду"
Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду...
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»...
Статья "Формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка, период его социализации, воспитания направленности личности....
Проект ранняя профориентация дошкольников в детском саду и семье
ull;Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг се...