2015г. рабочая программа по экологии
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Кострецова Марина Владимировна

Рабочая программа по теме "формирование экологических представлений у детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekologii.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Павловского района Алтайского края.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по теме: «Формирование экологических представлений у детей младшей группы через ознакомление с окружающим миром малой родины

 п. Новые Зори».

Разработчик:

Кострецова  М.В.

                                                                  воспитатель МБДОУ

«Родничок»

Павловского района.

г. Барнаул.2015 г.

Структура рабочей программы

1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.1.

Цель рабочей программы ………………………………………………

4

1.2.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

1.3.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса ….

5

2.

Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми  ориентирами)

6

3.

Календарно-тематический план

9

4.

Методическое обеспечение программы

18

1. Пояснительная записка

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,  к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Основной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, окружающему миру, родному краю. Представления о Родине начинается у детей с картинки, песни окружающей его природы животных растений родного края. Любое животное будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшают нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Ученые доказывают, что в результате общения с животными, человек становится не только добрее, но и здоровее. Чуткость любовь к животным ко всему живому нужно воспитывать с детства собственным примером. Ребенок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учиться бережному отношению к животным растениям. Наш детский сад находится в селе, но мы почти не обращаем внимания на красоту, разнообразие и неповторимость его природы. В наш век новых информационных технологий общению с природой дети и их родители предпочитают телевидение, видеопродукцию и компьютер, - поэтому через реализацию своей рабочей программы мне захотелось поближе познакомить детей  младшей группы с природой поселка Новые Зори, помочь в накоплении собственного опыта через непосредственное общение с ней. Ведь знания о том месте, в котором ты родился, в котором ты живёшь, о растительном и животном мире духовно обогащают ребёнка, пробуждают любовь ко всему живому, к родной земле, своей малой и большой Родине; служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции.

  1. Цель рабочей программы

Целью рабочей программы является:

  • способствовать формированию  экологических представлений  у детей младшей группы через ознакомление с окружающим миром  поселка  Новые Зори.

1.2 Задачи рабочей программы

При разработке  рабочей программы, были поставлены задачи:

  • Формировать представление детей об особенностях растительного и животного мира родного посёлка.
  • Способствовать знакомству с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности детей и взрослых данной местности.
  • Способствовать овладению навыков в выращивании детьми вместе с взрослыми овощей в огороде и уголке природы, ухода за ними.
  • Способствовать использованию полученных навыков в жизни (в семье, в играх и т.д.)
  • Создать условия для реализации полученной информации в продуктивной деятельности.
  • Способствовать формированию бережного, искреннего отношения к природе.

1.3  Принципы рабочей программы

 При разработке программы использовала следующие принципы:

 Систематичности – получение знаний во всех видах деятельности.

 Доступности и наглядности – отбор содержания материала по экологическому воспитанию краеведческого характера соответствует возрасту детей.

 Индивидуализации – организация образовательного процесса и совместной деятельности построена на основе особенностей способностей и интересов каждого ребёнка.

 Принцип активного позитивного взаимодействия с родителями – совместные экскурсии и проекты, участие в творческих конкурсах, совместное проведение мероприятий

2. Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты освоения программы в соответствии с целевыми ориентирами:

  • Ребёнок овладевает основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
  • активно взаимодействует со сверстниками;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • ребёнок проявляет любознательность, ,задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.

 После реализации рабочей программы в развивающейся предметно-  пространственной среде:

  • фотоальбом «Природа нашего села»;
  • изготовление макетов «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
  • дидактические игры: «От семечка до овоща», «Фрукты – овощи», «Чей малыш?», «Домашние животные», «Когда это бывает?», «Погода на сегодня»;
  • огород в группе и на участке «Наш весёлый огород»;
  • тематические выставки: «Воспоминание о лете», «Зимняя сказка», «Природа просыпается», «Из жизни насекомых»;
  • В группе: «Экологический мини-музей» (дидактические игры по экологии,  природный материал для игр, исследовательско-экспериментальной  деятельности),
  • огород на подоконнике,
  • книжный уголок  (подбор  литературы на экологические темы): изготовление книжек-малышек по экологии;

изготовление карточек наблюдений

фотоальбомы «Природа нашего села», «Домашние животные», «Времена года», «Из жизни насекомых», «Какое бывает небо?»).

  • На участке: огород, цветники, тропа здоровья.

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

  • знать названия своего села и реки;
  • узнавать и называть некоторые растения, животных и их детёнышей своего села;
  • называть времена года и выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
  • знать и называть овощи;
  • выращивать некоторые овощи совместно с воспитателем в огороде детского сада;
  • использовать полученные знания и навыки в продуктивной деятельности, в семье, в играх со сверстниками;
  • проявлять инициативу в совместной с воспитателем экспериментально- исследовательской деятельности;
  • осознанно бережно относиться к природе.

3. Календарно-тематический план

Сентябрь

1 неделя

«Село, в котором мы живём».

Цель: Помочь детям запомнить название своего посёлка, реки. Показать красоту окружающей  его природы.

Беседа , экскурсия по посёлку.

2 неделя

«Цветы на участке осенью».

Цель: закрепить знания об осенних садовых цветах: отличие их по внешнему виду развивать представления детей о работах осенью.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить». Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» .

3 неделя

«Овощи, фрукты. Секреты осени».

Цель: познакомить детей с овощами, фруктами, ягодами. Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей на участке детского сада), о времени сбора урожая.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Дид.игра «Узнай на вкус»

4 неделя

Родительское собрание «Презентация рабочей программы».

Цель: создать условия для понимания родителями значимости данной темы, побудить потребность принимать активное участие в реализации поставленных задач.

Октябрь.

1 неделя.

«Дождик, дождик…»

Задачи: Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Наблюдение, рисование дождика.

2 неделя

«В  гости к осени».

Задачи: способствовать формированию умения видеть красоту осенней природы своего села, любоваться ей, отражать увиденное в продуктивной деятельности, создавать радостное настроение у детей.

3 неделя

«Что нас лечит от простуды».

Задачи: уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развивать познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

4 неделя

«В царстве диких зверей и птиц».

Задачи: формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, способствовать бережному отношению к животным, птицам.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму» - дидактическая  игра.

Ноябрь.

1 неделя

«Мы учимся ухаживать  за нашими растениями». «Выращивание лука и чеснока разными способами».

Задачи: формировать у детей познавательный интерес к овощам: луку и чесноку через проектно-исследовательскую деятельность. Формировать представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе за ним. Развивать  познавательный  интерес к миру природы.

2 неделя

«Рассматривание берёзы, ели».

Задачи: познакомить с деревом: берёза, ель. Формировать представления о деревьях как растениях, составных частях дерева. Воспитывать интерес  к рассматриванию  деревьев. Воспитание любви к природе  малой  Родины  через  непосредственное  общение с ней.

3 неделя

Экскурсия в библиотеку. Тематическая выставка для детей « Природа Алтайского края».

Задачи: создать условия для развития познавательного интереса к природе  Алтайского края, познакомить с элементарными правилами пользования  книгой  в  библиотеке.

4 неделя

«Рассматривание снегиря».

Задачи: расширять кругозор детей, познакомить с основными признаками внешнего вида птиц. Способствовать представлению об особенностях поведения снегиря, вороны, воробья. Способствовать доброжелательному  отношению  к  птицам.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц.

Декабрь.

1 неделя.

«Домашние животные».

Задачи: создать условия для формирования у детей знаний о жизни диких  и домашних  животных  в зимнее  время. Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дидактическая  игра «Кто что любит», настольная игра «Зверята»

2 неделя.

«Зимующие птицы у кормушки».

Задачи: формировать представление детей о жизни птиц зимой.  Вызвать у детей желание заботиться о пернатых. Расширять представления о поведении  птиц у кормушек, формировать умение различать птиц по внешнему виду. Способствовать желанию наблюдать за птицами, прилетающими на участок сада.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). «Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

3 неделя.

«Наш сосновый бор».

Задачи: формировать представление у детей о том, что лес можно вырастить, закрепить название дерева «сосна», его характерные особенности.

4 неделя.

«Ёлочка - зелёная иголочка».

Задачи: расширять представления детей о деревьях. Познакомить детей с тем, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку».

Январь.

1 неделя

«Зимняя сказка».

Задачи: создать условия для формирования у детей знаний об особенностях посёлка в зимний период.

2 неделя.

«Мороз - удивительный художник».

Задачи: вызвать у детей  интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве, развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке.
3 неделя.

« Наблюдение за снегом и льдом».

Задачи: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега».

4 неделя

«Дикие животные в лесу зимой».

Задачи: способствовать обогащению знаний детей о диких зверях в зимний период, развивать умения  устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Февраль.

1 неделя.

«Что мы знаем о воде».

Задачи: формировать у детей  познавательный интерес в ходе экспериментальной  деятельности с водой (твёрдое, жидкое состояние, свойство воды).

2 неделя.

«Чистая вода нужна всем и всегда».

Задачи: формировать представления детей о необходимости воды, о значении её для всех живущих на Земле. Способствовать бережному отношению к воде (нельзя бросать мусор в реку).

3 неделя.

«Снежный хоровод».

Задачи: продолжать наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Показать свойства снега.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки».

4 неделя.

«Плыли по небу тучки».

Задачи: расширять представления детей о явлениях неживой природы, рассказать детям какие бывают облака.  Развивать у детей наблюдательность.

Беседа: «Какие бывают облака», наблюдение, экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

Март.

1 неделя.

«К деревьям в гости».

Задачи: продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь).  Дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды).

2 неделя

«Неживая природа. Знакомство с песком».

Задачи: познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка.

Пальчиковая гимнастика, игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется».

3 неделя.

«Мы ребята молодцы - посадили огурцы».

Задачи: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания огурцов в «веселом огороде» (на подоконнике).

4 неделя.

«Забота о здоровье».

Задачи: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища и солнце.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

Апрель.

1 неделя.

«Расцвели подснежники».

Задачи: создать условия для формирования у детей знаний об изменениях в природе посёлка в весенний период; познакомить с подснежником. Способствовать умению видеть красоту просыпающейся природы и любоваться ею.

Экскурсия в лес.

2 неделя.

«Цветы в траве».

Задачи: формировать умение отображать в рисунках впечатления, полученные во время экскурсии.

Рисование.

3 неделя.

«Весна, весна на улице».

Задачи: уточнить представления детей о весенней траве и одуванчике; об условиях, необходимых для их роста; дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов, не будет цветов – не будет и бабочек. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

4 неделя.

«Божья коровка, жучки».

Задачи:  закреплять желание наблюдать за насекомыми, расширять представления о насекомых. Воспитывать у детей интерес ко всему живому.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница».

        

Май.

1 неделя.

«Весенний  день – год кормит».

Задачи: формировать представление у детей о труде людей в весенний период в посёлке.

2 неделя.

«Человек – живое существо».

Задачи: сформировать обобщённое представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, способности к росту; находить признаки живого у растений и животных.

3 неделя.

 «Солнышко на травке».

Задачи: уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, экспериментирование «Тепло – холодно».

Беседа, аппликация  «Полянка цветов».

4 неделя.

Итоговое занятие «Село, в котором мы живём».

Задачи: закрепить знания детей о растительном и животном мире посёлка, сезонных изменениях в природе.

 Способы, формы и методы реализации рабочей программы:

Для реализации рабочей программы использованы следующие формы и методы:

  • проекты «Выращивание лука и чеснока разными способами»,
  • «Мы ребята молодцы – посадили огурцы»;
  • беседы; экскурсии; здоровьесберегающие технологии и формы: музыкотерапия , отдых на лесной полянке, слушание пение птиц);

 Способы и направления поддержки детской инициативы:

  • Речевая похвала;
  • Фотовыставки («Из жизни группы», «Как мы трудимся», «Я умею делать сам»);
  • Выставки детского творчества: «Домашние животные», «Собираем урожай» (рисование по трафаретам, работа с раскрасками, пластилином, солёным тестом, глиной в совместной с воспитателем деятельности).

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Совместные экскурсии на природу;
  • Фотовыставки («Воспоминания о лете», « Зимняя сказка», «Природа просыпается»);
  • Акции «Поможем птицам» (изготовление кормушек и скворечников), «Наш участок – самый лучший»;
  • Конкурсы семейного творчества изготовление поделок для макетов по временам года, плакатов «Мы в лесу гости»;
  • Совместное посещение мероприятий села «День села»,
  • «Митинг ко дню победы»;
  • Выращивание рассады цветов для оформления участка детского сада;
  • Изготовление вместе с детьми книжек-малышек экологического содержания.

4. Методическое обеспечение рабочей программы

При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы. – М.:Мозайка – синтез,2014г.
  • С.Н. Николаева «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении». М., 2005г.
  • С. Д. Ермакова «Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов/ - СПб., 1996 г
  • С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», Владос, 2001 г.
  • А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Волгоград, 2010г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»;
  • Интернет ресурсы.

Место рабочей программы в режиме

  • Содержание рабочей программы реализуется в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

рабочая программа по экологии

дидактические игры,занятия т.д....

рабочая программа по экологии

"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....

Рабочая программа по экологии

Аннотация и годовой план занятий по экологии...

Рабочая программа кружка "Эколог и Я"

Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...