Проект Матрёшка - народная игрушка
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Кссюша воспитанница группы №11, задала нам такую загадку: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» . Дети не могли её отгадать и мы решили создать проект "Матрёшка- народная игрушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по управлению образованием
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Отдел детских дошкольных учреждений
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №13 «Сказка»
Проект
«Матрёшка – народная игрушка»
Направленность проекта: познавательно- творческий
Участники проекта:
- автор проекта - воспитатель Басакова Т.В.;
- дети подготовительной группы №11;
- родители.
г. Краснокаменск, 2015
Введение
Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать. Происхождение имени связывают и с распространенным именем Матрена (Матреша), и с латинским словом mater (мать).
Идею деревянной народной куклы подхватили народные умельцы, и вот уже несколько десятилетий некоторые российские села и города являются центрами ремесленного производства матрешек: Полховский Майдан, Крутец, Семенов, Вятка, Сергиев Посад и другие.Матрешка привлекает детей своей красочностью и неизменным «секретом»: а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость.
Идея разборной куклы служит интересным сюжетом для детских развлечений – здесь вступает в игру мастерство и фантазия педагога. А какое удовольствие доставляет детям роспись матрешки! Даже самые маленькие дошкольники смогут по-своему расписать заготовки народной куклы. Тем более, что одной традиции в росписи деревянной красавицы не существует. Уже в первые годы своей жизни матрешки получили широкое разнообразие стилей – кто-то повторял в наряде куклы орнаменты народных костюмов, кто-то выписывал на сарафане целые сюжеты. Кто знает, может современные дети найдут свои мотивы и продлят жизнь знаменитой русской матрешки?
Актуальность
Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрешка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре.Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Задача особенно актуальная сегодня, так как родители не придают глубокому познанию духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Проблема
В понедельник пришла Ксюша в детский сад и говорит: смотрела игру с мамой «Что, где, когда»? и там игрокам вынесли чёрный ящик и задали вопрос: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» И игроки не смогли ответить на этот вопрос. Это оказалась матрёшка. И после этого рассказа дети в группе заинтересовались этой игрушкой, её историей и стали задавать различные вопросы: почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку? Для чего человек создает матрешку?
Новизна.
Новизна данного проекта заключается в том, что дети образно видели связь мира природы с миром человека, сравнивали игрушку - матрёшку с образом материнства, семьи, получать радость от узнавания нового.
Практическая значимость
Создание интереса у детей, участие родителей в реализации проекта, разработка конспектов занятий, бесед по теме.
Направленность проекта
Направление проекта: развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.
Содержание проекта интегрирует художественно – эстетическое, познавательное, речевое развитие.
Предмет проекта: матрёшка.
Тип проекта
По доминирующему методу: творческий
По характеру содержания: ребенок в мире социальных отношений;
по характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результатов;
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: 1месяц
Цель проекта:
Знакомство с историей появления Матрёшки и с её различными видами (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская).
Для педагогов | Для детей | Для родителей | |
Обучающие задачи | |||
|
|
изучить материал о истории возникновения матрешки;
| |
Развивающие задачи | |||
|
|
педагогическую культуру за счет освоения совместной деятельности с детьми и воспитателем. | |
Воспитательные задачи | |||
|
|
заинтересованность родителей в совместно- партнерской деятельности со своими детьми.
|
Гарантированный результат
В результате реализации проекта дети будут знать:
- историю происхождения Матрёшки;
- особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета,
узоры);
- виды матрёшек: Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую
матрёшек;
- некоторые художественные элементы;
- обогащён кругозор детей об игрушке – матрёшке как образе
материнства, семьи.
У них разовьется:
- мелкая моторика, творческое мышление, воображение, фантазия ;
- умение доводить начатое до конца;
- творческие способности детей в продуктивной и музыкальной
деятельности;
Дети приобщаться:
- любовь и уважение к народному искусству.
- эстетическое отношение к предметам народного творчества,
- уважение к труду народных умельцев.
Критерии и способы оценки результатов
Мониторинг достижений детей по теме «Матрёшка – народная игрушка», осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности.
Средства мониторинга: игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.
1.Как появилась матрешка?
2.Сколько лет матрёшке?
3. Каких матрёшек ты знаешь?
4. У тебя дома есть матрёшка? Сколько?
5. Почему русская матрешка является символом России?
6. Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
7.Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
8.Из чего можно изготовить матрешку?
9.Для чего человек создает матрешку?
Педагогическая диагностика уровня знаний детей
по теме – «Матрёшка – народная игрушка»
Вопрос | Ответы | Дети | |||||
Анна Г. | Василина Ж. | Денис Б. | Саша Ш. | Настя В. | |||
1.Как появилась матрешка? | 1.Знаю (рассказ о том, как появилась). 2.Незнаю | ||||||
2.Сколько лет матрёшке? | 1.100 лет 2.130 лет 3.200лет | ||||||
3.Каких матрёшек ты знаешь? | 1Называет виды матрёшек 2 Не называет виды матрёшек | ||||||
4.У тебя дома есть матрёшка? Сколько? | 1.Да 2 нет | ||||||
5. Почему русская матрешка является символом России? | 1.Не знает 2.Знает | ||||||
6. Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой? | 1.Знает 2.Не знает | ||||||
7. Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? | 1.Знает 2.Не знает | ||||||
8. Из чего можно изготовить матрешку? | 1.Дерево 2.Стекло 3.Железо | ||||||
9. Для чего человек создает матрешку? | 1.Для игры 2.Для красоты 3.Просто так 4.Незнаю |
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует») | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
«Социально -коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр . « Художественно – эстетическое развитие»
|
способами;
|
Источники информации
Книги: | 1. Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007. 2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990. 3. Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007. 4. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М. : Феникс, 2003. 5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М., 2009. 6. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990. 7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004. 8. Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003. 9. Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013. 10.Интернет Русская матрёшка. (Альбом для раскрашивания), «Малыш», Москва, 1979, 10 с., ил. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру» «Детский исследовательский проект» 11. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/ 12.Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/ 13.Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - http://nsportal.ru/ |
Распределение ролей в проекте
Педагоги | Дети | Родители |
постановке проблемы;
практический опыт детей;
стимулируют попытки самостоятельного познания детьми –почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
руководство продуктивной деятельности детей;
сценарий презентации проекта. |
обобщении и систематизации практической и продуктивной деятельности;
|
|
Предполагаемый продукт
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
|
стихов, загадок о матрёшках.
|
Рисунков «Украсим сарафаны матрёшкам»;
|
- Планирование проекта
1 этап Вводный
Постановка проблемы
В понедельник пришла Ксюша в детский сад и говорит: смотрела игру с мамой «Что, где, когда»? и там игрокам вынесли чёрный ящик и задали вопрос: « Кто я такая? У меня ни одной матери, но есть два отца?» И игроки не смогли ответить на этот вопрос. Это оказалась матрёшка. И после этого рассказа дети в группе заинтересовались этой игрушкой, её историей и стали задавать различные вопросы: почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку? Для чего человек создает матрешку?
2 этап Подготовительный
(2 дня)
Виды работы | Ответственные |
Сбор информации о матрёшках, составление плана совместной деятельности с детьми, родителями. | Басакова Т.В. Родители |
Подбор методической литературы, бесед по теме, внесение дидактических и сюжетно – ролевых игр. | Басакова Т.В. |
Прослушивание песен, музыкальных композиций, хороводов, частушек. | Басакова Т.В. Дводненко В.В. Рублёва М. А. |
Подбор иллюстраций, стихов, пословиц о матрёшках. | Басакова Т.В. |
Разработка занятий | Басакова Т.В. |
3 этап Основной
(1 месяц)
Недели | Деятельность Педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 неделя | 1. Беседа ««Знакомство с русской матрешкой». 2. Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»; 3.Родственники» матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька. | 1. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». 2. Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами». 3. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение). | 1.Совместное изготовление «семейной матрёшки». 2.Разработка детской авторской матрёшки. |
2 неделя | 1.Коллективная работа «Хоровод матрёшек». 2. Работа с книгой «Родословная матрёшки». 3.Беседа-презентация «История появления матрёшки» | 1. Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам». 2.Разучивание частушек. 4.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки». | 1.Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме. 2.Подобрать и выучить стихи, загадки о матрёшке. |
3 неделя | 1.Беседа на тему: «Матрёшка – как символ семьи». 2.Виды матрёшек: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская. 3.Театрализованные игры с использованием матрёшек | 1. С/ ролевая игра «Семья». 2. Д/игры «Из чего сделано», «Угадай по описанию». 3.Декоративное рисование « Матрёшка – Матрёна» 4.Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки» 5.Разучивание сложного хоровода.» | 1.Помощь в создании и оформлении мини-музея «Русская матрёшка»; -Просмотр презентаций о матрёшках. |
4 неделя | 1.Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки). 2.Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса»; «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»; «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»; «Лес с огнём не дружит!»; «Враг природы тот, кто леса не бережёт». | 1. Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»; 2.Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. 3.Д/игры (счёт, цвет, размер). 4.Рисование простейших элементов росписи 5.Аппликация.Тема «Русская матрёшка». | 1.Изготовление пособия для занятий. 2.Воспитание бережного отношения к природе. 3. Вызвать интерес к совместной творческой деятельности. 4.Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек. 5.Подготовка и проведение мероприятия «Русская матрёшка». |
4 этап. Заключительный
Результат | Изготовление книги «Родословная матрёшки». |
Форма презентации | Праздник «У нас в гостях Матрёшки». |
Описание выполнения проекта по линиям развития ребёнка
Линии развития ребёнка | Формы и методы работы | Внедрение (виды деятельности, продукты) |
Познавательное развитие | -Беседа -Рассказывание -Наблюдение - Дидактические игры | Узнали : - Виды матрёшек; - О липе как о строительном материале, - Историю появления матрёшки; - О матрёшке – как о символе России и семьи, - Познакомились с родственниками матрёшки – Ванькой – Встанькой. - Играли: -Дидактические игра «Большие и маленькие матрёшки»; «Из чего сделано», «Угадай по описанию»; «Счёт, цвет, размер». - Конструирование из пластмассового конструктора «Дома для матрёшек»; |
Речевое развитие | -Рассказывание - Чтение художественной литературы - Заучивание | - заучили пословицы, поговорки, загадки; - Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. - Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». - Развивать связную интонационную выразительность речи; - Воспитание бережного отношения к природе. - Вызвать интерес к совместной творческой деятельности. |
Социально – коммуникативное развитие. | -Беседа - Дидактическая и сюжетно – ролевая игры | - Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Построй ряд с закрытыми глазами». Сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек», «Семья». - |
Художественно – эстетическое развитие. | -Рисование -Лепка -Прослушивание и пение, разучивание хороводов. -Творческие задания | - Исполнение хороводов, песен ,частушек; - Аппликация. Тема«Русская матрёшка». - Декоративное рисование « Матрёшка – Матрёна». - Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам». - Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка». - Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение). |
Физическое развитие | -Подвижные игры, -физкультминутки. | -«Матрешки с платочками» |
III Методическое обеспечение проекта
Материально – техническое оснащение
№п/п п/п | Наименование областей, входящих в заявленный проект | Материально – техническое оснащение | Количество |
1. | Познание |
| 1 1 1 п. |
2. | Социализация |
| 1 |
3. | Художественное творчество |
| По количеству детей |
4. | Музыка |
| 1 |
5. | Физическая культура |
| На подгруппу детей |
Учебно – методическое обеспечение
Программы | Технологии | Методическая литература |
1.Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 356с. | 1.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990. 2.Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М. : Феникс, 2003. 3.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М., 2009. 4. Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007. | 1.Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004. 2.Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003. 3.Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013. 4.Деркунская В.А.Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. 5.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: ДетствоПресс, 2007. 6.Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А., Развитие познавательных исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. |
Методический паспорт
на конечный продукт проектной деятельности
Название продукта: Книга «Родословная матрёшки»
Адресация (кому, где и когда это пригодится): книга может быть использована детьми, воспитателями в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также в индивидуальной работе.
Назначение: развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.
Цель использования: Сформировать знания детей о родословной матрёшки.
Задачи
- Познакомить детей с историей Матрешки, как народного промысла;
- Дать знания о различных видах Матрёшки;
- Освоить некоторые художественные элементы;
- Изучить свойства дерева, из которого изготовляют матрёшек;
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Воспитывать у детей интерес к результатам своей работы.
- Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
Реализация (пути, способы, области применения; методы и приёмы по использованию продукта; содержание конкретных игр, упражнений и других видов деятельности с использованием данного продукта)
Познавательное развитие:
- Беседы: «Знакомство с русской матрешкой»,
«Родственники матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька», «Матрёшка – как символ семьи», « О липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)»,
Социально – коммуникативное развитие:
-Проигрывание сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин игрушек» с игровыми ситуациями.
-Дидактические игры: «Большие и маленькие матрёшки»; «Из чего сделано», «Угадай по описанию»; «Счёт, цвет, размер», «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Построй ряд с закрытыми глазами».
Художественно – эстетическое развитие:
- Исполнение хороводов, песен ,частушек;
- Аппликация. Тема : «Русская матрёшка».
- Декоративное рисование « Матрёшка – Матрёна».
- Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам».
- Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка».
- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).
Физическое развитие
-Подвижные игры: «Матрешки с платочками»
Перспектива (где, когда и как в новых условиях; будет использоваться модификация):
-Обмен опытом работы по проекту с педагогами ДОУ;
Перечень документов:
- Заявка
- Рецензия
- Проект
Методический паспорт: Книга «Родословная матрёшки».
Приложения:
- Картотека загадок, частушек, стихотворений о матрёшке;
- консультации для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций»; «Развивающие игры с матрёшками для детей от 1 до 6 лет», « Матрёшка – сказка».»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте...
Проект " Матрёшка-народная игрушка"
Цель этого проекта познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрёшки,воспитать интерес к истории России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689745-1445006548.jpg)
Проект "Русская народная игрушка - Матрёшка"
Творческий проект "Русская народная игрушка- Матрёшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-850818-1479402312.jpg)
Проект «Русская народная игрушка матрёшка»
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-404416-1638381013.jpg)
Проект "Русская народная игрушка - матрёшка"
Материал для ознакомления с историей возникновения матрешки....
Проект "Матрёшка- народная игрушка"в первой младшей группе доу
Матрёшка как национальная игрушка и сувенир России. Русские матрёшки привлекают внимание своёй красотой и огромным разнообразием росписи. Матрёшка любима и популярна во всём мире. Она является носител...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1222590-1584988035.jpg)
Проект "Матрёшка-народная игрушка"
Описание проектной деятельности для средней/старшей группы по теме "Матрёшка-народная игрушка"...