ОД по познавательному развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горожанцева Наталия Валерьевна

Материал содержит беседу, загадки, показ слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_zimuyushchie_ptitsy.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Елочка» с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию детей

Конспект ОД

по познавательному развитию «Зимующие птицы»

(старшая группа.)

                                                                          Подготовила

                                                                          Горожанцева Наталия Валерьевна        

                                                                                 

Пыть-Ях

2015г.

Цель: Развивать и закреплять  знания о зимующих птицах.

Задачи:

  • образовательная - уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; познакомить с дятлом, учить воспроизводить  уменьшительно – ласкательные формы существительных;
  • развивающая – стимулировать речевую активность, расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти, развите мелкой моторики;
  • воспитывающая - воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:  познание, коммуникация.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы (В.Бианки «Синичкин календарь» Январь, «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Первая охота»), загадывание загадок, рассматирвание дидактических материалов, книжных иллюстраций, сюжетных каритнок.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, рассказ, вопросы, ответы, художественное слово, объяснение, рассматривание, сюрпризный момент.

Принципы: наглядность, доступность, соответствие возрасту, актуальность.

Словарная работа:  дятел, кузница, санитар леса.

 Последующая работа: продолжать расширять знания детей о зимующих        птицах.

Материал: проектор, мяч, картинки с изображением дятла, красные карандаши.

Структура НОД:

Вводная часть – 2 мин.

Основная часть – 15 мин.

Заключительная часть – 3 мин.

Ход НОД

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку.

Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите,

Дети, кто мы, назовите.

Воспитатель: Вы догадались, о ком мы будем сегодня говорить?

Правильно, о птицах. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Как их можно назвать одним словом? Да, перелетные, но  есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год.  Это птицы, которые остаются зимовать. А таких птиц как можно назвать одним словом? Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, ворона, сорока, синица, голубь).

Есть птицы, которые остаются зимовать в лесу, а есть птицы, которые летят в города и поселки, поближе к людям. Как вы думаете, зачем они летят ближе к человеку? Правильно, чтобы кормиться.

Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, люди делают кормушки и насыпают в них корм.

 Отгадывание загадок.

1. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок (воробей).

Показ слайда с изображением воробья, включается аудиозапись со звуком чириканья воробья.

 Воробей. Ребята, скажите сначала, что есть у всех птиц? (Лапки, хвост, крылья,  и т. д.) Чем покрыто туловище птиц? (Перьями). Эта птичка хорошо нам знакома.  Про него говорят «серый воробышек», но на самом деле, он не серый. Посмотрите, у него спинка коричневая с черными продольными полосками, коричневые крылышки и  животик, а на голове как будто коричневая шапочка (берет). Он  маленький, шустрый, быстрый. (Дети с помощью наводящих вопросов помогают воспитателю описывать воробья).

Воробьи питаются крошками, зернышками, пшеном, ягодами, плодами, насекомыми, семенами, гусеницами.

2. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее …(ворона).

Показ слайда с изображением вороны, аудиозапись со звуком голоса  вороны.

Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горлышко, крылья, хвост и лапы – черные, а все остальное - серое. Можно про нее сказать, что она важная, хитрая, большая, черная.  (Дети с помощью наводящих вопросов описывают ворону).

 Ворона -  птица всеядная, ест все, что найдет. Она ест семена, листья, плоды, червей, жуков, любят разорять чужие гнезда и есть сырые яйца, может есть рыбу, мясо, мелких грызунов, (мышей). Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Молодцы, ребята. А вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Давайте и мы поиграем.

Физминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.

Кар-кар-кар-кар

Кар-кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар-кар-кар-кар (тихо).

3. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «тень-тень» (синица).

Как хорош весенний день.

Показ слайда с изображением синицы, аудиозапись со звуком голоса синицы.

«Тень-тень», «Синь-синь» - кричит синица, так она и называется.

Посмотрите, какое красивое оперение у этой птицы. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Кажется, что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голове зеленая шапочка. Дети с помощью наводящих вопросов описывают синицу). Синица большую пользу приносит лесу: уничтожает насекомых, которые вредят деревьям (едят кору, стволы, листья).

Они находят приклеенные к веткам яички каких – нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, приклеенных к сучкам паутинками. Синицы тоже питаются зернышками, семечками (но нельзя им давать жареные), крошками, творогом, маргарином, мясом, любимое их лакомство – сало.

4. Болтливая птичка – спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду белобока

Кто?  - Длиннохвостая…(сорока).

Показ слайда с изображением сороки, аудиозапись  со звуком голоса сороки.

 Много прозвищ у сороки: белобока, воровка, стрекотуха.

«Ча-Ча-ча» кричит сорока, перелетая с ветки на ветку стрекочет, предупреждая лесных жителей об опасности.

У сороки по бокам перышки совсем белые, голова и крылья совсем черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. (Дети с помощью наводящих вопросов описывают сороку).

Питается сорока хлебом, сырыми яйцами, может есть даже макароны. Ее как и ворону можно назвать всеядной.

Игра с мячом «Назови ласково»

Птица - …(птичка)

Перо - …(перышко)

Крыло - …(крылышко)

Хвост - …(хвостик)

Клюв - …(Клювик)

Синица - …(синичка)

Воробей - …(воробышек)

Птенец - …(птенчик)

Ворона - …(воронушка)

Голубь - …(голубок) и т.д.

5. Кто в беретке ярко-красной,

 В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит (дятел).

Показ слайда с изображением дятла.

Дятел. Эту птичку можно встретить в лесу.

Сюрпризный момент – в группе появляется дятел (переодетый взрослый).

Дятел: Здравствуйте, ребята. Да, я остаюсь зимовать в лесу. Да как же я могу улететь из леса, ведь ему нужна моя помощь. Вы знаете, что синички посмогают деревьям, уничтожая вредных насекомых? Меня тоже называют санитаром леса. Вы слышали когда-нибудь в лесу звук, который мы издаем, когда стучим по деревьям? Знаете, зачем мы это делаем? Мы лечим деревья, добывая из-под коры вредных жучков. Цепляемся лапками за кору дерева, упираемся хвостом в ствол, прислушиваемся (под корой дерева слышно, как возятся жучки) и начинаем стучать, то есть выклевывать этих жучков - вредителей.

Включается аудиозапись звука стука дятла.

Воспитатель: Скажите, дятел, вы только жучками питаетесь или еще чем-нибудь?

Дятел: Нет, не только жучками, мы еще питаемся семенами шишек. У нас очень цепкие когти. Цепляясь за кору деревьев, мы ползаем по стволу дерева, ищем шишки. А когда находим, то держа ее в клюве, ловко засовываем  в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимаемся за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва. Падают легкие семена. Мы предпочитаем расклевывать шишки на определенных местах.

Их называют кузнецами. «Кузница» - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под кузницей дятла валяется целая куча пустых шишек.

Воспитатель:  Вот, ребята, какую пользу приносят птицы.  Даша  знает стихотворение про птиц и сейчас расскажет.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Дятел: Молодцы, ребята, какое хорошее стихотворение,  хотите я вас научу играть?

Пальчиковая гимнастика

Я по дереву стучу

Червячка добыть хочу

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

Воспитатель: Какая интересная игра. Спасибо, дятел.

Дятел: Ребята, у меня к вам просьба. Я знаю, что вы умеете рисовать. Не могли бы вы мне помочь. Я сфотографировался для того, чтобы раздать свои портреты ребятишкам, с которыми я знакомился, чтобы они не забывали обо мне, но на фотографиях не отпечаталась моя красная шапочка. Может быть, вы сможете ее очень аккуратно закрасить красным цветом? ( Дети закрашивают готовые образцы с изображением дятла).

Дятел благодарит детей и прощается.

Итог НОД

О каких птицах мы сегодня говорили? (О зимующих).

Назовите их.

Почему зимой нужно помогать птицам? (Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно).

Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? (Подкармливать их, развешивать кормушки).

С какой птицей мы сегодня познакомились? (С дятлом).

Какое полезное дело делают дятлы и синицы, почему их нужно охранять? (Уничтожают вредных для деревьев насекомых. Если исчезнут дятлы и синицы, то лес может погибнуть). Молодцы, ребята, как много вы знаете о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»

Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы».

Интегрированное занятие по познавательному развитию ( речевое развитие, математика, художественное творчество)...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1....

Познавательный проект «Птиц встречаем»

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.Впечатления от родной природы, полученные в детстве, за...

Познавательное занятие «Птицы, живущие рядом с нами»

Конспект НОД по экологии "Птицы, живущие рядом с нами"...

Презентация по познавательному развитию "Птицы Чувашии"

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".(М. Пришвин)...