ОД по познавательному развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал содержит беседу, загадки, показ слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_zimuyushchie_ptitsy.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Елочка» с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому развитию детей
Конспект ОД
по познавательному развитию «Зимующие птицы»
(старшая группа.)
Подготовила
Горожанцева Наталия Валерьевна
Пыть-Ях
2015г.
Цель: Развивать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи:
- образовательная - уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; познакомить с дятлом, учить воспроизводить уменьшительно – ласкательные формы существительных;
- развивающая – стимулировать речевую активность, расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти, развите мелкой моторики;
- воспитывающая - воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы (В.Бианки «Синичкин календарь» Январь, «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Первая охота»), загадывание загадок, рассматирвание дидактических материалов, книжных иллюстраций, сюжетных каритнок.
Методы: словесный, наглядный.
Приемы: беседа, рассказ, вопросы, ответы, художественное слово, объяснение, рассматривание, сюрпризный момент.
Принципы: наглядность, доступность, соответствие возрасту, актуальность.
Словарная работа: дятел, кузница, санитар леса.
Последующая работа: продолжать расширять знания детей о зимующих птицах.
Материал: проектор, мяч, картинки с изображением дятла, красные карандаши.
Структура НОД:
Вводная часть – 2 мин.
Основная часть – 15 мин.
Заключительная часть – 3 мин.
Ход НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку.
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите,
Дети, кто мы, назовите.
Воспитатель: Вы догадались, о ком мы будем сегодня говорить?
Правильно, о птицах. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Как их можно назвать одним словом? Да, перелетные, но есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. Это птицы, которые остаются зимовать. А таких птиц как можно назвать одним словом? Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, ворона, сорока, синица, голубь).
Есть птицы, которые остаются зимовать в лесу, а есть птицы, которые летят в города и поселки, поближе к людям. Как вы думаете, зачем они летят ближе к человеку? Правильно, чтобы кормиться.
Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, люди делают кормушки и насыпают в них корм.
Отгадывание загадок.
1. Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок (воробей).
Показ слайда с изображением воробья, включается аудиозапись со звуком чириканья воробья.
Воробей. Ребята, скажите сначала, что есть у всех птиц? (Лапки, хвост, крылья, и т. д.) Чем покрыто туловище птиц? (Перьями). Эта птичка хорошо нам знакома. Про него говорят «серый воробышек», но на самом деле, он не серый. Посмотрите, у него спинка коричневая с черными продольными полосками, коричневые крылышки и животик, а на голове как будто коричневая шапочка (берет). Он маленький, шустрый, быстрый. (Дети с помощью наводящих вопросов помогают воспитателю описывать воробья).
Воробьи питаются крошками, зернышками, пшеном, ягодами, плодами, насекомыми, семенами, гусеницами.
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее …(ворона).
Показ слайда с изображением вороны, аудиозапись со звуком голоса вороны.
Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горлышко, крылья, хвост и лапы – черные, а все остальное - серое. Можно про нее сказать, что она важная, хитрая, большая, черная. (Дети с помощью наводящих вопросов описывают ворону).
Ворона - птица всеядная, ест все, что найдет. Она ест семена, листья, плоды, червей, жуков, любят разорять чужие гнезда и есть сырые яйца, может есть рыбу, мясо, мелких грызунов, (мышей). Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Молодцы, ребята. А вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Давайте и мы поиграем.
Физминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны.
Кар-кар-кар-кар
Кар-кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар-кар (тихо).
3. Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень» (синица).
Как хорош весенний день.
Показ слайда с изображением синицы, аудиозапись со звуком голоса синицы.
«Тень-тень», «Синь-синь» - кричит синица, так она и называется.
Посмотрите, какое красивое оперение у этой птицы. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Кажется, что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голове зеленая шапочка. Дети с помощью наводящих вопросов описывают синицу). Синица большую пользу приносит лесу: уничтожает насекомых, которые вредят деревьям (едят кору, стволы, листья).
Они находят приклеенные к веткам яички каких – нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, приклеенных к сучкам паутинками. Синицы тоже питаются зернышками, семечками (но нельзя им давать жареные), крошками, творогом, маргарином, мясом, любимое их лакомство – сало.
4. Болтливая птичка – спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду белобока
Кто? - Длиннохвостая…(сорока).
Показ слайда с изображением сороки, аудиозапись со звуком голоса сороки.
Много прозвищ у сороки: белобока, воровка, стрекотуха.
«Ча-Ча-ча» кричит сорока, перелетая с ветки на ветку стрекочет, предупреждая лесных жителей об опасности.
У сороки по бокам перышки совсем белые, голова и крылья совсем черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. (Дети с помощью наводящих вопросов описывают сороку).
Питается сорока хлебом, сырыми яйцами, может есть даже макароны. Ее как и ворону можно назвать всеядной.
Игра с мячом «Назови ласково»
Птица - …(птичка)
Перо - …(перышко)
Крыло - …(крылышко)
Хвост - …(хвостик)
Клюв - …(Клювик)
Синица - …(синичка)
Воробей - …(воробышек)
Птенец - …(птенчик)
Ворона - …(воронушка)
Голубь - …(голубок) и т.д.
5. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).
Показ слайда с изображением дятла.
Дятел. Эту птичку можно встретить в лесу.
Сюрпризный момент – в группе появляется дятел (переодетый взрослый).
Дятел: Здравствуйте, ребята. Да, я остаюсь зимовать в лесу. Да как же я могу улететь из леса, ведь ему нужна моя помощь. Вы знаете, что синички посмогают деревьям, уничтожая вредных насекомых? Меня тоже называют санитаром леса. Вы слышали когда-нибудь в лесу звук, который мы издаем, когда стучим по деревьям? Знаете, зачем мы это делаем? Мы лечим деревья, добывая из-под коры вредных жучков. Цепляемся лапками за кору дерева, упираемся хвостом в ствол, прислушиваемся (под корой дерева слышно, как возятся жучки) и начинаем стучать, то есть выклевывать этих жучков - вредителей.
Включается аудиозапись звука стука дятла.
Воспитатель: Скажите, дятел, вы только жучками питаетесь или еще чем-нибудь?
Дятел: Нет, не только жучками, мы еще питаемся семенами шишек. У нас очень цепкие когти. Цепляясь за кору деревьев, мы ползаем по стволу дерева, ищем шишки. А когда находим, то держа ее в клюве, ловко засовываем в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимаемся за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва. Падают легкие семена. Мы предпочитаем расклевывать шишки на определенных местах.
Их называют кузнецами. «Кузница» - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под кузницей дятла валяется целая куча пустых шишек.
Воспитатель: Вот, ребята, какую пользу приносят птицы. Даша знает стихотворение про птиц и сейчас расскажет.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
Дятел: Молодцы, ребята, какое хорошее стихотворение, хотите я вас научу играть?
Пальчиковая гимнастика
Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть он скрылся под корой
Все равно он будет мой.
Воспитатель: Какая интересная игра. Спасибо, дятел.
Дятел: Ребята, у меня к вам просьба. Я знаю, что вы умеете рисовать. Не могли бы вы мне помочь. Я сфотографировался для того, чтобы раздать свои портреты ребятишкам, с которыми я знакомился, чтобы они не забывали обо мне, но на фотографиях не отпечаталась моя красная шапочка. Может быть, вы сможете ее очень аккуратно закрасить красным цветом? ( Дети закрашивают готовые образцы с изображением дятла).
Дятел благодарит детей и прощается.
Итог НОД
О каких птицах мы сегодня говорили? (О зимующих).
Назовите их.
Почему зимой нужно помогать птицам? (Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно).
Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? (Подкармливать их, развешивать кормушки).
С какой птицей мы сегодня познакомились? (С дятлом).
Какое полезное дело делают дятлы и синицы, почему их нужно охранять? (Уничтожают вредных для деревьев насекомых. Если исчезнут дятлы и синицы, то лес может погибнуть). Молодцы, ребята, как много вы знаете о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Музыкально – познавательного развлечения «Птицы – наши друзья»
Сценарий развлечения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы».
Интегрированное занятие по познавательному развитию ( речевое развитие, математика, художественное творчество)...
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Конспект НОД по познавательному развитию "Птицы" для детей подготовительной к школе группы Воспитатель С. В. Наумова МДОУ «Детский сад №10 КВ» г. Богородицк.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: 1....
Познавательный проект «Птиц встречаем»
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.Впечатления от родной природы, полученные в детстве, за...
Познавательное занятие «Птицы, живущие рядом с нами»
Конспект НОД по экологии "Птицы, живущие рядом с нами"...
Презентация по познавательному развитию "Птицы Чувашии"
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".(М. Пришвин)...