Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.ppt | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Образовательные: закреплять и расширять представление детей о лекарственных растениях родного края. Разъяснить правила сбора, хранения и бережного отношения к лекарственным растениям. Развивающие: развивать психические способности: память, внимание, мышление Воспитательные: формировать стремление к рациональному использованию даров природы, воспитывать желание продолжать исследовать и беречь природу. Материал: Фото лекарственных растений (видео материалы в форме презентации для детей) лист А4, фломастеры.
Ход . Воспитатель вносит коробочку из под таблеток, бутылочку из –под микстуры, веточку высушенной земляники (либо россыпь сухой ромашки), изображение красного креста, сухой мох, чайник заварной. Просит детей определить что это за предметы, их назначение и что общего между всеми этими предметами. Дети обсуждают, исследуют предметы, определяют их принадлежность, делают обобщающие выводы. Чем вас лечат родители, когда вы заболеете? (Дают таблетки, микстуры.) А кому-нибудь давали отвар лекарственных трав или варенье из малины? Какие вы знаете лекарственные растения? (Ответы детей.) Что означает слово лекарственный? В-ль: Лекарственных растений очень много, они помогают избавиться от болезней. Ещё издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Сегодня мы вспомним, а может даже и познакомимся, лишь с некоторыми из них. 1. Отгадайте сначала загадку : Мягок, а не пух; зелен, а не трава. (Мох.) Кто из вас видел мох? (Показ картинки либо живого экспоната) Где он растёт? (Ответы детей.) Игра «Ищем мох» (из зрительного ряда картинок детям предлагается выбрать картинки с изображением мха. В игре используются разные виды мха, с которыми дети уже знакомы) Мхом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам и они быстро заживали. Послушайте стихотворение В.Рождественского : Меж клюквы и морошки Жилец лесных болот, На кочке мох без ножки, Куда ни глядь, растёт. Он с низу седоватый, Повыше – зеленей, Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей! На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. С чем сравнил мох автор? 2. А это подорожник. (Показ изображения подорожника.) Где его можно встретить? Его можно встретить вдоль дорог. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства? (Ягоды.) Отгадайте загадку: Красна, сочна, душиста. Растёт низко – к земле близко. (Земляника.) Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Летом в лесах созревает вкусная ягода черника. (Показ картинки.) Послушайте стихотворение Е.Труневой «Черника». 3. Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Синяя такая? На кусточки под листочки Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках У зелёных сосен. Мы чернику собирали В кузовок, в лукошко. Только рты с чего-то стали Чёрные немножко. Черника окрашивает язык и зубы в чёрный цвет, но она очень полезная. Её применяют при болезни желудка, способствует укреплению нервной системы. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Но ягода эта очень капризна и растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. 4. А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Игра «Угадай по запаху» (дети делятся на три команды, каждому предлагается с закрытыми глазами по очереди понюхать ягоды и листья малины – сушеную, свежую, варенье; затем команда выбирает ответ в форме картинки). Она называется…(Малина.) Малина растёт в лесу и на даче. (Показать картинку.) Её применяют при простуде, ангине, зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. 5. Есть ещё такая ягода ( показ картинки) – клюква. Она растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. На вкус она очень кислая, но полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы.
Игра «У медведя во бору». (В одном конце помещения располагается «медведь». Рядом с ним расклады- вают карточки с изображением грибов, ягод. 2-3 участника игры идут по к медведю, приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру, а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны выбрать с изученными ягодными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Не пойманные участники показывают свои карточки детям и воспитателю для контроля. Игру можно повторить 2-3 раза.) Дети, среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Отгадайте загадку: 6. Эту травку ты не тронь: Жжётся больно, как огонь. Вырастет, где придётся И кусается, и жжётся. Не шмель, не пчела, а жалится. (Крапива.) В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны. Отгадайте, о чём дальше пойдёт речь: 7 . Стоит дунуть на него – И не будет ничего . (Одуванчик.)
- Из листьев молодого одуванчика (показ картинки с одуванчиком) делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. 8. Много лекарств изготавливают из шиповника(показ картинки). Их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечиться от кашля. В шиповнике содержится витамин С. 9. А вы видели, как красиво выглядят осенью гроздья спелой рябины на деревьях. (Показать картинку с веткой рябины) Эту ягоду любят и люди, и птицы. В ней не только витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. 10.Ещё одна загадка: Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, Сердечко золотое, а что это такое ? (Ромашка.) Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветов ромашки. Болезнь сразу отступит. Игра «В поисках ромашки» ( детям предлагается в группой отыскать изображения ромашки и определить какая из них лечебная, а какая декоративная) Ребята, мы сегодня вспомнили и познакомились только с некоторыми лекарственными растениями и ягодами. А их гораздо больше. Давайте запомним правила сбора лекарственных растений. 1. Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения. 2. Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем. 3. Незнакомые растения собирать не следует.
4. Собирать растения необходимо аккуратно, не повреждая корень и стебель. 5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным. 6. Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды. (Воспитатель читает стихотворение В.Лукши.) Нужно только не лениться. Нужно только научиться Находить в лесу растения, - Те, что для людей полезны, - И отступят все болезни. А сейчас ребята, каждый из вас нарисует те лекарственные растения, которые вам запомнились. (В конце беседы можно угостить детей клюквенным или брусничным морсом.) Игра : Дети делятся на две команды. Одна команда отбирает растения (картинки) для -«Заварим лечебный чай» другая команда для -«Готовим питательный суп».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»
Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"
Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона детей....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в зоопарк"
Конспект досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Плюс - презентация к конспекту. Направление - формирование представлений об эмоциональной сфере живых объектов, музыкальная игровая т...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.
Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...