Звучит аудиозапись "Пение птиц" - Ребята, кто это поет? - Как вы думаете, какая это птица? - Как поет синица? - На что похоже ее пение? - Как вы думаете, о чем поет синица? - Давайте спросим ее, о чем она поет? - Чем необычна синица? - Как вы думаете, почему она нарядная? - У синички сегодня день рождения! Она пригласила своих друзей, но не знает, чем их угостить! - Синичка просит вас, ребята, помочь ей найти угощения для друзей. - Как можно помочь синичке? | Дети слушают запись и определяют, что это голос птицы. Выдвигают предположения, какой птице принадлежит голос? почему и о чем может петь птица? Дети рассматривают иллюстрацию с изображением синички и решают, что у птицы праздник – день рождения. Дети рассказывают, как можно организовать день рождения (из личного опыта): пригласить друзей, приготовить угощение, развлечения. Дети решают, что птичке надо помочь: узнать, чем питаются друзья синички и подобрать нужное угощение.
| Мотивировать детей к познавательной активности вводя проблему в игровой сюжет.
Побуждать к поиску вариантов решения проблем. |
Воспитатель предлагает детям подойти к "праздничному столу" (стол разделен на пронумерованные сектора). - Сколько гостей пригласила синичка? - Как вы думаете, с кем дружит синичка? Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии друзей синички (голубь, журавль, утка, орел, дятел). На доске расположены конверты с номерами от 1 до 5, в каждом крупное изображение птицы, среды обитания, способа питания. Воспитатель предлагает детям обсуждение иллюстраций каждого конверта (по порядку). При рассматривании каждого конверта воспитатель задает наводящие вопросы: - Как зовут этого гостя? - Чем птица не похожа на других? - Почему у птицы такой клюв? - На что похож клюв? Почему? - Зачем птице такой клюв? - Легко ли птице добывать себе пищу? Воспитатель предлагает оборудование для проведения экспериментов (щипцы, прищепки, пинцеты, проволока, макеты травы и среза дерева с насекомыми). - Перед вами предметы, чем-то напоминающие птичьи клювы. - Какой из этих предметов похож на клюв дятла? орла? утки? журавля? - Возьмите похожий предмет и попробуйте достать червячка или ущипнуть травку. - Если бы у птиц были одинаковые клювы, как бы они питались? Почему? - Почему клювы птиц отличаются? - А где же наш гость? Кажется, он уже летит! - Чем можно угостить эту птицу? Воспитатель предлагает взять с подноса соответствующую картинку с изображением пищи птицы. - Возьмите с подноса то, чем любит лакомиться птица (голубь, дятел, орел, журавль, утка) и расположите на праздничном столе под соответствующим номером. | Считают сколько секторов на столе, выясняют, что столько гостей ждет синичка. Дети рассуждают о дружбе, о качествах которыми должен обладать друг. Предполагают что друзья у синички – это птицы или звери. Рассматривают содержимое конвертов по порядку (по номерам) и определяют названия птиц. Исследуют внешний вид, среду обитания, питание птиц. Дети обсуждают и приходят к выводу, что у птиц разные формы клюва и разная пища, потому что они живут в разных условиях: в лесу, возле водоемов, в городе.
Дети проводят эксперименты (каждый ребенок): берут предметы и на макетах (макет травы и среза дерева) экспериментируют. Экспериментальным путем дети убеждаются, что форма клюва птицы зависит от питания: длинный клюв журавля – легче ловить рыбу в воде, крючковатый клюв орла (загнутая проволока) – разрывать и цеплять добычу, сплюснутый клюв утки (щипцы, прищепки) – лучше щипать траву, тонкий и острый клюв дятла (пинцет) - доставать насекомых в коре деревьев. Дети обсуждают и выбирают нужные картинки «птица - питание», располагают на соответствующих пронумерованных секторах «праздничного стола».
| Условия для формирования представлений о порядковом счете в пределах 5.
Условия для формирования представлений о внешнем виде птиц, среде обитания, питании.
Стимулировать к высказываниям своих мыслей, привлекать внимание к высказываниям других детей.
Условия для развития общения в исследовательской деятельности (делиться материалами, соблюдать очередность). Возможность выбора предметов исследования. Стимулировать детей к использованию и нахождению предметов – заместителей. Условия для самостоятельного установления причинно-следственных связей.
|