Использование сенсорных коробок в работе с дошкольниками
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Фалеева Елена Александровна

Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) - это  ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_priroda_-_moy.docx24.26 КБ
Файл priroda_prezentatsiya.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
                               
                               
Сухомлинский В.А.

Это значит, что стоит уделять особое внимание тренировке движений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга. 

Слайд3

          Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

       Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

       Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

Слайд 4

        Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) - это  ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Слайд 5

Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

       Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
  2. Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
  3. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
  4. Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Слайд 6

Материалы для изготовления сенсорной коробки:

-пластиковый контейнер

-коробка (деревянная или картонная)

-глубокая миска

-надувной бассейн

-поднос с высокими бортиками

-корзина и прочие емкости

Слайд 7

Наполнение сенсорной коробки:

  • Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
  • Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
  • Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
  • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
  • Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
  • Водяной грунт, гидрогель
  • Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
  • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
  • Поролон, губка, вата, ватные диски

Слайд 8

Предметы-наполнители:

  • фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
  • растения (искусственные и настоящие),
  • игрушки от киндер-сюрпризов,
  • камни, ракушки, шишки, орехи
  • кубики, кольца, шарики, крышечки
  • лоскуты ткани, вата, бусины,
  • маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
  • игрушечные фрукты, грибы
  • буквы и цифры,
  • лопатки, ложки, грабли,
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
  • груша для воды, сито, воронка, мельница и др.

 Слайд 9

         Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

        Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям ( без предметов)

        Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

        Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать).

         Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.

        Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

        Для детей 5-7 лет сенсорные коробки - пространство для фантазий, логических и познавательных игр.

Слайд 10

         Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.

Слайд 11

Правила работы  с сенсорными коробками:

  1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
  2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
  3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
  4. При работе с детьми до 3 лет коробка  не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
  5. До и после окончания работы- помыть руки с мылом!

       

            Сенсорные коробки можно использовать при изучении
различных тем на занятиях в разных образовательных областях,  или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или  индивидуальной работы с детьми.

   

      Для помощи в изучении мира природы я использую следующие сенсорные коробки:

Слайд 12

Сенсорная коробка « Весенняя полянка»

-формирование представления о сезонных изменениях в природе,

-формирование знаний о насекомых, животных и растений,

-воспитание интереса к жизни растений, животных и насекомых,      

-развитие мелкой моторики.

Слайд 13

Сенсорная коробка « Ферма»

- закрепление названий домашних животных и их детенышей,

- формирование знаний детей о питании домашних животных,

-формирование знаний о названиях домов домашних животных,

-воспитание желания заботиться о домашних животных,

-развитие мелкой моторики.

Слайд 14

Сенсорная коробка « Зимний лес»

-формирование знаний  об изменениях в природе в зимнее время года,

- закрепление названий диких животных, их семьей

-развитие речи, логического мышления, моторики  

Слайд 15

Сенсорная коробка «Огород»

-закрепление знаний об овощах,  где они растут, кто за ними ухаживает,

-формирование знаний о том, где растут овощи, кто и как за ними ухаживает,

-развитие моторики

Слайд 16-17

Сенсорная коробка « Лесные животные»

-закрепление знаний о диких животных леса

- формирование знаний о жилище, детенышах, питании лесных  животных

-развитие моторики рук

Слайд 18-19

Сенсорные коробки «Озеро» и «Море»

-формирование знаний о водоемах,

-закрепление знаний о животных и растениях в море и пресных водах,

-развитие моторики рук

Слайд 20

Сенсорная коробка «Ореховое изобилие»

-закрепление названий орехов и их различий (цвет, форма, размер),

-развитие моторики

Слайд 21

Сенсорная коробка « Волшебные шарики»

-закрепление знаний о предметах живой и неживой природы

Слайд 22

Сенсорная коробка «Песок»

-закрепление знания детей о свойствах песка 

Слайд 23

Вывод:  использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра  давала ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

Слад 24 Конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области Ознакомление дошкольников с миром природы: использование сенсорных коробок в работе с детьми. Воспитатель Фалеева Е.А. г.о . Котельники, 2018 год.

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Сенсорное развитие:

Слайд 4

Сенсорная коробка (ванночка) ( sensory tub ) трогать пересыпать переливать изучать исследовать

Слайд 5

Развитие сенсорного восприятия окружающего мира Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов Развитие таких психических процессов, как воображение, внимание, память, мышление и речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев Происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно

Слайд 6

Материалы для изготовления сенсорной коробки : -пластиковый контейнер -коробка (деревянная или картонная) -глубокая миска -надувной бассейн -поднос с высокими бортиками -корзина -аквариум

Слайд 9

1,5-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-7 лет

Слайд 10

мальчики девочки

Слайд 12

«Весенняя полянка»

Слайд 13

«Ферма»

Слайд 14

«Зимний лес»

Слайд 15

«Огород»

Слайд 16

«Лесные животные»

Слайд 17

«Лесные животные»

Слайд 18

« Море»

Слайд 19

«Озеро»

Слайд 20

«Ореховое изобилие»

Слайд 21

«Волшебные шарики»

Слайд 22

«Песочница»

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование считалок в работе с дошкольниками

Использование считалок в работе с дошкольниками...

Использование физкультминуток в работе с дошкольниками

гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

Использование ИКТ в работе с дошкольниками.

Требования к педагогу компьютерного классаЯ считаю ,в современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома препод...

Методическая разработка"Использование пастели в работе с дошкольниками"

Методическая разработка, презентация для педагогов творческой группы «Разноцветный мир»...

Использование ИКТ в работе с дошкольниками.

Мы живем в XXI веке - веке информации...