Использование сенсорных коробок в работе с дошкольниками
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) - это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priroda_-_moy.docx | 24.26 КБ |
priroda_prezentatsiya.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Это значит, что стоит уделять особое внимание тренировке движений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга.
Слайд3
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Слайд 4
Сенсорная коробка (ванночка) (sensory tub) - это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
Слайд 5
Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
- Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
- Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
- Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Слайд 6
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
-пластиковый контейнер
-коробка (деревянная или картонная)
-глубокая миска
-надувной бассейн
-поднос с высокими бортиками
-корзина и прочие емкости
Слайд 7
Наполнение сенсорной коробки:
- Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
- Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
- Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
- Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
- Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
- Водяной грунт, гидрогель
- Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
- Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
- Поролон, губка, вата, ватные диски
Слайд 8
Предметы-наполнители:
- фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
- растения (искусственные и настоящие),
- игрушки от киндер-сюрпризов,
- камни, ракушки, шишки, орехи
- кубики, кольца, шарики, крышечки
- лоскуты ткани, вата, бусины,
- маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
- игрушечные фрукты, грибы
- буквы и цифры,
- лопатки, ложки, грабли,
- мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
- груша для воды, сито, воронка, мельница и др.
Слайд 9
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям ( без предметов)
Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать).
Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки - пространство для фантазий, логических и познавательных игр.
Слайд 10
Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.
Слайд 11
Правила работы с сенсорными коробками:
- Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
- Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
- При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
- До и после окончания работы- помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении
различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.
Для помощи в изучении мира природы я использую следующие сенсорные коробки:
Слайд 12
Сенсорная коробка « Весенняя полянка»
-формирование представления о сезонных изменениях в природе,
-формирование знаний о насекомых, животных и растений,
-воспитание интереса к жизни растений, животных и насекомых,
-развитие мелкой моторики.
Слайд 13
Сенсорная коробка « Ферма»
- закрепление названий домашних животных и их детенышей,
- формирование знаний детей о питании домашних животных,
-формирование знаний о названиях домов домашних животных,
-воспитание желания заботиться о домашних животных,
-развитие мелкой моторики.
Слайд 14
Сенсорная коробка « Зимний лес»
-формирование знаний об изменениях в природе в зимнее время года,
- закрепление названий диких животных, их семьей
-развитие речи, логического мышления, моторики
Слайд 15
Сенсорная коробка «Огород»
-закрепление знаний об овощах, где они растут, кто за ними ухаживает,
-формирование знаний о том, где растут овощи, кто и как за ними ухаживает,
-развитие моторики
Слайд 16-17
Сенсорная коробка « Лесные животные»
-закрепление знаний о диких животных леса
- формирование знаний о жилище, детенышах, питании лесных животных
-развитие моторики рук
Слайд 18-19
Сенсорные коробки «Озеро» и «Море»
-формирование знаний о водоемах,
-закрепление знаний о животных и растениях в море и пресных водах,
-развитие моторики рук
Слайд 20
Сенсорная коробка «Ореховое изобилие»
-закрепление названий орехов и их различий (цвет, форма, размер),
-развитие моторики
Слайд 21
Сенсорная коробка « Волшебные шарики»
-закрепление знаний о предметах живой и неживой природы
Слайд 22
Сенсорная коробка «Песок»
-закрепление знания детей о свойствах песка
Слайд 23
Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Слад 24 Конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.
Сенсорное развитие:
Сенсорная коробка (ванночка) ( sensory tub ) трогать пересыпать переливать изучать исследовать
Развитие сенсорного восприятия окружающего мира Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов Развитие таких психических процессов, как воображение, внимание, память, мышление и речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев Происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно
Материалы для изготовления сенсорной коробки : -пластиковый контейнер -коробка (деревянная или картонная) -глубокая миска -надувной бассейн -поднос с высокими бортиками -корзина -аквариум
1,5-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-7 лет
мальчики девочки
«Весенняя полянка»
«Ферма»
«Зимний лес»
«Огород»
«Лесные животные»
«Лесные животные»
« Море»
«Озеро»
«Ореховое изобилие»
«Волшебные шарики»
«Песочница»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование считалок в работе с дошкольниками
Использование считалок в работе с дошкольниками...
Использование физкультминуток в работе с дошкольниками
гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...
Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....
Использование ИКТ в работе с дошкольниками.
Требования к педагогу компьютерного классаЯ считаю ,в современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома препод...
Методическая разработка"Использование пастели в работе с дошкольниками"
Методическая разработка, презентация для педагогов творческой группы «Разноцветный мир»...
Использование ИКТ в работе с дошкольниками.
Мы живем в XXI веке - веке информации...