РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
консультация (старшая группа) по теме
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_poznav_cherez_okr_mir.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Павленко Н.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №96 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС актуальной задачей является создание в ДОУ педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития.
Современная система организации познавательной деятельности дошкольников должна быть ориентирована на становление поисково-исследовательской активности, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром.
Знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом и определяют его успешность на последующих ступенях образования.
С внедрением новых стандартов образования изменился взгляд на образ выпускника дошкольного образовательного учреждения. Акценты смещены с накопления знаний на овладение способами и средствами активного познания, на формирование желания и умения учиться.
В соответствии с ФГОС ДО согласно целевым ориентирам «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире в котором он живет…Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Ведущим принципом ФГОС ДО провозглашен принцип системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающий условия, в которых дети выступают активными участниками, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Ознакомление детей с окружающим миром как средство развития кругозора старших дошкольников
Для развития познавательной активности детей старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром я наполняла развивающую среду группы, создавала условия для самостоятельной познавательной активности детей и расширения детского кругозора, вовлекала в этот процесс родителей. Организовала развивающие центры разных видов деятельности (художественно-эстетический, экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный, ОБЖ, речевого развития. и т. п.) составила картотеки дидактических игр.
В совместно-самостоятельной деятельности дети в группе могут играть в различные дидактические игры, а также: в лото и домино с картинками, в настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. Предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии), картинки с изображением последовательности событий и иллюстрации к сказкам, развивающие игры и иллюстративный материал по знакомству детей с Санкт-Петербургом, пособия для нахождения сходства и различия, для составления целого из частей и многие другие игры и пособия, - находятся в созданных в группе центрах. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Часто для развития познавательной активности у детей при ознакомлении с окружающим миром я использую презентации по различным темам, которые показываю в группе. Конечно, нельзя обойтись и без энциклопедий и познавательной литературы. Ее содержание доступно детям. В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий и проектной деятельности. Детям очень нравятся литературные досуги, КВН, викторины и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное.
У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.
В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Осуществляем ее в основном во второй половине дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно- развивающая среда, а именно:
- «Лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
- Игры «Эволюция вещей», «Что, за чем», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару», «Небылицы» и другие, мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры;
- Кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы - заместители для развития аналитического восприятия, мышления, воображения ребенка. Наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений;
- Глобус и физическая карта, которые являются наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д.
- Настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
- Микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.
Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, но является средством передачи социального опыта, но и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.
Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста. Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.
Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает.
Литература:
1. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2011.
2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет.- М: Мозайка- синтез, 2010.
3. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб, 2012.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»
Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё,...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...