Паспорт " Мини музейХохлома"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»
Автор: воспитатель
Кленкова.Н.В.
г. Семенов
2018 год
Содержание:
Паспортные данные мини – музея ………………………………………….....3
Характеристика экспозиций………………………………………………........7
Дидактический – наглядный материал, русский народный фольклор и игры……………………………………………………………………………..29
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры…………………………………………….…….32
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее для старшего дошкольного возраста…………………………………………………………34 С
Красота родного края, открывающаяся благодаря народному творчеству,
- это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Золотая хохлома»
Автор: воспитатель Кленкова Надежда Викторовна МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
Место расположения: мини-музей занимает уголок в группе «Всезнайки» здания МБДОУ № 5 г. Семенов
Актуальность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Наша обязанность, познакомить их с историей русского народного творчества, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
Приобщать ребенка-дошкольника к сокровищам художественной культуры невозможно без помощи родителей. Важно научить их использовать средства искусства в воспитании своих детей, так как не все понимают эффективность воздействия прекрасного на положительное эмоциональное восприятие ребёнка.
Цель:
Формирование и развитие основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство. Закрепление представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.
Задачи:
- Формирование у дошкольников интереса к музеям, выставкам, к подлинникам изделий хохломской росписи;
- Развивать у детей познавательную активность у детей, а также умения восхищаться красотой хохломских изделий;
- Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи;
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
- Обогатить предметно-развивающую среду;
- Воспитывать у дошкольников интерес, гордости к культурно-историческим ценностям своего родного края, город умельцев – мастеров.
Направленность мини-музея: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.
Соблюдение принципов:
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, воображения, творчества.
Воспитательные: формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Предварительная работа:
- Наглядные формы работы – это родительские уголки, ширмы–раскладушки, папки – передвижки, где родителям сообщается информация об искусстве и особенностях его восприятия детьми. Темы ширм–раскладушек: «В музей с ребенком», «Детям об искусстве», «Домашний музей» «Золотая Хохлома».
- Посещение МРЦ «Хохлома», фабрики «Хохломская роспись»
- Мастер-класс для родителей «Узоры Золотой Хохломы»
- День родительских профессий - художница по дереву Крылова А.С.
- Продуктивная деятельность с детьми.
Перспективы развития:
- Ознакомление и обучение детей основам рисования узоров хохломской росписи;
- Пополнение мини-музея экспонатами, как готовыми, так и изготовленными детьми вместе с педагогами и родителями;
- Приобщение детей к народному творчеству;
- Подбор художественной литературы и видеотеки по теме мини-музея.
Характеристика экспонатов.
№ | Название экспоната | количество | Срок хранения |
1 | Набор кухонный (фартук, прихватки, рукавицы, полотенце) | 2 | постоянное |
2. | Кухонная утварь | 3 | постоянное |
3. | Набор для ягод | 2 | постоянное |
4 | Самовар | 2 | временное |
5 | Панно настенное «Хохлома»(маленькое) | 2 | постоянное |
6 | Блюдо | 2 | постоянное |
7 | Чаша (маленькая) | 2 | постоянное |
8 | Чаша (большая) | 2 | постоянное |
9 | Ладья с ковшом | 1 | постоянное |
10 | Солонка | 2 | постоянное |
11 | Лошки деревянные | 5 | постоянное |
12 | Разделочная доска | 1 | постоянное |
13 | Ваза | 1 | временное |
14 | Ковш-птица с 5 маленькими ковшами | 1 | временное |
15 | Поднос | 1 | временное |
16 | Куклы в русско – народных костюмах | 3 | постоянное |
Наглядно-дидактический материал
- ФГОС Народное искусство - детям. Золотая хохлома
Пособия серии «Народное искусство – детям» предназначены для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3–7 лет по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром как в детском саду, так и дома.
- Светлана Погодина: Хохлома. Демонстрационный материал с методичкой для детей дошкольного возраста
- Альбом «Завиток»
- Папка «Декоративно-прикладное искусство»
Дидактические игры:
- Выложи узор «Хохлома».
- Собери пазл «Какой народный промысел?»
- «Распредели виды промыслов».
- Игра – лото «Чудо узоры»
- Сгруппируй по видам росписи».
- «Собери картинку, угадай роспись».
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для
игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же
используются педагогами при проведении НОД и совместной образовательной деятельности
в течении дня. Мини-музей включает в себя следующие разделы: «Изделия народных
8
мастеров», «Библиотека», «Игротека», «Наша мастерская».
Раздел «Изделия народных мастеров» занимает большую часть отведённого пространства,
верхняя часть которого украшена хохломской скатертью, здесь же представлен
иллюстративный материал, таблицы с элементами росписи, творческие работы детей,
настенное панно, фартук с прихватками украшеный хохломским узором и т. п. Хохломской
посуде отведена нижняя часть выставки, тут собраны наборы посуды и предметы кухонной
утвари.
«Библиотека» расположена на хохломском столе.
Здесь собраны красочнае книги о народных промыслах, стихи, загадки, книжки-раскраски,
альбом «Завиток», папка с открытками. На трёхполочной этажерке из Семёнова, размещены
«Игротека» и «Наша мастерская». . В разделе «Наша мастерская», представлен материал для
самостоятельного детского творчества , с помощью которого дети выражают свои чувства от
соприкосновения с прекрасным, применяя при этом полученные умения и навыки.
«Игротека» представлена дидактическими играми по декоративно-прикладному искусству:
"Назови элементы росписи", "Откуда эта птица", «Народные промыслы».
Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:
-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;
-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы,
объёма, ритма;
-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные
качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;
-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.
Список литературы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....