Паспорт " Мини музейХохлома"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кленкова Надежда Викторовна

мини музей Хохлома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzey_hohloma.docx496.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Автор: воспитатель

Кленкова.Н.В.

г. Семенов

2018 год

        Содержание:

Паспортные данные мини – музея ………………………………………….....3

Характеристика экспозиций………………………………………………........7

 Дидактический – наглядный материал, русский народный фольклор и игры……………………………………………………………………………..29

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры…………………………………………….…….32

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее для старшего дошкольного возраста…………………………………………………………34 С

Красота родного края, открывающаяся благодаря народному творчеству,
- это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Золотая хохлома»

Автор: воспитатель Кленкова Надежда Викторовна МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Место расположения: мини-музей занимает уголок в группе «Всезнайки» здания МБДОУ № 5 г. Семенов

Актуальность.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Наша обязанность, познакомить их с историей русского народного творчества, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

Приобщать ребенка-дошкольника к сокровищам художественной культуры невозможно без помощи родителей. Важно научить их использовать средства искусства в воспитании своих детей, так как не все понимают эффективность воздействия прекрасного на положительное эмоциональное восприятие ребёнка.

Цель: 

Формирование и развитие  основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство.  Закрепление представлений о мини-музее в ДОУ с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства хохломской росписи.

Задачи:

  •  Формирование у дошкольников интереса к музеям, выставкам, к подлинникам изделий хохломской росписи;
  • Развивать у детей познавательную активность у детей, а также умения восхищаться красотой хохломских изделий;
  • Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи;
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • Обогатить предметно-развивающую среду;
  • Воспитывать у дошкольников интерес, гордости  к культурно-историческим ценностям своего родного  края, город умельцев – мастеров.

Направленность мини-музея: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.

Соблюдение принципов:

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея:

Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, обогащение словарного запаса.

Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, воображения, творчества.

Воспитательные: формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Предварительная работа:

  1. Наглядные  формы  работы – это родительские уголки, ширмы–раскладушки, папки – передвижки, где родителям сообщается информация об искусстве и особенностях его восприятия детьми.  Темы ширм–раскладушек: «В музей с ребенком»«Детям об искусстве»«Домашний музей» «Золотая Хохлома».
  2. Посещение МРЦ «Хохлома», фабрики «Хохломская роспись»
  3. Мастер-класс для родителей «Узоры Золотой Хохломы»
  4. День родительских профессий  - художница по дереву Крылова А.С.
  5. Продуктивная деятельность с детьми.

Перспективы развития:

  1. Ознакомление и обучение детей основам рисования узоров хохломской росписи;
  2. Пополнение мини-музея экспонатами, как готовыми, так и изготовленными  детьми вместе с педагогами и родителями;
  3. Приобщение детей к народному творчеству;
  4. Подбор художественной литературы и видеотеки по теме мини-музея.

Характеристика экспонатов.

Название экспоната

количество

Срок хранения

1

Набор кухонный (фартук,

прихватки, рукавицы,

полотенце)

2

постоянное

2.

Кухонная утварь

3

постоянное

3.

Набор для ягод

2

постоянное

4

Самовар

2

временное

5

Панно настенное

«Хохлома»(маленькое)

2

постоянное

6

Блюдо

2

постоянное

7

Чаша (маленькая)

2

постоянное

8

Чаша (большая)

2

постоянное

9

Ладья с ковшом

1

постоянное

10

Солонка

2

постоянное

11

Лошки деревянные

5

постоянное

12

Разделочная доска

1

постоянное

13

Ваза

1

временное

14

Ковш-птица с 5 маленькими

ковшами

1

временное

15

Поднос

1

временное

16

Куклы в русско – народных  костюмах

3

постоянное

Наглядно-дидактический материал

  1. ФГОС Народное искусство - детям. Золотая хохлома 

Пособия серии «Народное искусство – детям» предназначены для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3–7 лет по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром как в детском саду, так и дома.

  1. Светлана Погодина: Хохлома. Демонстрационный материал с методичкой для детей дошкольного возраста
  2. Альбом «Завиток»
  3. Папка «Декоративно-прикладное искусство»

Дидактические игры:

  1. Выложи узор «Хохлома».
  2. Собери пазл «Какой народный промысел?»
  3. «Распредели виды промыслов».
  4. Игра – лото «Чудо узоры»
  5. Сгруппируй по видам росписи».
  6. «Собери картинку, угадай роспись».

Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для

игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же

используются педагогами при проведении НОД и совместной образовательной деятельности

в течении дня. Мини-музей включает в себя следующие разделы: «Изделия народных

8

мастеров», «Библиотека», «Игротека», «Наша мастерская».

Раздел «Изделия народных мастеров» занимает большую часть отведённого пространства,

верхняя часть которого украшена хохломской скатертью, здесь же представлен

иллюстративный материал, таблицы с элементами росписи, творческие работы детей,

настенное панно, фартук с прихватками украшеный хохломским узором и т. п. Хохломской

посуде отведена нижняя часть выставки, тут собраны наборы посуды и предметы кухонной

утвари.

«Библиотека» расположена на хохломском столе.

Здесь собраны красочнае книги о народных промыслах, стихи, загадки, книжки-раскраски,

альбом «Завиток», папка с открытками. На трёхполочной этажерке из Семёнова, размещены

«Игротека» и «Наша мастерская». . В разделе «Наша мастерская», представлен материал для

самостоятельного детского творчества , с помощью которого дети выражают свои чувства от

соприкосновения с прекрасным, применяя при этом полученные умения и навыки.

«Игротека» представлена дидактическими играми по декоративно-прикладному искусству:

"Назови элементы росписи", "Откуда эта птица", «Народные промыслы».

Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:

-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;

-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы,

объёма, ритма;

-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные

качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;

-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.

Список литературы:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....