Допольнительное образование "История России"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная программа направлена на ознакомление с историей России и культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
Сухомлинский В.А
Направленность программы:
Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;
-по функциональному предназначению – учебно-познавательной,
- по форме организации - кружковой;
-по времени реализации – 1 год.
Программа разработана в соответствии с законом РФ» Об образовании»; ФГОС ; на основе учебных пособий О. Ф. Горбатенко, О. Л. Князевой, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой, Н. В. Чудаковой, С. В. Новикова, а также моих собственных разработок по данной теме. Новизна программы: заключается в том, что каждый ребенок сможет более расширенно и углубленно узнавать о родной стране, ее природе, истории, культуре, великих открытиях, знаменитых людях. В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения быта и традиций русского народа. Актуальность программы:
Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный набор элементов различных традиций и культур. Очень часто, в наши дни, можно услышать: «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок», «Дети стали гиперактивные».
Действительно, настали времена, и не пустеет больше двор при выпуске детских передач и мультфильмов (их сейчас в избытке), мало помогают дети родителям по хозяйству – нет такой необходимости. Дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют чужие тети и дяди, персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие матери – не дом, а карьера и статусность, яркое сияние супермаркетов, а не прогулки с ребенком. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли включив телевизор, ребенок сейчас выберет добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?», «Какова главная цель семейного воспитания?», «Стоит ли соответствовать европейским стандартам?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях, своих кладезях нравственности и системы обучения. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.
Мы живем сейчас в непростое время, время перемен во всех отраслях, не обошло это и систему образования. Мы стали мало уделять внимания духовному, нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению к труду подрастающего поколения. Во все времена дети получали в наследие знание родителей о своем роде, своей семье. Спросите себя, что вы знаете о своих предках? Не все смогут ответить. Так может быть просто каждому родителю «отрыть зонт» и укрыть своих детей от «информационного дождя» в виде ужасающих передач, пропаганды агрессии и равнодушия, закрыть границы для европеизации в жизни детей и дать возможность детям прочувствовать, что такое детство. Ведь социальные сети уже давно полны выражений: «Такого детства больше не будет». Все в наших руках и если хоть одна семья и один ребенок примут необходимость возвращения к русским ценностям и отстранятся от иностранных мотивов, тогда будет надежда полагать, что эту модель переймут их дети и внуки. Пришла пора вспомнить семейные вечера и совместные игры: русское лото, шашки, шахматы, морской бой, игра в слова, прятки, города……их ведь так много, но телевизор, компьютер и социальные сети быстро вытеснили все это. Они остались вне конкуренции.
Результаты проекта будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью проекта достигается основная цель – формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской народной культуре. Дети и родители знакомятся и изучают русские народные традиции, обычаи, посещают культурные места города, вместе выполняют задания, участвуют в мероприятиях.
Программа направлена:
- на сохранение духовности и культуры детей;
-создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;
- воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа» Путешествие в историю» предназначена для детей 5-7-ти летнего возраста, весь предлагаемый материал доступен и понятен детям. Программа разработана в соответствии с ФГОС и современными требованиями к образовательным технологиям, которые отражаются:
-В принципе обучения (доступность, индивидуальность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение); методах контроля (анализ результатов , викторины, выставки, и т. д.).
Цели программы:
- формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;
- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;
- развитие способностей к личностному самоопределению.
Задачи программы:
- воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;
- формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;
- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих открытиях и знаменитых людях,
-формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.
Второй блок: «Человек, его место и взаимоотношения в семье».
Третий блок:» Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».
На занятиях данного цикла мы опираемся на народную память о каждом историческом этапе и оцениваем его, с точки зрения значимости для жизни Отечества. Эта память запечатлелась и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры, (например, Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.). Данный материал мы преподносим знакомя детей с устными и летописными преданиями, сказаниями, легендами, историческими и солдатскими песнями и т. д. С богатством и яркостью художественных промыслов и памятников архитектуры мы знакомим детей, используя видеоматериал, посещая экспозиции выставочных залов, музеев города и передвижных выставок, созвучных с данной темой. Мы подводим детей к бережному отношению к духовному наследию нашей Родины, к напоминанию о нравственном долге потомков любить и беречь свое Отечество. В учебном процессе красной нитью проходит мысль о созидательном труде, как простого люда, так и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности занимались определенными видами творческого труда. Для того чтобы подвести детей 5-7 лет к освоению материала по данному направлению, используются следующие методы и приемы: разъяснение, пояснение, иллюстративный материал, тематические видеосюжеты. Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 5-7 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития дошкольника, имеющего небогатый жизненный опыт в области хозяйственной жизни, природы, семейных отношений и т. д., определенный объем знаний в этих областях.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Данная программа отличается от аналогов тем, что родители являются постоянными ее участниками не только в реальном времени, но и в режиме онлайн. В этом нам помогает программа WhatsApp, и социальная сеть «В Контакте» через нее же и получаем обратную связь от родителей, т.к. данный вид общения является распространенной и доступной культурной практикой наших дней. Важным этапом работы является информирование родителей о наличии сайтов культурных центров нашего города, возможности получения рассылки о готовящихся народных праздниках и мероприятиях. Это позволяет нам переключить родителей с виртуальной жизни, на реальность (при помощи излюбленного интернета), дает возможность посмотреть по сторонам, обрести хобби, задуматься о семейных ценностях. Начинать в любом случае надо с родителей.
Дети в процессе освоения программы получат представление:
- о планете, на которой мы живем;
- о своей нации, языке, традициях;
- о столице нашей Родины – Москву;
- осимволах (флаг, герб, гимн) России;
- о природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- о народных традициях, праздниках, обычаях;
- о представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- о жизни детей в других странах;
- о семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
- о культурных местах своей малой Родины;.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5-7лет Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2018 – 2019 г.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- игры;
- проведение совместных праздников; просмотр фильмов;
- презентации;
- организация выставок;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- наблюдение за детьми и родителями в ходе реализации программы;
- опросник (анкета) для детей, родителей;
- отзывы родителей;
- создание уголка России
Октябрь
Дата | Тема | Цель |
2.10.18 | «Знакомство с госпожой историей» «Что такое история?» | дать первоначальное представление об истории цивилизации. Познакомить с понятием «история». Рассказать о том, что у всех народов мира есть прошлое и все хотят знать, как жили их предки. Формировать знания о таких понятиях, как «прошлое», «настоящее» |
4.10.18 | Чтение глав из книги С. В. Новикова «Справочник дошкольника. История», Н. Майорова «Русская история». | Обсуждение по тексту |
9.10.18 | «Я и моя история». «Моя Родина – Россия» | Дать сведения о таких понятиях, как «имя, фамилия, отчество». Рассказать о разнообразии современных имен и имен в Древней Руси, их происхождении. |
11.10.18 | Познавательная беседа «Главный город нашей страны» | уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
16.10.18 | Москва-столица нашей Родины | Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства. |
18.10.18 | Природа России | Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. |
23.10.18 | «Города России» | познакомить детей с крупными городами России, с историей, воспитывать патриотические чувства. |
25.10.18 | Государственные символы России: герб, флаг, гимн | закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
Ноябрь
Дата | Тема | Цель |
1.11.18 | «История Московского Кремля» | познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства. |
6.11.18 | «Белая береза - символ России». | Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами , ритуалами ,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности. |
8.11.18 | «Какие народы живут в России» | познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. |
13.11.18 | Чтение сказок народов России. | |
Дымковская игрушка | Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла. | |
15.11.18 | «Климатические зоны России» | Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства. |
20.11.18 | Русский народный костюм | Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом. (2 занятия) |
22.11.18 | 2 занятие |
Декабрь
Дата | Тема | Цель |
4.12.18 | История возникновения Руси | 2 занятия формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории |
6.12.18 | 2 занятие | |
11.12.18 | «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» | знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. |
13.12.18 | Чтение былинных и сказочных произведений. Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова. Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила». | |
18.12.18 | «Богатырская Русь» | закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье. |
20.12.18 | Итоговое занятие | «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси». |
25.12.18 | «Великие князья Руси» | познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским. |
27.12.18 | Чтение книг о князьях и их подвигах: | О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История». |
Январь
Дата | Тема | Цель |
9.01.19 | «Петр Великий» | Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию. Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I». Беседа «Великие дела великого царя». |
11.01.19 | Полководцы и герои» | На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности. |
14.01.19 | «Бородинская битва». | Беседа |
16.01.19 | «Быт и уклад жизни наших предков» | Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. |
18.01.19 | «Народные традиции и промыслы» | 4 занятия Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам. |
23.01.19 | 2) | |
25.01.19 | 3) | |
30.01.19 | 4) |
Февраль
Дата | Тема | Цель |
30.01.19 | «Работа с картой Москвы» | Создать у детей целостный образ Москвы - столице нашей Родины. - Учить детей рассматривать карту Москвы, что изображено на ней |
6.02.19 | «Район, в котором ты живешь» | Формировать у детей представление о районе, в котором они живут, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего района |
8.02.19 | «Знакомство детей с главной площадью Москвы – Красной площадью» | 2занятия Познакомить детей с главной площадью Москвы – Красной площадью. - Познакомить с основными строениями на Красной площади: Собор Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому. |
13.02.19 | ||
15.02.19 | «Улицы Москвы» | Продолжить знакомство с историей и культурой города Москвы. - Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, с изменением их внешнего вида с течение времени. |
20.02.19 | Памятники Москвы | Презентация |
22.02.19 | «Театры и музеи Москвы» | 2занятия Познакомить детей с самыми известными в Москве и во всём мире Большим театром, государственной Третьяковской галереей, кукольным театром им. Образцова. |
27.02.19 |
Март
Дата | Тема | Цель |
1.03.19 | «Останкинская башня» | Продолжить знакомство детей с Москвой и ее достопримечательностью, Останкинской телебашней. |
6.03.19 | «Москва – город герой» | 3занятия Закрепить и обобщить знания детей о городах – героях (Москва, Ленинград, Брест). |
13.03.19 | 2) | |
15.03.19 | 3) | |
20.03.19 | Народные игры и игрушки | 2 занятия детей с народными игрушками «скатка» - разновидность кукол, филимоновской игрушкой и т.д. |
22.03.19 | 2) | |
27.03.19 | Быт и традиции | Познакомить детей с русской избой. Воспитывать интерес к истории |
29.03.19 | Города Герои | Познакомить с городами героями |
Апрель
Дата | Тема | Цель |
3.04.19 | «Народные и культурные традиции» | Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству, интерес к искусству родного края, любви и бережного отношения, к произведениям искусства. |
5.04.19 | «Народные умельцы» | Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта), различными видами материалов. |
10.04.19 | «Русская изба, быт» | Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. |
12.04.19 | «Семья, труд людей на Руси» | формирование представлений об истории... |
17.04.19 | «Государственные праздники» | Приобщать к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники: |
19.04.19 | «Природа России» | Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней. |
24.04.19 | «Мои предки (родословная)» | Развивать интерес к истории своей семьи |
26.04.19 | Герои Великой Отечественной войны - наши земляки |
|
Май
Дата | Тема | Цель |
3.05.19 | Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое. | |
8.05.19 | Главные битвы войны; | познакомить детей с одним из величайших сражений Великой Отечественной Войны – Курской битвой. Дать детям первоначальные знания о начале ходе Курской битвы. Объяснить детям её значимость, объяснить, почему город носит почётное высокое звание- Город первого салюта и Город Воинской Славы! |
10.05.19 | Герои Великой Отечественной войны; | Расширять представления детей о событиях и подвигах юных защитников Родины в годы Великой Отечественной войны; Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны; |
15.05.19 | Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны | |
17.05.19 | Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны | |
22.05.19 | Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны | |
24.05.19 | Великие люди России | Расширить и закрепить знания детей о Знаменитых людях России ,чем они прославили Россию |
29.05.19 | Итоговое занятие . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
В статье представлены преимущества открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "йога для детей"
Рабочая программа дополнительного образования по фгос "Йога для детей"....
ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА» для детей старшей группы (5 – 6 лет) подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Данная Программа рассчитана на старший и подготовительный возраст.Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук сре...
ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Раз-ступенька» для детей от 5 до 6 лет
В данной программе раскрыта система работы по развитию математических представлений детей 5-6 лет. Данная программа составлена на основе курса «Игралочка» и «Раз- ступенька, два...

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мультстудия» для детей старшей группы (5 – 6 лет) подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Программа дополнительного обазования по созданию мультфильмов различными методами для детей 5-7 лет....

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙ-КА» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙ-КА»по формированию элементарных математических представленийу детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год...

Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта «Символы России, праздники России, народы России, животные России». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта, занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Символы России, праздники России, народы проживающие на территории Росси, живот...