проект "В мире песочницы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель: Создание условий для эмоционального комфорта детей.
Задачи для детей:
- Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.
Задачи для родителей:
- Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагогов:
- Анализ и сбор информации из разных источников
- Разработать перспективное планирование по проекту
- Создать условия для проведения игр с песком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_pesochnitsy.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинушка»
Проект
«Мир в песочнице»
Подготовила:
Воспитатель
1 кв.категории
Романова Н.С.
п.Сосновское, 2016 г.
Тип проекта: исследовательский
Вид проекта: среднесрочный (2 месяца)
Участники проекта: дети 1 младшей группы «Рябинки», воспитатели, родители.
Место проведения: территория детского сада.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Первый приход ребенка в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен еще привыкнуть, приспособится к незнакомой обстановке. Приятным для ребенка способом, помогающим решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы, являются игры с песком или песочная терапия.
Предлагаемый проект позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность, снять эмоциональное напряжение.
Моральное и психологическое благополучие ребенка, играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формированию сферы его интересов, общения, самооценки.
Цель: Создание условий для эмоционального комфорта детей.
Задачи для детей:
- Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.
Задачи для родителей:
- Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагогов:
- Анализ и сбор информации из разных источников
- Разработать перспективное планирование по проекту
- Создать условия для проведения игр с песком
Участники проекта:
- Воспитатели группы
- Дети 1 младшей группы
- Родители и другие члены семьи
Длительность проекта: 2 месяца
Ожидаемый результат:
- Создать атмосферу эмоционального благополучия в группе. Наладить доверительные отношения с детьми.
- Формирование игровых навыков
- Обогащение родительского опыта
Использование различных методов и приёмов:
Игровые методы:
- воображаемая ситуация
- дидактическая игра
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
1. Подготовительный этап
Месяц | Содержание |
Июль | Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. |
Июль | 1. Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать? 2. Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют. |
2. Основной этап реализации проекта
Месяц | Содержание |
Июль | - беседа «Для чего нужен песок?»; - подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке; - предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»; - игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук); - детское экспериментирование: опыты с песком; -рассматривание песка через лупу; - проведение развивающих игр «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»; -проведение психогимнастики «Загораем на песке». |
Июль | Творческая познавательная деятельность детей: -совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком; -слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»; -сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». |
3. Заключительный этап
Месяц | Содержание |
Август | -Праздник песка «Песочная страна». -Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка». -Выпуск газеты (Ваза из песка) -Презентация проекта «Мир в песочнице». |
Перспективное планирование по проекту «Мир в песочнице»
Июль
Программные цели и задачи: совершенствовать мелкую моторику рук, обогащать представления детей о свойствах песка (сухой – мокрый; лепится – рассыпается, лёгкий - тяжёлый), что обогащает сенсорный опыт и способности малышей, а также освоением простейших форм строительства; закреплять простейшие конструкторские навыки, развивать фантазию, активизировать мыслительную деятельность детей через постановку конкретной задачи строительства, обогащение детского опыта, проговаривание результатов строительства, обогащать активный и пассивный словарный запас ребёнка; воспитывать коллективизм, и умение уважать чужой труд (не ломать чужое строительство), вырабатывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, желание узнавать и учиться новому, доставить детям радость.
Художественное слово.
Пальчики сложу в ладошке Вот ладошка как лукошко. Если пальчики разжать – Песочек может убежать. | У меня песок сухой Сквозь пальцы убегал рекой. Полью водичкой я песок И вылеплю вам пирожок. |
На песочек разложу Бусы, камешки, цветочки, С этим делом не спешу Чтоб была картинка точной | Из ладошечки в ладошку Пересыплю я песочек, Не просыплю я ни крошки Постараюсь очень-очень. |
1-я неделя
1. Познакомить детей со свойствами песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится). Предложить детям сделать пирожное из сухого и мокрого песка.
2. Предложить детям насыпать песок в стаканчик, пересыпать из одного стаканчика в другой, высыпать на стол, рассыпать по бортику. Задаются вопросы по игре.
3. Предложить детям игру: "Кто быстрее всех насыплет и покажет мне стаканчик с песком". Задаются вопросы по игре.
4.Предложить детям д/и: Кто насыплет песок из одного стакана в другой так, чтобы не просыпать мимо.
5.Предложить детям стаканчик и сито. Попросить детей высыпать песок из стаканчика на ситечко, встряхнуть сито, и посмотреть, как песок высыпается на бортик. Вопросы: какой песок? (сухой) Через что высыпается песок? (через дырочки в сите).
2-я неделя
1. Постройка из песка домика для Миши.
- стимулировать воображение.
2. Украсим домик из песка камушками.
- упражнять в проявлении творческих возможностей, развивать умение детей использовать, разную форму камней.
3. Сделаем из формочек пирожные для мамы.
- закрепить знания, свойственные песку. Из мокрого песка можно слепить пирожное.
4. Сделаем домик для черепахи.
-украсим его зелеными листочками.
5. Угощение на мамин праздник - лепим пирожки, украшаем их камешками.
3-я неделя
1. Строим башню - закрепить знание свойств песка; показать, как сгребать влажный песок в кучки, утрамбовывать, выбирать его из нутрии, чтобы домики не обваливались. Задаются вопросы по игре.
2. Гараж для машины - развивать воображение и творчество. Задаются вопросы по игре.
3. Строим улицу - предложить детям построить в одну линию домики, чтобы получилась улица. Задаются вопросы по игре.
4. Строим дорогу - выравнивание и трамбование песка. Предложить детям покатать машины. Задаются вопросы по игре.
5. Найди сюрприз
- выкапывание из ямок различных предметов. Развить любознательность, интерес.
4-я неделя
1. Постройка домика для зайчика — закрепить навыки построения, воспитывать самостоятельность. Задаются вопросы по игре.
2. Испечём торт для бабушки
- развивать воображение, изобретательность.
3. Украсим домик из песка камнями - закрепить свойства камней (большой, маленький, легкий, тяжёлый). Задаются вопросы по игре.
4. Построим горы из песка
- выравнивание и утрамбовывание наклонной поверхности.
5. Построим бассейн для куклы Маши
- показать, как песок быстро впитывает воду.
Август
Программные цели и задачи: продолжать совершенствовать мелкую моторику рук, обогащать представления детей о свойствах песка (сухой – мокрый; лепится – рассыпается, лёгкий - тяжёлый), что обогащает сенсорный опыт и способности малышей, а также освоением простейших форм строительства; закреплять простейшие конструкторские навыки, развивать фантазию, активизировать мыслительную деятельность детей через постановку конкретной задачи строительства, обогащение детского опыта, проговаривание результатов строительства, обогащать активный и пассивный словарный запас ребёнка; воспитывать коллективизм, и умение уважать чужой труд, вырабатывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, желание узнавать и учиться новому, доставить детям радость.
Художественное слово
Пальчики сложу в ладошке Вот ладошка как лукошко. Если пальчики разжать – Песочек может убежать. | У меня песок сухой Сквозь пальцы убегал рекой. Полью водичкой я песок И вылеплю вам пирожок. |
На песочек разложу Бусы, камешки, цветочки, С этим делом не спешу Чтоб была картинка точной | Из ладошечки в ладошку Пересыплю я песочек, Не просыплю я ни крошки Постараюсь очень-очень. |
1 неделя
1. Испечём пироги.
2. Делаем узоры и дорожки.
3. Сделаем норку для мышки .
4. Кладоискатели.
5. Сухой и влажный.
2 неделя
1. Пересыпаем песок из одной формочки в другую.
2. Формочки.
3. Построим высокую горку.
4. Сделаем следы на мокром песке.
5. Рисуем палочками на песке.
3 неделя
1. Лепим колобки.
2. Делаем фигурки.
3. дорожки из песка.
4. Соберём песок в ведёрко.
5. Домик для мышки.
4 неделя
1. Испечём пироги.
2. Копаем канавки.
3. Сделаем большую кучу из песка.
4. Пересыпаем песок из одной ёмкости в другую.
5. Рисуем на песке.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими принята, что позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игры с песком, дети проявляли интерес и желание играть. Сформировались игровые навыки с песком.
- Наладились доверительные отношения с детьми, что положительно повлияло на эмоциональное благополучие в группе.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение №1
Игры с песком.
- В гости к песочному человеку
(занятие проводится по подгруппам).
Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем;
развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.
Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.
Содержание: воспитатель обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый) воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр. Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).
Приложение №2
2. Оставляем «необыкновенные следы»
Цели: развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; развитие тактильной чувствительности и воображения
Содержание:
Играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Приложение №3
3. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.
Содержание:
Воспитатель: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Приложение №4
4. «Узоры на песке».
Цель:закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей;
знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, кисточка.
Содержание:
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Воспитатель: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».
Приложение №5
Работа с мокрым песком.
Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их камешками, цветными бусинками, ракушками.
Игры с мокрым песком:
1. Секреты мокрого песка
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Психологический настрой.
3. Повторение свойств сухого песка.
4. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)
Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).
Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
Приложение №6
2. Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства; научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки
Содержание:
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочница – волшебный мир.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Из песка лепится первый кулич, приходит понимание, ...
схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице
схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....
Разборки в песочнице
Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...
В какие игры играть с ребенком в песочнице?
Многие педагоги отмечают важность занятия ребенка с песком. Игры в песок развивают у детей моторику рук,которая в свою очередь связана с речевым центром; помогают развивать коммуникативные навыки. Игр...