Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальном (коррекционном ) детском саду
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Она позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсия создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира и формирования нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода. При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальном (коррекционном ) детском саду
В специальном (коррекционном) саду VIII вида используются различные формы организации обучения: Учебная экскурсия является дополнительной действенно-практической формой организации педагогического процесса. Это особая форма совместной деятельности воспитателя, учителя-дефектолога и дошкольников по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (в природу, на предприятие, по историческим местам, в музеи, на выставки и т. п.) в целях образования и воспитания дошкольников.
.
Экскурсия является одной из эффективных организационных форм работы по адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни в обществе и их социализации. Она позволяет проводить наблюдения, изучать явления природы, знакомиться с окружающим миром. Экскурсия создает условия для эстетического развития внутреннего эмоционально мира и формирования нравственных ценностей, стимулирует творческую активность, мышление, способствует формированию основ экологической культуры с позиций личностно-ориентированного подхода. При всех возможных различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ: определение темы и цели экскурсии, выбор места и объектов для изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с местами, которые предстоит посетить; подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Наиболее эффективным и общедоступным способом выступает экскурсия в природу. В программах для детей специального (коррекционного) сада VIII вида подобные экскурсии составляют обязательную часть учебно-воспитательного процесса. Во время экскурсии дошкольники получают знания не только о природных явлениях и объектах, у них формируются представления о природе как о едином целом, о взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека. Эти знания детей более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной природой среде, наглядно-практическая деятельность в естественной обстановке служит базой для формирования полноценных природоведческих понятий. Успешность проведения экскурсии определяется следующими условиями:
- учет возрастных и психологических особенностей дошкольников;
- взаимосвязь с учебным материалом, соответствии дошкольной программе;
- связь общественной, трудовой и бытовой деятельностями;
- формирование комплексных знаний и представлений о взаимосвязях всех компонентов природы.
Соответствие этим условиям должно четко прослеживаться на всех этапах экскурсионной деятельности. Готовясь к экскурсии, важно помнить, что ее организация и проведение требует от педагога больших усилий. Необходимо постоянно заботиться об одновременном развитии и совершенствовании речи и мышления детей, обогащении их социального опыта; иметь в виду сложности концентрации их внимания. Экскурсии обеспечивают закрепление знаний, полученных на занятие, прямое общение детей с природой родного края, трудом людей, работой предприятий, активную деятельность. Педагог имеет возможность показать воспитаникам предметы и явления природы, окружающего социума в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных изменениях, о труде человека. Он вводит детей в жизнь окружающей природы, учит их подмечать и запоминать ее особенности. Экскурсии доставляют особенным детям большую радость, оставляя положительный незабываемый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывается любовь к родному краю, Родине. В зависимости от цели и содержания экскурсии бывают разных видов. Тематика экскурсий определяется средой обитания живых организмов в конкретном, относительно четко ограниченном районе. Природоведческие экскурсии, такие как «Зелёный друг», «Золотая осень», «Лесная поляна», «Прилёт птиц», «Зимняя небылица» и многие другие, знакомят дошкольников с многообразием окружающей природы. Педагоги приучают детей бережно относиться к её богатствам. Встречи с природой обогащают воспитаников новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, учат ребят ориентироваться на местности, способствуют формированию навыков самостоятельного изучения окружающего мира. Во время походов в лес необходимо учить ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, поранил ногу, началась гроза, случился пожар, закрепляя знания, полученные на занятиях). Непосредственно перед экскурсией проводится инструктаж по технике безопасности. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у дошкольников навыки для восприятия жизни природы, что намного обогащает их интеллектуальное развитие. У детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Коррекционно-образовательный процесс на логопункте в детском саду для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-тип...
Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....
Экскурсия, как особая форма организации образовательного процесса в детском саду
Воспитатель МБДОУ Аршановский детский сад «Торгаях»Топоева Татьяна НиколаевнаДоклад к презентации...
Игра как детская деятельность и форма организации образовательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой...
Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада
Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада Ахтырская Юлия Викторовна, старший ...
Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада
Многофункциональное пособие «Коврограф ПДД. Движение в городе» как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада Ахтырская Юлия Викторовна, старший ...
Статья "Адвент-календарь как инновационная форма организации образовательного процесса в группе детского сада"
Задания из АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ помогают педагогу реализовать все образовательные области ФГОС ДО, организовать различные виды деятельности детей используя групповую, подгрупповую и индивидуальную форму р...