"Мы - друзья природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_druzya_prirody.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №3
муниципальное образование
Усть-Лабинский район
ПРОЕКТ
МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ
Выполнила: Мирза Т.И.,
воспитатель первой квалификационной категории,
г. Усть-Лабинск
2018 год
Проект «Мы друзья природы».
Группа: старшая, подготовительная
Срок: январь 2018 - март 2018г (среднесрочный)
Актуальность:
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи:
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
Гипотеза:
Если создать необходимые условия для развития осмысленного желания и умения беречь и уважать природу, для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка в процессе познавательного развития по экологическому воспитанию, то у детей будут сформировано устойчивое эмоционально - положительное отношение дошкольников к живым существам и окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
- Сформирован интерес, положительное отношение к природе, окружающему миру.
- Развиты умения и навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.
- Дети имеют общие представления о взаимосвязях в природе и месте человека в ней.
- Проявление уважения к живым существам.
- Проявление личностных качеств (экологическое отношение к миру, самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, заботливости, бережливости) в различных видах деятельности.
Основные этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный (1- 3 неделя января 2018 года).
2. Основной (4 неделя января -2 неделя марта).
3. Заключительный (3-4 неделя марта).
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители, сотрудники ДОУ.
Содержание проекта
Дата | Тема. Формы работы | Цели и задачи |
I этап Подготовительный | ||
1-3 неделя января 2018 г | Разработка перспективного плана работы по экологическому воспитанию. Анкетирование родителей, консультация для родителей. | Наметить план работы |
II этап Основной | ||
4 неделя января 2018 г | Беседа «Сбережем удивительный мир животных и растений» Сюжетно-ролевая игра «Мы - экологи» Рисование «Мое любимое животное» | Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. формировать творческую активность детей; воспитывать эстетическое восприятие живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Расширить знания детей о людях, чьей работой является забота и охрана природы, животного и растительного мира. Развивать аккуратность при взаимодействии с растениями. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
1 неделя февраля 2018 г | Беседа «Земля – наш общий дом». Дидактическая игра «Сравнение диких и домашних животных» Чтение художественной литературы: «Как люди обидели реку» Н. А. Рыков Наблюдение за птицами на детской площадке. Сюжетно-ролевая игра «Лесники» Буклет для родителей «Важность экологического воспитания дошкольников» Трудовое поручение: «Полив комнатных растений в группе». Рисование «Сказочная птица» | Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); закреплять умение детей подбирать и использовать в игре природный материал, включаться во взаимодействие со сверстниками в соответствии с игровой ситуацией, формировать социокультурные компетенции, связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей. Расширять знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. |
2 неделя февраля 2018 г | Беседа «Дикие звери», «Знакомство с пресмыкающимися» Чтение художественной литературы: Пересказ рассказа Е.Чарушина «Медведь», В. Бианки. «Первая охота» Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная аптека» Аппликация «Морские коньки играют в прятки» | Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, заповедник, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Развивать навыки осознанного и выразительного чтения; формировать умение слушать рассказы, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле. |
3 неделя февраля 2018 г | Беседа «Почему исчезают животные и растения?», «Для чего нужна Красная книга?» Чтение художественной литературы: «Наши друзья» Г. Ладонщиков, «Как люди обидели реку» Н. А. Рыков, Рассказывание по картине Саврасова «Грачи прилетели» Трудовое поручение: «Уборка пыли с комнатных растений». Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зимний лес» Рисование «Богатство русской природы» | Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. расширять представления детей о животном мире, явлениях природы, характерных для весны, развивать умение детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, развивать вербальное воображение, связную речь. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. |
4 неделя февраля 2018 г | Беседа «Волшебница вода». Дидактическая игра «Угадай животное» Чтение художественной литературы В. Орлов «Золотые рыбки» Конструирование: «Мост через реку» Рисование «Рыбки играют», «Подводное царство», | Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности на примере опытов с водой. Расширять представления детей о животном и растительном мире и о месте в нем человека. Развивать ответственное отношение к миру природы, живым существам. |
1 неделя марта 2018 г | Беседа «Царство растений» Сюжетно-ролевая игра «Прогулка за полевыми цветами» Стихи, загадки, пословицы о природе. Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле» Рисование «Бабочки над лугом», «Труженицы пчелки» Картины и иллюстрации на тему «Заповедники России» | Расширение представлений о окружающем мире, животных и растениях, знаний о природе через стихи, загадки, пословицы. Закреплять представления детей о растительном мире, создавать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание. Развивать умение видеть красоту живой природы. Расширять знания детей о том, как нужно беречь и охранять природу. |
2 неделя марта 2018 г | Выставка детских работ «Мы - экологи» | Развитие эмоциональной сферы дошкольников: чувство радости, чувство удовлетворения от проделанной работы. |
3 неделя марта 2018 г | Презентация «Растения и животные России, занесенные в «Красную книгу» природы» | Сформировать представления у детей о природосбережении, проявление интереса у детей и родителей к данной проблеме; развитие положительных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. |
4 неделя марта 2018 г | Мультимедийная презентация проекта | Представить результаты работы на педагогическом совете, родительском собрании. |
Выводы.
Благодаря экологическому воспитанию дошкольников мы рассчитываем на дальнейшее развитие их личностных, физических и творческих способностей, укрепление дружеских отношений как в детском коллективе, так и во взаимодействии с животным и растительным миром.
ФГОС ДО с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию. Важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Данная проект позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада, поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
Таким образом, для обогащения экологических представлений дошкольников, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности необходим системный подход в рамках образовательной программы детского сада, а также активное привлечение родителей к развитию у детей необходимых качеств личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
- Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...
Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе
Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....