Программа экологического кружка в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цели и задачи экологического воспитания в подготовительной группе:
Продолжается и совершенствуется работа, начатая в средней и старшей группах.
Основными задачами экологического воспитания в подготовительной группе являются следующие:
• развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
• продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
• воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
• закреплять умение правильно вести себя в природе;
• научить называть 7—10 видов деревьев, 3—4 кустарника, 5—б лесных и садовых ягод, грибов, 5—6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой природы, по 8—10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;
• дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;
• познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krzhok.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического кружка
в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Белова Галина Алексеевна
Наш девиз: «У природы есть друзья: это мы, и ты и Я!»
Цели и задачи экологического воспитания в подготовительной группе:
Продолжается и совершенствуется работа, начатая в средней и старшей группах.
Основными задачами экологического воспитания в подготовительной группе являются следующие:
• развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
• продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
• воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
• закреплять умение правильно вести себя в природе;
• научить называть 7—10 видов деревьев, 3—4 кустарника, 5—б лесных и садовых ягод, грибов, 5—6 комнатных растений, наиболее распространенные виды животных дикой природы, по 8—10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;
• дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;
• познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
СЕНТЯБРЬ
- Планета Земля в опасности!
- Ранняя осень.
- Без воды нам не прожить.
- Обитатели нашего уголка природы.
ОКТЯБРЬ
- Перелётные птицы.
- Золотая осень.
- Жизнь зверей осенью.
- Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.
НОЯБРЬ
- Грибными дорожками.
- Где находится пятый океан?
- Цепочки в лесу.
- Комплексное занятие «Беседа об осени».
ДЕКАБРЬ
- Через добрые дела можно стать юным экологом.
- В гостях у дедушки Ау (развлечение).
- Беседа о лесе (комплексное занятие).
- Природная стихия - огонь.
ЯНВАРЬ
1. Зимушка - зима.
2. Жизнь птиц зимой.
3. Как животные проводят зиму в лесу.
ФЕВРАЛЬ
- Посадка лука и наблюдение за ним.
- Кто главный в лесу? Живые цепочки.
- Путешествие на Луну.
- Пройдёт зима холодная (комплексное занятие).
МАРТ
- Сравнение диких и домашних животных.
- Черенкование комнатных растений.
- Викторина о лесе.
- Космос. Вселенная. Звёзды.
АПРЕЛЬ
- Птицы нашего края.
- «Зелёная служба» Айболита - весенний уход за комнатными растениями.
- Солнце - источник тепла и света.
- Лес весной.
МАЙ
- Знатоки природы (викторина).
- Море бывает в беде.
- Облака.
- Весёлое лето.
Список литературы:
- Николаева С. Н. Юный эколог. -М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995 г.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. -М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.
- Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.
- Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А, И. Герцена;
Изд-во «СОЮЗ», 2001 г.
- Горькова Л. Г. , Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.
- М.: ВАКО, 2005г.
- Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
- Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
- Борисенко М..Г., Лукина Н. А.. Грамматика в играх и картинках. –СПб.: Паритет, 2005 г.
- Дошкольное воспитание. № 7, 2005 г.
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
22.09 | 4. Обитатели нашего уголка природы. | Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные — живые существа. | Аквариум, клетка с хомяком. | Беседа, игра-соревнование. | 1. Вводная беседа «Для кого помещение 2. Знакомство с обитателями живого 3. Игра - соревнование на знание, признаков 4. Организация дежурства в живом уголке. |
07.10 | 5. Перелётные птицы. | Расширение представлений о перелётных птицах, знакомство с народными приметами и литературными произведениями о птицах, воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | Предметные картинки с изображением птиц. | Беседа, разгадывание кроссвордов, игра. | 1. Вступительное слово воспитателя. 2. Беседа о перелётных птицах. 3. Разгадывание кроссвордов. 4. Игра «Снежный ком». 5. Итог занятия. |
14.10 | 6. Золотая осень. | Провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе. | Живые объекты (деревья). | Беседа, наблюдение, игра, чтение стихов об осени. | 1. Вводная беседа. 2. Основная часть (на прогулке). |
21.10 | 7. Жизнь зверей осенью. | Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи. | Картинки для магнитной доски: берёза, клён, дуб, ель, солнышко, облака, запись П. И. Чайковского «Времена года». | Рассказ воспитателя и детей, игра. | 1 .Выступления детей, которые представляют животных. 2. Игра «Хорошо - плохо». |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
28.10 | 8. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. | Два растения — типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой групп (например, алоэ и традесканция), глобус. | Беседа, рассказ, наблюдение. | 1. Беседа о комнатных растениях, 2. Рассказ об условиях жизни алоэ и 3. Классификация растений в группе на |
04.11 | 9. Грибными дорожками. | Закрепить и обобщить знания о грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать память, наблюдательность, воспитывать экологическую культуру. | Картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов. | Загадывание загадок, игра, беседа. | 1. Беседа о съедобных и несъедобных 2. Игра «Сыроежкины ловишки». 3. Беседа о правилах сбора грибов. 4. Игра «Собери съедобные и несъедобные |
11.11 | 10. Где находится пятый океан? | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к экспериментальной работе. | Карточки с изображением ветра, бури, источниками загрязнения воздуха, воздушный шарик, стаканы, губки, земля, вода, парашютик. | Беседа, опыты. | 1. Встреча с воздушным шариком. 2. Опыты «Свойства воздуха». 3. Беседа «Полезные свойства «голубой 4. Беседа «Источники загрязнения воздуха. 5. Беседа «Сила ветра. Его влияние на |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
18.11 | 11. Цепочки в лесу. | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | Фланелеграф, контурные изображения растений и животных. | Рассказ, беседа. | 1. Вводная беседа. 2. Чтение рассказа «Цепочки в 3. Составление цепочки питания |
25.11 | 12. Комплексное занятие «Беседа об осени». | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы. | Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А.С. Пушкина «Осень» и другие стихи, репродукции картин на тему «Золотая осень», пластинки с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». | Беседа, изобразительная деятельность. | 1. Чтение стихов об осени. 2. Беседа о состоянии погоды в 3. Выполнение рисунков на тему |
02.12 | 13. Через добрые дела можно стать юным экологом. | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панно-рама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Су-хое (несчаст-ное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги. | Беседа, моделирование. | 1. Вводная беседа о добрых и злых 2. Работа с моделью «Сухое 3. Итог занятия. |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
09.12 | 14. В гостях у дедушки Ау (развлечение). | Дать знания о лесе, его обитателях. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Развивать игровые умения. | Запись «Голоса птиц», шишки. | Беседа, элементы театрализации, игра. | Занятие проводится в форме «путешествия» в лес, где дети встречаются с его обитателями (дети в костюмах животных). |
16.12 | 15. Беседа о лесе (комплексное занятие). | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, муляжи грибов. | Беседа, демонстрация картин. | 1. Беседа воспитателя с детьми о лесе. 2. Викторина о лесе. 3. Разгадывание загадок о лесе и его 4. Посещение Выставки «Лес круглый год». |
23.12 | 16. Природная стихия - огонь. | Углубить представления детей о роли огня в жизни человека, закрепить знание правил пожарной безопасности, развивать речь, воображение, наблюдательность. | Свечи, цветная бумага, клей, кисти, запись сказки «Кошкин дом». | Беседа, загадывание загадок, дидактические игры, изодеятельность | 1. Беседа «Огонь спутник и помощник человека». 2. Игра «Хорошо - плохо». 3. Беседа «Что я знаю о труде пожарных». 4. Изодеятельность (рисование или аппликация). |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
13.01 | 17. Зимушка-зима. | Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей. | Запись П. И. Чайковского «Времена года», детские рисунки на зимнюю тему. | Беседа, наблюдение, игра. | 1. Вводная беседа. 2. Отгадывание загадок. 3. Пословицы и поговорки озиме. 4. Выставка детских рисунков. 5. Итог занятия. » |
20.01 | 18. Жизнь птиц зимой. | Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, вспомнить правила поведения в лесу, воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. | Музыка с голосами птиц, домики, буквы, «Мнемотаблица». | Беседа, дидактические игры, изодеятельность (оригами). | 1. Вводная беседа. 2. рассказ воспитателя «Чем 3. Дидактическая игра «Что за птица». 4. Загадки. 5. Оригами. 6. Итог занятия. |
27.01 | 19. Как животные проводят зиму в лесу. | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | Картины «Животные в зимнем лесу», контурное изображение зимнего дерева, ели, сосны, 4-этажного дома, предметные картинки с изображением лесных животных, модель маскировки. | Беседа, демонстрация, дидактическая игра. | 1. Беседа о том, как звери живут в лесу 2. Беседа о приспособительных 3. Дидактическая игра «Кто где 4. Итог занятия. |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
03.02 | 20. Посадка лука и наблюдение за ним. | Уточнить представления о том, что из луковиць-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | Луковицы, стаканчики, Палочки, ящик с землёй, лейки, цветные кружки. | Беседа, практическая работа, наблюдение. | 1. Вводная беседа «Какие условия 2. Посадка лука (при разных условиях). 3. Рисование банок с луковицами. 4. Наблюдение за луком и выявление |
10.02 | 21. Кто главный в лесу? Живые цепочки. | Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки. | Контурные изображения цепей питания, Полоски разной длины, стрелочки, конверт с письмом. | Рассказ, беседа, игра, рисование. | 1. Рассказ воспитателя. Беседа. 2. Игра «Живая цепочка». 3. Письмо из леса. 4. Рисование: необычное дерево или 5. Итог занятия. |
17.02 | 22. Путешествие на Луну. | Расширить представление о космических телах, развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение. | Две ракеты, нарисованные на ватмане, макет Луны, обручи. | Беседа, дидактическая игра, рассказ. | 1. Вводная беседа. 2. Дидактическая игра «Найди сходства 3. Рассказ воспитателя о луне. 4. Дидактическая игра «Хорошо - |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методически е приёмы | Ход занятия |
24.02 | 23. Пройдёт зима холодная (комплексное занятие). | Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Зима своей красотой вдохновила художников, композиторов, поэтов. | Календарь наблюдения за природой (три зимние страницы); картины о зиме, стихи знаменитых поэтов о зиме, запись произведения П.И. Чайковского «Времена года», тонированная бумага, краски, кисти для рисования. | Беседа, изодеятельность | 1. Беседа о зиме с рассматриванием 2. Посещение «выставки» зимнего пейзажа. 3. Самостоятельная изобразительная |
03.03 | 24. Сравнение диких и домашних животных. | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | Картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося, игрушки: медведь, мышка. | Беседа, игра-соревнование. | 1. Беседа о домашних животных. 2. Сравнение диких и домашних животных. 3. Игра-соревнование «Кто даст больше |
10.03 | 25. Черенкование комнатных растений. | Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение, дать понятие о черенковании, учить приёмам правильной посадки черенков. | Горшочки, палочки, тряпочки, клеёнки, черенки, стакан с водой. | Игра, беседа, практическая деятельность. | 1. Игра «Хорошо - плохо». 2. Беседа «Из чего можно вырастить 3. Беседа «Мы - цветоводы». Показ 4. Черенкование растений. 5. Итог занятия. |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
17.03 | 26. Викторина о лесе. | Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать экологическую культуру. | Рисунки детей, репродукции картин, посвященных лесу. | Беседа. | 1. Вводная беседа. 2. Ответы детей на вопросы викторины. 3. Отгадывание загадок. |
24.03 | 27. Космос. Вселенная. Звёзды. | Уточнять и расширять представления детей о космосе, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее, развивать фантазию, воображение. | Иллюстрации с изображением звёзд, планет, фотографии космонавтов, цветная бумага, ножницы, клей. | Беседа, опыты, игра, изодеятельность. | 1. Беседа «Вселенная. Звёзды». 2. Опыт «Звёзды светят постоянно». 3. Игра-импровизация «Обитатели космоса». 4. Аппликация «Космос». |
07.04 | 28. Птицы нашего края. | Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистическое представление о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Таблички: дятел, лесной доктор, берёзовая птица, заботливый сосед. | Беседа, рассказ. | 1. Вводная беседа. 2. Загадки. 3. Рассказ воспитателя о дятле. 4. Итог занятия. |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия |
14.04 | 29. «Зелёная служба» Айболита -весенний уход за комнатными растениями | Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить, Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. | Игрушки — кукла Айболит, большая грузовая машина с зелеными крестами, чемоданчик доктора, в котором палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем. На машине мешок с хорошей землей. | Беседа, рассказ, игра, практическая деятельность. | 1. Вводная беседа. 2. Правила ухода за комнатными 3. Рассказ о некоторых растениях. 4. Игра «Угадай растение». 5. Заучивание стихотворения. |
21.04 | 30. Солнце -источник тепла и света. | Дать детям представление о том. Что Солнце является источником света и тепла, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. | Изображение Солнца, животных, растений, предметов, лист для рисования, краски, кисти. | Экскурсия, опыты, рассказ. | 1. «Экскурсия» по группе. 2. Опыты. 3. Рассказ воспитателя. 4. Итог занятия. |
28.04 | 31. Лес весной. | Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать желание стать другом природы, расширить представления детей о первоцветах. | Иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов. | Беседа, рисование. | 1. Беседа о первоцветах. 2. Рисование. |
Сроки | Тема | Цель занятия | Используемый материал | Методические приёмы | Ход занятия | |
05.05 | 32. Знатоки природы (викторина). | Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру, развивать представление о назначении Красной книги. | Красная книга, иллюстрации «Времена года», предметные картинки с изображениями животных, птиц. Растений. | Беседа, игра. | 1. Вводная беседа. 2. Конкурс «Назови одним словом». 3. «Знаешь ли ты грибы?» 4. Загадки-задачи. 5. «Художники». 6. «Кто быстрее?» 7. Итог занятия. | |
12.05 | 33. Море бывает в беде. | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море. | Глобус, репродукции картин, предметы морского происхождения, картины с изображением морских животных, принадлежности для рисования.. | Беседа, рассказ, демонстрация картин, изодеятельность. | 1. Беседа с детьми о море, его обитателях. 2. Осмотр выставки. 3. Беседа о загрязнении морей. Чтение 4. Рисование иллюстраций к рассказам. | |
19.05 | 34. Облака. | Формировать у детей умение видеть красоту неба, учить делать открытия, развивать творческое воображение. Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака. | Принадлежности для рисования. | Наблюдение, беседа, изодеятельность. | 1. Вводная беседа. 2. Беседа об облаках. 3. Рисование. | |
26.05 | 35. Весёлое лето | Обобщить и систематизировать представление о лете по основным признакам, создавать у детей праздничное настроение, развивать их творческие способности | Запись П. И. Чайковского «Времена года», предметные картинки «грибы». | Беседа, дидактическая игра. | 1. Вводная беседа. 2. Чтение стихов о лете. 3. Подвижная игра «Танец цветов». 4. Рассказ воспитателя. 5. Игра «Собери грибы». 6. Путешествие по стране Сказок. 7. Итог занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка для средней группы "В мире природы"
Программа экологического кружка "В мире природы" расчитана для детей средней группы. Цель кружка : Привить любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе вокруг нас....
Программа экологического кружка "Капелька" для 2 младшей группы
Перспективное планирование экологического кружка для 2 младшей группы...
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе "Юные экологи родного края"...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....
Рабочая программа экологического кружка «Капелька» для детей 2 младшей группы
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, пад...
Рабочая программа экологического кружка «Капелька» для подготовительной к школе группы
Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему жив...