Программа экологического кружка "Капелька" для 2 младшей группы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Перспективное планирование экологического кружка для 2 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_ekologii.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности. (среда) .
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- проведение опытов , экспериментов .
Перспективный план кружка
Дата | тема | задачи | содержание | |||
Октябрь | «Расскажи Незнайке, как мыть растения» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Беседа «Добрые дела» , психогимнастика «Я растение» , пальчиковая гимнастика «Цветок». | |||
2 неделя | «Осенние листочки» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. Дид.игра «.Найди листок какой покажу» , «Да или нет». | |||
3 неделя | «Экскурсия в берёзовую рощу» | Знакомство детей с берёзовой рощей, учить определять деревья по их признакам. | Чтение стихотворения про берёзу , беседа игра «Мой домик» , игра «Времена года». | |||
4 неделя | «Путешестве с Капитошкой» | Формировать первоначальное знания о круговороте воды в природе , о роли воды и солнца в жизни природы и человека . | Загадки ,психологический этюд «Ласковушка», игра «Весёлый дождик» , хоровод «Солнышко» . | |||
Ноябрь | «Домашние животные» | Закреплять знании детей о домашних животных , через игровые действия вызвать у детей радость общения. | Беседа , загадки, чтение стихотворений , игра – драматизация «Волк и 7 козлят» ,аппликация «Ведёрко для козы» из смятых салфеток. | |||
2 неделя | «Невеличка птичка –синичка , а праздник свой помнит» | Дать преставление детям о дне синички, познакомить с птичкой – синичкой (внешний вид , повадки ) ,закрепить знания детей о жизни животных птиц зимой , воспитывать интерес , желание подкармливать птиц зимой. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» | |||
3 неделя | «Как звери готовятся к зиме» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей, учить правильно называть животных и их детёнышей . | Игра «Кто у кого ?» , загадки , беседа , физминутка «Белки» , Игра «Прятки». | |||
4 неделя. | «Зимующие птицы» | Формирование основ взаимодействия с природой , учить узнавать птиц по внешнему виду , развивать умение устанавливать простейшие причинное следственные связи ,воспитывать желание подкармливать их зимой.. | Чтение стихотворения «Кормушка» Р. Бухараева , беседа , игра «Птички летают», загадки , рисование ладошкой «Птичка» | |||
Декабрь | «Снежинка в гостях у ребят» | Закреплять знания о свойств снега . | Беседа , пальчиковая игра «Снежинка», чтение стихотворения «Про Маринку» , игра «Зима лето» , опыт «Снег - какой» ,презентация «Приметы зимы»п-и «Снежинки» , рисование ватными палочками снежинок и снеговика . | |||
2 неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» (прогулка) | Продолжать закреплять знания об особенностях зимы , как времени года ,закреплять знания о разнообразии состоянии воды : жидкое и твёрдое , вызвать интерес к исследовательской деятельности. | Беседа , исследование , трудовая деятельность . п-и «Игра в снежки». | |||
3 неделя | «Чудесные снежинки» | Закреплять знания о времени года – зима , упражнять в рисовании снежинок методом тычка, развивать чувственность к живой и неживой природе. | Загадки , наблюдение , беседа ,пальчиковая гимнастика «Снежинки» , рисование снежинок. | |||
4 неделя | «В лесу родилась Ёлочка» | Закреплять знания детей о лесе , формировать умение любить и беречь природу , развивать любознательность. | Беседа , загадка , песня «В лесу родилась ёлочка». | |||
Январь | «Экскурсия в зимний лес» | Закреплять свойства снега , продолжать знакомство с зимующими птицами , особенностями их жизни в зимнее время. | Чтение стихотворения «Как на горке …» , Беседа , наблюдения , стихотворение «Зайчик» В. Хром ,игра «Зайка серенький сидит » , стихотворение «Воробей» ,игра « Воробушки и кот» , игры со снегом . | |||
4 неделя | «Птичья столовая» | Расширять знания детей об особенностях жизни детей зимой , формировать бережное отношение к живой природе | Беседа, чтение стихотворения Ирис Ревю ,хороводная игра «Мы в кружочек встали» , д-и «Собери картинку» ,Д-И «Что едят птицы» , сюрпризный момент «Домик –кормушка для птиц». | |||
5 неделя | «Снежная баба» | Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе .Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования манной крупой. Воспитывать любовь к природе | Загадывание загадок, беседа о зиме , слушание музыки Чайковского «Времена года» ,игра «На что похож сугроб ?» ,отгадывание загадок про зиму , сюрпризный момент , рисование снеговика манкой . | |||
Февраль
| «Выращиваем лук на окошке» | Дать представление об особенности внешнего вида лука и способе его посадки , закрепить знание о строении луковицы. развивать трудовой навык по посадке лука | Загадка , пословицы , беседа ,труд ,зарисовка луковиц. | |||
2 неделя | «Уход за цветами в уголке природы» | Учить протирать листья влажной тряпочкой, закреплять умение поливать растения из лейки, воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы, поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними. | Художественное слово ,наблюдение , уход за растениями , игра «Чья тень». | |||
3 неделя | «Эксперименты с песком» | Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. | Эксперименты : «Песочный домик» , «Следы на мокром песке», «Где вода ?» , «Ветер» . | |||
4 неделя | «Путешествие в зимний лес. Обобщение» | Обобщить знания детей по теме..Способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных , птицах , расширять представления о лесе и его обитателях , развивать познавательный интерес к жизни леса , воспитывать бережное отношение к природе , проявлять заботу и внимание ко всему живому . | Коммуникативная игра , беседа по картине ,пальчиковая игра «Мороз» ,игра «Отбери» , массаж с шишками , эксперимент «Свойства снега», сюрпризный момент. | |||
Март | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе , учить рисовать нетрадиционным способом. | Загадка «Весна», речевое упражнение «Какой ? Какие ? Какое ? Какая?» , стихи о весне , игра «Весна , весна , красна » , игра «Разбуди животных и насекомых» , сюрприз от весны ,закличка «Солнышко» ,рисование на подносах с крупой , игра «Дай нам солнышко тепла» | |||
2 неделя | «Про кошек и котов» | Уточнить знания детей о кошках. Развивать мелкую и общую моторику , воспитывать любознательность , любовь к животным. | Сюрпризный момент , беседа «Что есть у кошки?» , д-и «Накорми кошку с котятами», динамическая пауза «Кот Антипка» , д-у « Родственники кошки» , звукоподражание «Кошачьи разговоры » , пальчиковая гимнастика «Котёнок шалун» , рисование «Полосатый кот» , д-и «Открой картинку» ,подарки от Мурки . | |||
3 неделя | «Весеннее настроение» | Формировать представление детей о весенних изменениях в природе. Активизировать мыслительную деятельность за счёт решения логических задач. Развивать память, внимание, воображение. Воспитывать любознательность и интерес к природе бережное отношение к ней. Приобщать к традициям русского народа (праздник жаворонки) . | Загадки ,физминутка «Прогулка» ,беседа , сюрпризный момент ,лепка из теста «Птички» ,заучивание заклички «Жаворонк» | |||
4 неделя | «Мы построили скворечники» | Знакомить детей с перелётными птицами посредством художественного творчества (аппликации). | Сюрпризный момент , загадки , грамзаписи голосов птиц , беседа .., физминутка «Скворечник » , аппликация , пальчиковая гимнастика «Скворчата» игра «Скворушки-скворцы». | |||
Апрель | «Насекомые весной | Уточнить знания детей о весне , названия насекомых , развивать мышление , воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Игра «Покажи и расскажи» ,беседа , загадки , игра « Пчёлы и шмели» , аппликация «Гусинка». | |||
2 неделя | «Первые цветы в природе» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе , формировать знания о первых весенних цветах. | Загадывание загадок, беседа , рассматривание картин с весенними цветами , пальчиковая игра «Цветок» , аппликация . | |||
3 неделя | «Ты плыви, кораблик мой. Ручейки весенние.» | Продолжать учить признаки весны , приметы , уточнить свойства снега .Учить делать из бумаги кораблики . | Беседа , загадки , конструирование из бумаги , запуск корабликов в ручейках. | |||
4 неделя | «Забота о здоровье просмотр и разбор мультфильма» «Мойдодыр» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью. | Мультфильм «Мойдодыр» , опыты с мылом . | |||
Май | «Солнышко на травке» | Расширять знания детей об одуванчике. Закреплять правила поведения в природе. Учить пользоваться нетрадиционной техникой рисования (рисовать «ершом») . Развивать речь детей, обогащать словарь. Развивать эстетическое восприятие. Развивать интерес к коллективным работам. Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, желание работать совместно. | Сюпризный момент «Письмо с загадками» ,дидактическое упражнение «Подбери слово» , рисование печатками , пальчиковая гимнастика «Цветок». | |||
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, беседа | |||
3 неделя | «Я в саду нашла жука на большой ромашке» | Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания; | Беседа, рассматривание иллюстраций , игра «Кузнечики », гимнастика для глаз «Бабочка », загадка про божью коровку , просмотр презентации «Правила поведения в природе». | |||
4 неделя | Инсценировка сказки «Репка» | Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить инсценировать сказку; Развивать речь детей; Учить понимать эмоциональное состояние героев сказки. |
Список литературы :
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...
Рабочая программа по предмету экологическое воспитание (младшая группа)
Программа разработана на основе: примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой и др., Москва, 2014г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА На первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2015 – 2016гг
Рабочая программа на первую младшую группу...
Рабочая программа воспитателя 2 младшей группы от 3-4 лет, разработана по образовательной программе ДОУ, по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа2 младшей группыот 3-4 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа второй младшей группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг
Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на вторую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2020 – 2021гг
Рабочая программа второй младшей группы спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ, образовательных потребностей детей и запросов родителей. Она опред...