Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему


Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы: показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе): Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. 

Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев? 

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы: показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе): Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. 

Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев? 

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

II этап - изучение нового материала 

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?

Дети: Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? Вот полянка, а ней несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитаем весточки осени. Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени: Паутина стелется по растениям - к теплу. В сентябре гром - это к тёплой осени. Рябины в лесу много - осень дождливая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети: Медведь готовится к спячке.

Воспитатель: Заяц.

Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель: Еж.

Дети: Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети: Белка делает запасы.

Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски. Сбор опавших листьев необходим в дальнейшем для работы с природным материалом.

III этап – закрепление.

Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети: Осенью. 

Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?

Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?

Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний утренник для детей подготовительной группы "Осень-славная пора, вновь в уметский край пришла!"

Осенний утренник для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

Конспект прогулки-экскурсии «Что за праздник-День Победы?» в средней группе.

М ы с детьми ходили у нас в городе к памятнику  и почтили память тех кто защищал нашу Родину....

Конспект НОД по речевому развитию "Осень. Сезонные изменения в природе" (подготовительная группа)

Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени....

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Речевое развитие

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Речевое развитие...

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Познавательное развитие

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Познавательное развитие...

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Физическое развитие

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Физическое развитие...

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Социально - коммуникативное развитие

Тема недели "Осенние изменения в природе" Старшая группа Социально - коммуникативное развитие...