Опытно -экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с № 3 «Капелька»
Воспитатель:
Давыдова Н.В.
Цель: Знакомство со свойствами воздуха.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
- воспитывать понимание значения для человека явлений природы;
- расширить знания детей о воздухе и его свойствах;
- расширить знания детей об окружающем мире: свойства земли, воды, огня, воздуха и взаимодействии между ними;
- воспитывать интерес к живой и неживой природе и желание беречь окружающую среду.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
- развивать ощущение, восприятие, память, внимание, речь; творческое воображение, познавательные интересы, умение слушать и делать выводы;
- развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
- упражнять детей в элементарном экспериментировании;
Образовательная область
«Речевое развитие»
- пополнить словарный запас детей: опыты, лаборатория, атмосфера, космос, свойства, вывод, воздух, кислород, почва;
- развивать любознательность.
Образовательная область
«Художественное эстетическое развитие»
- воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания ,отработанные изобразительные навыки.
Образовательная область
«Физическое развитие»
- воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью;
- развития умения управлять своим поведением, работая в коллективе.
Ожидаемый результат
Дети научились:
- рассуждать анализировать, делать выводы;
- рассказывать о воздухе и его значении в жизни человека;
- устанавливать связь между предметами и явлениями;
Материал: пакет , который наполнен предметами (кубики, мозаика крупная), пакеты по количеству детей, стаканчики , трубочки для коктейля, картинки зайца, белки в летних и зимних «шубках», картинки где сидят нахохлившиеся воробьи, картинки снежного сугроба, а под сугробом растения с корнями в почве, таз с водой, салфетки, картинки города и леса, снимок атмосферы из космоса, свеча.
Ход НОД
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, не говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Воспитатель. Как вы думаете о чём эта загадка? Конечно же вы догадались что про воздух. А зачем нам нужен воздух?
Дети. Воздух нужен для того ,чтобы дышать..
Воспитатель. Правильно. Воздух нам нужен что бы дышать. Воздух нужен не только людям, птицам и животным, но и рыбам, растениям. Без воздуха нет жизни на Земле.
Воспитатель. Как вы думаете воздух можно увидеть?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить. Давайте мы с вами пройдем в нашу лабораторию.
Воспитатель. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети. Да.
Воспитатель. Вот мы с вами и пришли и сейчас проведем первый опыт, который нам поможет определить есть ли у воздуха вкус и запах.
Опыт № 1
Попробуйте вдохнуть ртом воздух. Какой он на вкус (ответы детей) .А запах у воздуха какой (ответы детей) .Значит воздух у нас без вкуса и запаха, а также бесцветный и прозрачный.
Вы знаете что мы с вами при дыхании поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Воздух-это удивительное прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Из космоса можно увидеть оболочку воздуха, которая называется атмосферой (показ снимка атмосферы из космоса) .
Вывод: воздух не имеет цвета и запаха.
Опыт №2"Воздух-невидимка"
Показ детям пакета, который наполнен предметами (кубики, мозаика крупная и т. д.) .Есть что-нибудь в пакете? Как вы догадались (ответы детей). Затем освободить пакет от предметов и стянуть его около входа. Там образуется выпуклость. Есть ли теперь что-нибудь в пакете (ответы детей). А теперь вы возьмите свои пакетики и также сожмите их сверху. Есть ли в ваших пакетах что-нибудь (ответы детей) .
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить.
Опыт№3."Есть ли воздух в воде? ".
Налить в стаканчики воду и дать трубочки для коктейля. Предложить опустить трубочки в воду и подуть. Что появилось в воде? Почему появляются пузырьки.
Вывод: в воде есть воздух.
Опыт№4"Салфетка".
Предлагаю бросить в таз с водой салфетку. Что с ней произошло (ответы детей) .Затем опускаю салфетку в стакан, а стакан переворачиваю вниз горлышком и ставлю в таз с водой. Что произошло с салфеткой? Она намокла? Почему (ответы детей).
Вывод: вода не пропускает воздух.
Воспитатель. А вы знаете ,что воздух плохо пропускает тепло? Растения, которые зимуют под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха. И он не пропускает тепло, которое осталось в почве от теплого времени года. (показ картинки снежного сугроба, а под сугробом растения с корнями в почве) .Снежные сугробы напоминают "снежное одеяло". Как вы думаете какое "снежное одеяло" будет теплее: пушистое или утоптанное .
Дети. Теплее будет пушистое одеяло.
Воспитатель. Осенью многие звери меняют летний мех на зимний. Почему? Потому, что зимний мех гуще и пышнее. Между густыми волосками зимнего меха задерживается больше воздуха и воздух сохраняет тепло, которое идет от тела животного. (показ картинок зайца белки в летних и зимних "шубках") .Затем показ картинки где сидят нахохлившиеся воробьи. Как вы думаете почему воробышки сидят нахохлившись (ответы детей) .
Вывод: воздух сохраняет тепло.
Опыт№5 " Теплый воздух поднимается вверх".
Бумажную змейку укрепить на конце спице или тонкой проволоке или на длинной деревянной шпажке и поднять над огнем свечи. Почему змейка вращается (кто-то из детей сможет ответить. А если затрудняются, то можно подсказать: теплый воздух от свечи поднимается вверх и заставляет змейку крутиться.) Поднести змейку к открытому окошку или форточке. Что произошло со змейкой? Она вращается? Почему (ответы детей) .Можно подсказать что холодный воздух опускается вниз и змейка не крутится.
Вывод: теплый воздух весит меньше, а значит ,он легче холодного и потому поднимается вверх.
Физкультурная минутка.
(Воспитатель показывает движения, дети повторяют).
А теперь большой гурьбой Мы на лодочке плывём. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Вёсла в руки мы берём, Быстро к берегу плывём. К берегу пристала лодка, Мы на берег спрыгнем ловко!
Показ картинок города и леса.
Воспитатель. Как вы думаете, где воздух чище: в лесу или городе?
Дети. В лесу воздух чище.
Воспитатель. Лесной воздух чище, конечно же. А почему?
Дети. Листья деревьев на свету выделяют полезное вещество-кислород, который делает воздух чище и полезнее.
Воспитатель. Особенно полезен тополь (картинка тополя) .Благодаря длинному черенку листья тополя улавливают пыль, которая потом легко смывается дождём. Поэтому в городах садят много тополей (показ тополиной аллеи в городе) .Тополь-это городское дерево и растет он в основном только в городах. Скажите, а вы знаете, как можно сохранить воздух чистым? Что нужно делать для этого?
Дети. Беречь планету, не засорять, сажать деревья.
Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили и что узнали нового и интересного (ответы детей) .Верно. Мы с вами убедились, проделав опыты, что воздух невидимый и прозрачный. Узнали ,что воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить, что воздух не пропускает воду и сохраняет тепло и что воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Также мы с вами узнали, что помогает делать воздух чище. И я вам предлагаю нарисовать дома, с родителями, небольшие плакаты на тему :" Как сохранить воздух чистым. " С помощью ваших плакатов мы расскажем детям соседней группы, как и что нужно делать, чтобы воздух на нашей планете стал чище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...
Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).
Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...