Опытно -экспериментальная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Давыдова Наталья Валерьевна

Нод на тему "Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24._vozduh.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 3 «Капелька»

                                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                       Давыдова Н.В.

     

  Цель: Знакомство со свойствами воздуха.

  Интеграция образовательных областей.

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

  • воспитывать понимание значения для человека явлений природы;
  • расширить знания детей о воздухе и его свойствах;
  • расширить знания детей об окружающем мире: свойства земли, воды, огня, воздуха и взаимодействии между ними;
  • воспитывать интерес к живой и неживой природе и желание беречь окружающую среду.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

  • развивать ощущение, восприятие, память, внимание, речь; творческое воображение, познавательные интересы, умение слушать и делать выводы;
  • развивать познавательную инициативу,
  • формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
  • упражнять детей в элементарном экспериментировании;

Образовательная область

 «Речевое развитие»

  • пополнить словарный запас детей: опыты, лаборатория, атмосфера, космос, свойства, вывод, воздух, кислород, почва;
  • развивать любознательность.

Образовательная область

 «Художественное эстетическое развитие»

  •  воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания ,отработанные изобразительные навыки.

Образовательная область

 «Физическое развитие»

  • воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью;
  • развития умения управлять своим поведением, работая в коллективе.

     Ожидаемый  результат

     Дети  научились:

  • рассуждать анализировать, делать выводы;
  • рассказывать о воздухе   и его значении в жизни человека;
  •  устанавливать связь между предметами и явлениями;  

Материал: пакет , который наполнен предметами (кубики, мозаика крупная), пакеты по количеству детей, стаканчики , трубочки для коктейля, картинки  зайца,  белки в летних и зимних «шубках», картинки где сидят нахохлившиеся воробьи, картинки снежного сугроба, а под сугробом растения с корнями в почве, таз с водой, салфетки, картинки  города и леса, снимок  атмосферы из космоса,  свеча.

Ход НОД

Ты без него не сможешь жить,

 Ни есть, ни пить, не говорить.

 И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

Воспитатель. Как вы думаете о чём эта загадка? Конечно же вы догадались что про воздух. А зачем нам нужен воздух?

Дети. Воздух нужен для того ,чтобы дышать..

Воспитатель. Правильно. Воздух нам нужен что бы дышать. Воздух нужен не  только людям, птицам и животным, но и рыбам, растениям. Без воздуха нет жизни на Земле.

Воспитатель. Как вы думаете воздух можно увидеть?

Дети. Нет.

Воспитатель. Да воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить. Давайте мы с вами пройдем в нашу лабораторию.

Воспитатель. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети. Да.

 Воспитатель. Вот мы с вами и пришли и сейчас  проведем первый опыт, который нам поможет определить есть ли у воздуха вкус и запах.

 Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть ртом воздух. Какой он на вкус (ответы детей) .А запах у воздуха какой (ответы детей) .Значит воздух у нас без вкуса и запаха, а также бесцветный и прозрачный.

Вы знаете что мы с вами при дыхании поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Воздух-это удивительное прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Из космоса можно увидеть оболочку воздуха, которая называется атмосферой (показ снимка атмосферы из космоса) .

Вывод: воздух не имеет цвета и запаха.

 Опыт №2"Воздух-невидимка"

Показ детям пакета, который наполнен предметами (кубики, мозаика крупная и т. д.) .Есть что-нибудь в пакете? Как вы догадались (ответы детей).  Затем освободить пакет от предметов и стянуть его около входа. Там образуется выпуклость. Есть ли теперь что-нибудь в пакете (ответы детей). А теперь вы возьмите свои пакетики и также сожмите их сверху. Есть ли в ваших пакетах что-нибудь (ответы детей) .

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить.

 Опыт№3."Есть ли воздух в воде? ".

 Налить в стаканчики воду и дать трубочки для коктейля. Предложить опустить трубочки в воду и подуть. Что появилось в воде?  Почему появляются пузырьки.

 Вывод: в воде есть воздух.

 Опыт№4"Салфетка".

Предлагаю бросить в таз с водой салфетку. Что с ней произошло (ответы детей) .Затем опускаю салфетку в стакан, а стакан переворачиваю вниз горлышком и ставлю в таз с водой. Что произошло с салфеткой? Она намокла? Почему (ответы детей).

Вывод: вода не пропускает воздух.

Воспитатель. А вы знаете ,что воздух плохо пропускает тепло? Растения, которые зимуют под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха. И он не пропускает тепло, которое осталось в почве от теплого времени года. (показ картинки снежного сугроба, а под сугробом растения с корнями в почве) .Снежные сугробы напоминают "снежное одеяло". Как вы думаете какое "снежное одеяло" будет теплее: пушистое или утоптанное .

Дети. Теплее будет пушистое одеяло.

Воспитатель.  Осенью многие звери меняют летний мех на зимний. Почему? Потому, что зимний мех гуще и пышнее. Между густыми волосками зимнего меха задерживается больше воздуха и воздух сохраняет тепло, которое идет от тела животного. (показ картинок зайца белки в летних и зимних "шубках") .Затем показ картинки где сидят нахохлившиеся воробьи. Как вы думаете почему воробышки сидят нахохлившись (ответы детей) .

 Вывод: воздух сохраняет тепло.

 Опыт№5 " Теплый воздух поднимается вверх".

 Бумажную змейку укрепить на конце спице или тонкой проволоке или на длинной деревянной шпажке и поднять над огнем свечи. Почему змейка вращается (кто-то из детей сможет ответить. А если затрудняются, то можно подсказать: теплый воздух от свечи поднимается вверх и заставляет змейку крутиться.) Поднести змейку к открытому окошку или форточке. Что произошло со змейкой? Она вращается? Почему (ответы детей) .Можно подсказать что холодный воздух опускается вниз и змейка не крутится.

 Вывод: теплый воздух весит меньше, а значит ,он легче холодного и потому поднимается вверх.

Физкультурная минутка.

(Воспитатель показывает движения, дети повторяют).

А теперь большой гурьбой                                                                                                                       Мы на лодочке плывём.                                                                                                                                Ветер по морю гуляет,                                                                                                                                  Ветер лодочку качает.                                                                                                                                        Вёсла в руки мы берём,                                                                                                                            Быстро к берегу плывём.                                                                                                                                     К берегу пристала лодка,                                                                                                                                   Мы  на берег спрыгнем ловко!

Показ картинок города и леса.

Воспитатель. Как вы думаете, где воздух чище: в лесу или городе?

 Дети. В лесу воздух чище.

Воспитатель. Лесной воздух чище, конечно же. А почему?

Дети. Листья деревьев на свету выделяют полезное вещество-кислород, который делает воздух чище и полезнее.

Воспитатель. Особенно полезен тополь (картинка тополя) .Благодаря длинному черенку листья тополя улавливают пыль, которая потом легко смывается дождём. Поэтому в городах садят много тополей (показ тополиной аллеи в городе) .Тополь-это городское дерево и растет он в основном только в городах. Скажите, а вы знаете, как можно сохранить воздух чистым? Что нужно делать для этого?

Дети. Беречь планету, не засорять, сажать деревья.

 Воспитатель. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили и что узнали нового и интересного (ответы детей) .Верно. Мы с вами убедились, проделав опыты, что воздух невидимый и прозрачный. Узнали ,что воздух нельзя увидеть, но его можно обнаружить, что воздух не пропускает воду и сохраняет тепло и что воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Также мы с вами узнали, что помогает делать воздух чище. И я вам предлагаю нарисовать дома, с родителями, небольшие плакаты на тему :" Как сохранить воздух чистым. " С помощью ваших плакатов мы расскажем детям соседней группы, как и что нужно делать, чтобы  воздух на нашей планете стал чище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...