Краткосрочный Проект-Как растут Бобы ,,,,
проект по окружающему миру по теме

Зенина Марина Владимировна

Краткосрочный Проект-Бобы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_boby.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»

 

 «Выращиваем бобы»

(Исследовательский проект)

 

Воспитатель : Зенина М.В.

 

2016 год

 Вид проекта: исследовательско-познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста.

     Продолжительность проекта: среднесрочный

  Участники исследовательской деятельности: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

     Актуальность исследовательской деятельности:

 Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

   У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

  Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

     Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах

развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

       Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

       Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1. Развитие способности у детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

4. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

       Предполагаемый результат:

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

       К концу исследования воспитанники должны знать:

- значение бобов,  как продукта питания;

- сорта посадочного материала;

- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

       Должны уметь:

- применять технологию выращивания бобов;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием бобов;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

       Продукт исследовательской деятельности:

Создание альбома «Как вырастить бобы?»

Папка-раскладка(скороговорок,загадок,стишков, сказок о бобах).

       Основной механизм реализации проекта:

   Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно - научного цикла.

   Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

     

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    Осуществление проекта начали с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснили детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

     Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказали им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.

    Дети предлагали самые разные варианты. Подвели их к идее, что сначала надо подумать.

   Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».

   

       2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

     Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

• работа воспитателей с детьми;

• самостоятельная исследовательская деятельность детей;

• работа с родителями.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

   После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали поступления в группу нового вопроса, ответ на который нужно было найти.

    Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

    Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса.

    Например:

Что необходимо растению для роста?

Всем ли растениям необходима для роста вода?

А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? и т. д.

   Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны.

    

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

  Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей.

     Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

    При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

  Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

       К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. На собрании рассказали о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

       Прежде всего, родители купили семена,землю и горшки для посадки.

       Для развития  естественно-научных представлений, предлагали родителям темы бесед с детьми:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

- Чем полезны овощи?

- Что можно приготовить из бобов?

     Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.            

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

      Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить бобы?» с результатами нашей исследовательской работы.

     Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

      Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

   В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата.

  При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

   Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

    Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

   Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

       

Содержание программы обучения

1. Вводное занятие. «Как вырастить бобы?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить бобы, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

 Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения).

Температура.

 Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

 Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

 Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок,         биопочва). Подготовка почв.

Влажность.

 Значение воды для растений.

 Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

 Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

 Бобы – представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя.

 Сорта бобов. Овощные, сахарные и зерновые сорта бобов.

 Знакомство с семенами бобов (величина, форма, окраска, строение семя). 

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

 Значение бобов как продукта питания. Продовольственные и кормовые бобы.

 Подготовка бобов к посадке. Замачивание семян.

5. Исследовательская работа

 Посадка бобов в горшки:

Плодородная почва

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

6. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

7. Заключительное занятие

    Подведение итогов.

 Обобщение и подведение итогов работы:

  Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить проростки бобов и рассаду бобов, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

    Ежедневные наблюдения бобов, наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого боба выросло растение.

 

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с. 

2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Как вырастить бобы"

В проекте "Как вырастить бобы" , у детей появляется возможность как наблюдения так и экспериментирования с семенами бобов. В любой момент дети смогут поучаствовать в этом проекте... Это очень увлекате...

проект "Витамины растут на грядке"

Проектная деятельность в первой младшей группе«Витамины растут на грядке».Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий.Включает в себя творческую, познавательную и практическ...

проект " Как растут растения "

Наблюдение за этапами  и условиями развития растений....

Проект "Защитники растут у нас".Социально - коммуникативное развитие

Современный мир вносит свои коррективы в развитие и воспитание подрастающего поколения. На маленького человека обрушивается поток информации, который не всегда воспитывает в нем положительные качества...

Проект "Витамины растут на грядке"

Данный проект будет интересен воспитателям и родителям ....

Проект "Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке"

Проект  "Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке...

Проект "Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке"

quot;Витамины растут на грядке, витамины растут на ветке"...