Рюкзаки туристы взяли
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

в статье представлен конспект образовательной ситуации,  формировать навыки элементарного пешего туризма; познакомить с устройством  и работой компаса, формировать умение определять части света с его помощью;

Ключевые слова: компас, пеший туризм,  рюкзак, краеведение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryukzaki_turisty_vzyali.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию  детей» города Чебоксары Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

образовательной ситуации

по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

тема:  «Рюкзаки  туристы взяли»

                                                                                                      Составила:

воспитатель МБДОУ «Детский сад №22»

                                    г. Чебоксары

                                                                         Карсакова Александра Ильинична

     

Чебоксары, 2018

Программное содержание:

Образовательные задачи

  • Продолжать формировать навыки элементарного пешего туризма;
  • закреплять умение укладывать рюкзак, правильно отбирая необходимые для организации похода предметы;
  • познакомить с устройством  и работой компаса, формировать умение определять части света с его помощью;
  • расширять знания детей о правилах безопасного поведения в природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; 
  • закреплять умение детей плести «схватывающий» узел;
  • формировать умение определять по характерному звучанию различные природные явления (дождь, ветер, шум воды), названия диких животных и птиц.

Развивающие задачи:  

  • Стимулировать познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление; наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
  • поощрять речевую активность детей в процессе диалогической речи (ответов на вопросы, решения проблемных ситуаций, объяснения своих действий);
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе родного края;
  • воспитывать у детей морально-волевые личностные качества: проявление взаимовыручки, самостоятельность, организованность, умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении результата;
  • воспитывать интерес к занятиям туризмом.

Предварительная работа:

  1. Чтение познавательной детской литературы о путешественниках.
  2. Чтение отрывков из юмористической повести Астрид Линдгрен «Пеппи длинный чулок», просмотр отрывков из одноименной сказки-мюзикла.
  3. Организация цикла бесед о видах туризма  и  туристическом снаряжении, рассматривание тематических иллюстраций, серий картин, альбомов.
  4. Разучивание стихотворных текстов о природе родного края, туристических речевок.
  5. Дидактические игры «Что возьмем с собой в поход», «Зеленая аптека», «Назови и расскажи», «Разложи костер»
  6. Подбор музыкального сопровождения.

Оборудование и материал:  рюкзаки по количеству детей, кружка металлическая, кукла, мяч, мешок для мусора, аптечка, фонарик, салфетки, муляжи еды, компас (по количеству детей), бинокли, фонарики, веревки 40-50 см (по количеству детей), канат 4 метра, пиктограммы; картинки, изображающие правила поведения в лесу, 3 обруча, фотоаппарат

Ход образовательной деятельности

Под музыку вбегает Пеппи – длинный чулок.

Пеппи: Привет друзья! Узнали вы меня? Мое полное имя Пеппилота Виктуалия Рульгардина.

Мой папа очень любит путешествовать. Он побывал в разных странах мира, а мне он  всегда  рассказывал про свои путешествия. А еще он привозит мне всегда интересные подарки, а главное, они очень полезные и нужны в жизни.

Я хочу с вами поделиться секретом, я вчера залезла на чердак, где стоит папин сундук. Уж очень мне стало любопытно, и я решила посмотреть одним глазком. И я там кое - что нашла (показывает карту)

Нет-нет, я не взяла ее без спросу, до папиного возвращения я обязательно верну ее на место! Ну, хорошо, ближе к делу. На этой карте показан путь к одному таинственному месту, где может быть спрятан клад!  И я решила отправиться в поход, к этому загадочному месту, ведь меня так  распирает любопытство. Друзья! А вам интересно, куда может привести эта таинственная карта?

Пеппи: Вот здорово! Я предлагаю вам, отправится в поход! Согласны? Ура!

Я, Пеппилота, буду сопровождать вас во время путешествия и  научу всем премудростям  этого дела, ведь у меня был хороший учитель, мой папа. Итак, что нам нужно взять в поход?

Дети: Рюкзак.

Пеппи: Правильно, рюкзак - самый нужный и необходимый предмет в походе. Подумайте и скажите, для чего он нужен? (Ответы детей) 

   А сейчас мы с вами рассмотрим внимательно мой рюкзак.  Посмотрите, он имеет две лямки  и большой карман. Эти лямки называются  «ремнями», а еще у рюкзака есть верхний клапан, а зачем он нужен? Знаете? (Ответы детей)

   Да, чтобы закрыть рюкзак сверху, и из него не выпадали предметы. Рюкзаки шьют из специального материала - брезента, он не боится ни дождя, ни снега.  Сюда мы сложим палатку, котелок, теплые одежду и т.д. В боковой  карман   кладем  более мелкие предметы: компас, карту, спички, фонарик.  А не хотели бы вы попробовать самостоятельно собрать рюкзак?

Практическое упражнение «Собери рюкзак».

Пеппи: Ребята, вот мы и готовы  к туристическому походу.

Чтобы в зимний лес попасть, 

Нужно нам собраться:

Шапку, варежки, костюм-

Быстро, братцы - одеваться!

Лыжи с палками возьмем,

Дружно по лыжне пойдем.

Туристы, в одну шеренгу становись!

И в пути ты не ленись!

Кто шагает с рюкзаком?

Мы туристы!(дети)

- Кто со скукой не знаком?

Мы туристы!(дети)

Нас вперед ведут …

Дороги!

Наш девиз:

«Всегда вперед!»

Эй, ребята, тверже шаг!

Что турист берет в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак (дети)

(обычная ходьба в колонне под музыку):

По сугробам  мы идем,

Спор с сугробами ведем:

- Не увязнем мы в снегу,-

Говорим мы на бегу.

Лыжи  по тропе скользят,

И везут вперед ребят!

Вот мы и пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке
Стоит,
Слева елка на нас глядит.

Пеппи: 

Прислушайтесь к звукам зимнего леса…

Вот подул ветер, засвистел между голых веток. С-с-с! Ш-ш-ш!

Дети: С-с-с! Ш-ш-ш! С-с-с! Ш-ш-ш!

Пеппи:: Ветер подул сильнее, зашумели сосны, зазвенели на их ветках сосульки – дз-дз-дзынь! Дз-дздзынь! (дети повторяют)

Вспорхнули из под снега лесные птицы перепелки и захлопали крыльями – ф-р-р-р! Ф-р-р-р! (дети повторяют звуки)

Ой, а вот перелетает с ветки на веточку синичка и весело цокает – Ц-ц-ц! Цок-цок! (дети повторяют звуки)

Прислушайтесь, слышите, дятел долбит дупло, выстукивая дробь, словно на барабане – Д-д-д-тук! Д-д-д-тук!  (дети повторяют звуки).

Пеппи: Молодцы! Вы умеете правильно распознавать звуки природы. А, вы знаете, что есть письма, которые пишут птицы, звери. Что это за письма? (Ответы детей) Такие письма называют следами, их даже можно прочитать. Волшебница-Зима приготовила нам следы птиц, зверей, которые живут в лесу. Нам нужно правильно подобрать к каждому животному нужный след (Воспитатель загадывает загадки про животных и птиц, дети отгадывают; отгадавший загадку ребенок находит нужный след, а воспитатель размещает его на мольберте).

1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

2. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

3. Кто с высоких толстых сосен,

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк,

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

4. Рыжая птичница,

В курятник пришла,

Всех кур перечла,

И с собой унесла. (Лиса)

5. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

6. Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит (Воробей)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень).

Ребята, а вы знаете как необходимо вести себя на природе? Я вам покажу картинки, а вы вспомните правила поведения в лесу. Если этого делать нельзя, покажите руками «запрет» а, правильную ситуацию покажите поднятием одной руки. (добавить картинки правила поведение в зимнем лесу)

Пеппи: Ребята! Вы молодцы! Знаете, как следует вести себя на природе. Отдохнули?  Пора отправляться в путь. Куда  же нам идти? (посмотреть на карту) На север! Как можно  определить направление движения? (Ответы детей: можно найти путь, ориентируясь по звездам и солнцу, по мху на деревьях, по тени).

Пеппи: Компас – это прибор для ориентирования, его изобрели в Китае. Посмотрим, из чего состоит компас. Компас круглой формы, в центре которого магнитная стрелка. Она показывает не часы и не минуты, а направление сторон света. Какие части света вы знаете? «Север. Юг. Запад. Восток». По компасу легко можно определить в какой части света мы находимся. Существуют определенные правила работы с компасом.

Игровое  задание «Определи Север и Юг по  компасу»

  1. Положите компас на горизонтальную поверхность (на ладонь)
  2. Стрелка компаса должна быть неподвижной, двигаемся в том направлении, куда она показывает. Куда же показывает стрелка? (ответы детей)

дети  считают шаги по указанию Пеппи и движутся по компасу.

Пеппи: Держим компас и двигаемся на север.

Ребята осторожно, на пути овраг.  Ребята, а что нам необходимо чтобы перебраться на ту сторону.  Возьмите веревки, завяжите  «схватывающий» узел и  смело перебирайтесь на тот берег.

Упражнение  «Переправа» (взрослый натягивает веревку между двумя деревьями).  Каждому ребенку дается веревка 40 - 50см, он бежит к основной веревке и завязывает узел, с помощью которого переправляется на другой берег.

Пеппи: Ура! Мы справились! Смотрите, стало темнеть, что – то я замерзла,  как же нам согреться? Разожжем  костер. Нужно найти полешки, вот… я нашла. Я знаю, что костер разжигается тремя способами: звезда, колодец и шалаш (показывает пиктограммы)

(дети разделяются на команды, им раздаются пиктограммы, дети  укладывают палки. После того, как дети положат  красную ткань, костер зажжен.)

Пеппи: Ребята! Сюда!  Здесь что-то блестит, это же сундук! Ура! Мы нашли клад! (вытаскивает коробку с биноклями и раздает их детям). Это необходимые предметы, которые обязательно пригодятся нам в следующем походе. Здесь еще что-то есть (раздает шоколадные медали)

Пеппи: Молодцы ребята, хорошие из вас туристы получатся, все вы умеете, все знаете. Ребята, а вы довольны походом? Что интересного вы  увидели в пути? Что научились делать? Строимся в колонну и отправляемся в путь. В лесу красота и покой, А нам пора уже домой.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию  детей» города Чебоксары Чувашской Республики

                                                                       

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе

 «Фотографии для Пеппи - длинный чулок»

                                                                                                     

                                                                                                      Составила:

воспитатель МБДОУ «Детский сад №22»

                                     г. Чебоксары

                                                                   Калинина Евгения Геннадьевна

Чебоксары, 2016


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным способом лепки пластилиновыми жгутиками;
  • закреплять умение раскатывать пластилиновые жгутики между ладонями, выкладывать их по контуру изображения;
  • формировать умение плотно заполнять зарисовку изобразительным материалом (от основания к центру);
  • развивать умение передавать в изобразительной деятельности  имеющиеся представления о внешнем виде объектов окружающей действительности (птиц).

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, зрительную память, образное мышление.

Воспитательные задачи:

  • Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость – желание оказать помощь персонажу сказки, сопереживать;
  • воспитывать доброжелательные отношения и свободное общение со сверстниками и взрослым в процессе совместной деятельности;
  • воспитывать умение решать поставленную задачу, не отвлекаясь при ее выполнении; стимулировать чувство радости от полученного результата.

Материал и оборудование:

Коробка пластилина на каждого ребенка, доски для лепки, стеки, контурные изображения птиц.

Ход образовательной деятельности:

Пеппи: Здравствуйте ребята!  Мне очень понравилось путешествовать! А еще я  успела сфотографировать птиц, которые встречались нам на пути.  Хочу эти фотографии показать  папе, пусть он тоже порадуется за меня.

Посмотрите ребята я уже успела распечатать все фотографии (достает фото, рассматривает)  Ой! Я совсем забыла, что фотоаппарат у меня старый, и получаются только черно-белые фотографии. Как жалко! Теперь он не увидит  яркую окраску моих птичек (плачет).  Что мне делать? Может вы сможете мне помочь? А как? (ответы детей)

Пеппи: А я знаю еще один способ – это лепка пластилиновыми жгутиками. Хотите я вас научу? Посмотрите, как я это делаю (предлагает детям присесть). Я возьму одну из фотографий и начну украшать ее жгутиками. Ребята, а вы узнали, что это за птица?

Беру брусок пластилина, отрываю кусочек и раскатываю его между ладонями. Жгутик должен получится ровный, длинный, тонкий, одинаковой толщины. Затем выкладываю пластилиновый жгутик по контуру туловища птицы и плотно прижимаю, но не расплющиваю.  Если жгутик получился слишком длинный необходимо отрезать стекой лишний пластилин.

И таким способом заполняю все тело птицы пластилиновыми жгутиками плотно друг к другу, от контура к центру.

Пеппи:  На столе лежат  мои фотографии, вы можете выбрать ту, которая вам понравилась. Не забывайте, что птички у нас не сказочные, а птицы леса. Я предлагаю вам приступить к работе, присаживайтесь за столы.

(По ходу изобразительной деятельности педагог дает индивидуальные словесные указания детям)

Пеппи: Ребята, кто закончил свою работу, принесите фотографии птиц и мы развесим их сушиться.

Анализ изобразительной деятельности: Какие красивые, яркие  птички у нас получились! Каких птиц вы здесь видите? Какой способ лепки мы использовали? (раскатывание пластилиновых жгутиков) Ваня, фотография какой птицы тебе больше понравилась? И чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Взял в руки карандаш"

Консультация для родителей      Взял я в руки КАРАНДАШ     Советы родителям    Изобразительная деятельность крайне важна не сто...

Откуда я взялся?

Материал родителей, воспитателей, для информационного уголка, на тему как очень тактично и доступно рассказать ребенку откуда он взялся....

Откуда я взялся?

Однажды этот непростой воп­рос обязательно задаст ваша любознательная девчушка или смышленый мальчуган... Тру­ден он только для нас, взрослых. Для малышей же спросить: «От­куда берутся дети?» абсолютн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

Как люди научились считать или откуда взялись цифры

Краткий занимательный курс в историю......