Разные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивающие: -развивать наглядно-образное мышление; -развивать сенсорное восприятие (посмотреть на рыб, понаблюдать, как плавают рыбки); -развивать произвольную память; -развивать наблюдательность и познавательный интерес; -развивать умение сравнивать аквариумных рыбок и тех рыб, которые живут в водоемах; -закреплять умение отвечать развернутым ответом, активизировать словарь детей; -закреплять умение действовать по слову воспитателя. Образовательные: -познакомить детей с рыбой - гуппи -дать знания, в чем состоит отличие рыбы Гуппи от других рыб; -сформировать представление о рыбе, о том, какие части тела у него есть, для чего они нужны; -уточнить имеющиеся у детей знания о рыбах; -формировать умения называть части тела рыб и находить, что есть в этих частях; -закреплять знания, умения, навыки о рыбах. Воспитательные: -воспитывать чувства доброты, отзывчивости, любви к маленьким животным; -воспитывать личностные качества (умение слушать других, доброта, вежливость, умение работать в коллективе); |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_za_rybami.docx | 93.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс работы
методике экологического образования
в старшей группе
на тему «Разные рыбы»
Воспитать:
Подлесных Ирина
Москва
Режимные процессы | Задачи | Оборудование | Ход работы |
Утренний прием (Утренняя гимнастика) Гимнастика: «Рыбка большая и меленькая» Дидактическая (словесная) игра («Угадай по описанию») Индивидуальное поручение в уголке природы: «Уход за комнатными растениями". Работа с календарем природы | Воспитательные : -воспитывать в детях положительное отношение к миру природы. Обучающие: - Закреплять умения выполнять поручения взрослого. Развивающие: - Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. -Закреплять умения выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы(поливать комнатные растения, влажной тряпкой протереть листики от пыли. ) Воспитательные: -Воспитывать дружелюбное отношение между детьми. Развивающие: -Развивать бережное и доброе отношение к рыбам. - Развивать творческую самостоятельность. Обучающие: -Закреплять навыки совместной и индивидуальной деятельности. - Закрепить умения подчинятся правилам в групповых играх. Развивающие: -развивать наглядно-образное мышление; -развивать сенсорное воспрятие; -развивать наблюдательность; Образовательные: Закреплять умения выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы(поливать комнатные растения, влажной тряпкой протереть листики от пыли. ) -закреплять умение действовать по слову воспитателя. Воспитательные: -воспитывать в детях положительное отношение к миру природы.
| - Рассматривание иллюстраций - Работа с календарем погоды + наблюдение из окна. - Чтение научной литературы. - Энциклопедия, содержащая в себе информацию о разных видах рыб ; иллюстрации с разными видами рыб; Иллюстрации рыб -лейка для полива комнатных растений; - тряпочка и щеточка для удаления пыли с растений; -опрыскиватель; -палочки для рыхления. - календарь природы | Провожу вступительную беседу, говоря: «Ребята, скоро Новый год. Как вы думаете, как себя чувствуют рыбы зимой.(Рыбам зимой очень холодно, и зимой они не могут найти себе пишу т.к вода замерзает и пишу приходиться искать на глубине.) Ребята, кто живет в водоемах, реках? (Рыбы). Вы видели рыб? (Да видели) А каких рыб вы знаете? (Карась, щука, окунь, лещ, угорь, бычок, камбала, скумбрия) Что есть у всех этих рыб?(глаза, плавники, рот, жабры, чешуя) слушаю ответы детей, поправляю их в случае ошибок + показываю иллюстрации рыб). А теперь давайте с вами сделаем гимнастику: «Рыбка большая и меленькая» : Собираю их в кругу и говорю; И.п.- стоя, ноги вместе, руки опущены. Выполнение вытянуть руки перед собой и соединить ладони, сделать небольшой наклон вперед, имитировать ладонями движение большой рыбки.(повторение движения сидя на корточках)(маленькая рыбка) + дыхательная гимнастика: встать прямо руки вдоль туловища, вдохнуть воздух носом и выдохнуть через рот.(2-3 раза). А теперь рассмотрим иллюстрации рыб. Посмотрите на эту картинку и скажите, кто тут нарисован (рассматриваю с детьми разных рыб, обращаю больше внимания на то, чем отличаются одна рыба от другой внешне, рассказываю особенности образа жизни разных рыб). Организую словесную игру: «Угадай по описанию» -Объясню правила игры, -действия игрока, - даю оценку действиям детей, - корректирую Объяснив правила игры, я начинаю описывать рыбу (Она маленького размера с золотистой чешуей, живет в аквариуме и питается сухим кормом. Что это?) Дети внимательно послушали и сказали ответ (Золотая рыбка), а если дети затрудняются то я им даю подсказки. А потом отгадав мои загадки предлагаю какому либо ребенку загадать ,рыбу (по плану: какого размера, чем покрыто тело, где живет). В конце игры подвожу итоги: «Самый сильный игрок сегодня Катя, угадала быстрее всех. Слабым игроком сегодня была Маша ,т.к. была не внимательна» После этого организую работу в уголке природы: Собираю детей вокруг себя в уголке природы и предлагаю посмотреть в каком состоянии находятся наши комнатные растения, ведь мы их не видели всю ночь. «Как вы думаете, нужен ли уход нашим растениям? Почему, что с ними не так? Кто знает, как надо ухаживать за комнатными растениями? (беседую с детьми, как ухаживать за растениями). Уточняю у детей, сколько надо поливать растения. Затем, вместе с детьми вспоминаем, как можно удалить с растений пыль (тряпочкой, щеткой, опрыскивателем), вспоминаем, с каких растений как надо удалять пыль. распределю обязанности между детьми : один поливает, один удаляет пыль при помощи тряпочки, другой при помощи щеточки, еще один отрезает засохшие части растений. Во время работы оказываю детям помощь, напоминаю правила и последовательность. После окончания работы подзываю всех детей и повторно наблюдаем за комнатными растениями: «Как теперь себя чувствуют растения ? Как вы думаете, понравился ли им наш уход?» Предлагаю детям убрать оборудование по уходу на место, привести все в порядок, вымыть руки. Провожу работу с календарем природы: обсуждаем, какая погода сегодня, есть ли ветер, снег, дождь, холодно или тепло. Провожу наблюдение из окна: «Что мы видим на улице? (Снег, деревья качаются, значит, есть ветер, темно, потому что раннее утро)» + фиксируем наблюдение в календаре природы. |
Завтрак | Развивающие: - Образовательные: -закрепить знания о том, чем питаются рыбы. Воспитательные: - | - | Во время завтрака провожу небольшую беседу: «Ребята, что у вас сегодня на завтрак? А что едят рыбы? (корм) Наше с вами питание отличается от питания рыб» |
Занятие Тема: «Наблюдение за Гуппи» физкультминутку – «рыбка» | Развивающие: -развивать наглядно-образное мышление; -развивать сенсорное восприятие (посмотреть на рыб, понаблюдать, как плавают рыбки); -развивать произвольную память; -развивать наблюдательность и познавательный интерес; -развивать умение сравнивать аквариумных рыбок и тех рыб, которые живут в водоемах; -закреплять умение отвечать развернутым ответом, активизировать словарь детей; -закреплять умение действовать по слову воспитателя. Образовательные: -познакомить детей с рыбой - гуппи -дать знания, в чем состоит отличие рыбы Гуппи от других рыб; -сформировать представление о рыбе, о том, какие части тела у него есть, для чего они нужны; -уточнить имеющиеся у детей знания о рыбах; -формировать умения называть части тела рыб и находить, что есть в этих частях; -закреплять знания, умения, навыки о рыбах. Воспитательные: -воспитывать чувства доброты, отзывчивости, любви к маленьким животным; -воспитывать личностные качества (умение слушать других, доброта, вежливость, умение работать в коллективе); -воспитывать культуру поведения. | Аквариум с рыбами; Иллюстрации с разными видами рыб; Раздаточный материал – контуры рыб; Цветные карандаши или фломастеры; Лист формата А3 и яркий фломастеры; Альбом с молчаливыми загадками; Корм для рыб. Загадку про рыб - . | 1 часть (вводная) Начинаю занятие. Аквариум с рыбами находится на столе, накрытым покрывалом. Организую детей на занятие, подходим к доске и делаем полукруг, около картин: (где висят иллюстрации разных рыб). Загадываю загадку В воде Она живет Нет клюва, А клюет, (рыба). Дети отгадывают загадку. После отгадки показываю иллюстрации рыб и вместе с детьми беседуем о них. «Послушайте, каких я назову сейчас рыб: (акула, щука, рыба-пила) Что общего у этих рыб? Они живут в воде, они хищники, питаются мелкими живыми организмами, которые найдут в воде. Сегодня к нам в гости пришла представительница подводного мира». Пока дети подходят к столу: я убираю покрывало и даю детям время(1 минуту) рассмотреть рыб. 2 часть (основная): 1) Рассматриваю рыбок вместе с детьми и спрашиваю детей : ( Знают ли они как называется эта рыбка? (Гуппи – она ожжет жить как в аквариуме, так и в теплом море.) « Какого она размера? (маленькая), а какого цвета? (голубоватая). Чем покрыто тело рыбы ? (чешуей они словно маленькие монетки)» Зачем рыбе чешуя? ( чешуйный покров, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, обеспечивает рыбе большую скорость движения.) Рассматриваю внимательно рыб 2) «Что есть у рыбы? (голова, туловище, плавники, хвост)» 3)Опишите глаза рыбы: Какого они цвета и какой формы? 4)«Что есть у рыбы на голове?(рот, глаза.)» . 5) Есть ли у рыбы уши?(Да есть. Органы слуха и равновесия у рыб представлены внутренним ухом, наружное ухо у них отсутствует. Внутреннее ухо располагается внутри головы (поэтому и называется внутренним) и способно воспринимать звуки опасности. У рыб отлично развит слух, давайте проверим? Давайте все создадим тишину, а я тихонько стукну по аквариуму , посмотрим, как отреагируют рыбы» Жду, пока дети притихнут, затем легонько стукаю пальцами по аквариуму, наблюдаю за реакцией рыб, спрашиваю у детей, что они увидели: «Что сделала рыба, когда услышал стук? (подплыла в сторону, откуда донесся звук,)» 6))«Что рыбе помогает двигаться(хвост) «Давайте рассмотрим Гуппи и скажем какой у нее хвост? (у самцов гуппи хвостовой плавник большой , длинный и яркий, а у самок гуппи хвостовой плавник меньше, и почти не окрашен). Также хвост является – как бы рулем рыбы. Потому, что хвост помогаем рыбе плавать 7) Чем дышит рыба? В воде рыбы дышат с помощью жабр, которые есть практически у каждого жителя водного пространства. Именно жабры помогают дышать рыбам. 8) Чем питается рыба?(Кормом). Показываю детям корм. А теперь я возьму корм и покормлю рыбок, а вы посмотрите, как они будут ловить корм. 9) Чем рыба хватает корм? Рыба открывает рот и заглатывает корм. Спрашиваю: «Гуппи– это морская рыба?» (есть и дикие и специально выведенные для аквариума, дикие живут в теплом море, а аквариумные, это те рыбы которых, можно содержать в аквариуме). «Сейчас мы с вами немного отдохнем и почувствуем себя рыбами» Провожу физкультминутку - рыбка, дети встают напротив меня на ковре и повторяют за мной движения: Рыбке весело гулять. (Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно) Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить указательным пальцем) Мы хотим тебя поймать. (Закручивают руками вперед - назад) Рыбка спинку изогнула, (Приседают, крутя туловищем) Крошку хлебную взяла. (Показать руками хватательные упражнения) Рыбка хвостиком махнула, (Приседают, крутя туловищем) Очень быстро уплыла.
Теперь вернемся к нашим рыбкам, встанем вокруг стола». А теперь давайте поговорим, как ухаживать за рыбами и за аквариумом. Сначала спрошу, есть ли у кого-нибудь из детей дома аквариум с рыбами, и если есть, то попрошу ребенка рассказать, как за ним ухаживают и дополню его рассказ. Если таких детей нет, расскажу сама: «В домашних условиях для начала, если вы решили купить аквариум с рыбами: вам понадобится сначала 1. Найти место, где будет стоять аквариум. 2. Определить каких рыб вы хотите. Прочитать литературу: можно ли держать их вместе, Как правильно кормить их и как часто надо менять воду. 3. Купить корм для рыб. 4. Сажаем в аквариум водоросли, камни и потом заливаете водой и пускаете рыб. 3 часть (заключительная) Прошу детей сесть за столы. Подвожу итог, задаю обобщающие вопросы: « -чем аквариумные рыбки отличаются от водоемных рыб? (они маленькие, питаются кормом, и за ними ухаживает человек, а те рыбы, которые живут в водоемах, они питаются планктоном, водорослями). Показываю детям молчаливые загадки, и разгадываем их. Потом подходим к доске, где помещен лист формата А3, на котором будем рисовать все, что узнали и запомнили о рыбах. В центре листа рисую рыбу и от неё в разные стороны стрелки: 1.«Мы с вами выяснили, что разновидность бол. и мал. рыб много ?» Около одной стрелки рисую маленькую рыбку
2. «Что у рыб развито очень хорошо? (слух)» Рисую около другой стрелки ухо. 3.. «Чем питаются рыбы? (кормом)» Рисую около следующей стрелки корм. 4. Где живут рыбы? (в воде) 5. «Мы с вами наблюдали за рыбкой гуппи. Она какая по поведению? (быстрая , подвижный)» Рисую около стрелки бегущего человечка. Еще раз вместе с детьми, по нарисованной схеме, повторяю все, что узнали о рыбах. Заканчиваю занятие: «Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о рыбах и познакомились с аквариумной рыбкой. Как название рыбки с которой мы познакомились «Гуппи». Молодцы. Теперь вы знаете какие бывают рыбы по цвету, по величине и где они живут. На этом наше занятие закончено. |
Прогулка Беседа+ Наблюдение Дидактические- словесные игры(3) «Рыболовы» «Кто больше заметит небылиц» «Плавает – не плавает»* Словесно- дидактическая игра «Рыбка, рыбка - где живешь.» Подвижные игры «Рыбкины домишки» | Развивающие: -развивать произвольную память (использовать знания, полученные на занятии); -развивать воображение (представить, что аквариумные рыбка очутилась в реке); -развивать познавательный интерес; -закреплять умение составлять рассказа; -активизировать словарь детей; -закреплять умение слушать товарища. Образовательные: -уточнить знания о рыбах. Воспитательные: -воспитывать чувства доброты и отзывчивости по отношению к маленьким зверькам; -воспитывать культуру поведения. Развивающие: -развивать произвольную память (использовать знания, полученные на занятии); -развивать воображение; -развивать внимательность. Образовательные: -уточнить знания о рыбах.. Воспитательные: -воспитывать культуру поведения и умение играть в коллективе. Развивающие: -развивать произвольную память (использовать полученные на занятии знания); -развивать воображение. -развивать внимательность. Образовательные: -уточнить знания о рыбах. Воспитательные: -воспитывать культуру поведения и умение играть в коллективе. Развивающие: -развивать произвольную память (использовать полученные на занятиях знания); -развивать воображение; Образовательные: -уточнить знания о том, какие животные относятся к грызунам; Воспитательные: -воспитывать культуру поведения, желание и умение играть в коллективе. Развивающие: -развивать произвольную память (использовать полученные на занятиях знания); -развивать воображение; Образовательные: -уточнить знания о том, где живут рыбы; Воспитательные: -воспитывать культуру поведения, желание и умение играть в коллективе. Воспитательные задачи: - Приучать детей к правилам игры и честно Соблюдать их. - Образовательные: -закреплять знание о том, что кошка – враг рыбок. Развивающие: -развивать внимательность. | - | Провожу беседу: «Ребята, вы знаете, что относится к живой природе и не живой природе ? (животные, растения, человек) : (воздух, солнце, вода) К какой природе относятся рыбы? (к живой) Что было бы с аквариумной рыбкой , если бы он попала сейчас в реку? (ей было бы холодно, и ей нечего было есть, она бы замерзла) Кто стал бы ей другом? (другие рыбы) Кто стал бы ей врагом? (те рыбы, которые плавают в речке)». Провожу дидактическую – словесную игру «Рыболовы», Объясняю правила: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Рыболовы» Дети встают в шеренгу и каждый называет по одной рыбе, которую знает. Назвав правильно делает ход в перед и, , тот кто не знает делает шаг назад. Выигрывает тот, кто первым дойдет до линии. В конце игры провожу итог: «Самый ловкий рыболов сегодня оказался Артемий. Также меня порадовали Олеся и Катя. Остальным нужно быть внимательнее . Провожу словесно - дидактическую игру «Кто больше заметит небылиц», подстраивая ее под тему «Рыбы» «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше заметит небылиц» Я буду рассказывать вам рассказ, в котором будут ошибки. Когда вы услышите ошибку – поднимите руку, я вас спрошу, и вы ее назовете. Правило одно – нельзя выкрикивать ошибку, которую вы услышите» Начинаю игру, рассказываю: «Однажды аквариумная рыбка Гуппи встретилась со своим другом – злой акулой. Они вместе решили погулять по улице зимой. Но передумали т.к , на улице было холодно. Тогда Гуппи предложил акуле поесть чего-нибудь вкусного, например запеканку». Но акула не захотел. Акула сказал, Гуппи жить в море ей надоела, и она хочет немножко поиграть возле озера. Гуппи сказал я не люблю играть, а люблю сидеть около моря и смотреть в даль. Рыбки разошлись и каждая пошла своей дорогой. Во время игры слежу за выполнением правила. Как только увижу, что ребенок поднял руку, спрашиваю, какую он нашел ошибку и каков должен быть правильный ответ. За правильный ответ даю ребенку фишку. В конце игры даю оценку: «Лучше всех играла Варя , нашла все ошибки. Арсений – нашел много ошибок, но постоянно нарушал правило, поэтому ты сегодня слабоватый игрок, будь более сдержанным» Провожу словесно-дидактическую игру «Плавает – не плавает»* *Произвольная от игры: «Летает – не летает» Объясняю правила: «Сейчас мы поиграем в игру: Плавает – не плавает»«Сначала водящей буду я. Я буду называть рыб, если эта рыба то вы – вы хлопаете руками, а если нет, то приседаете». Провожу игру, слежу за соблюдением правил. После себя ведущим ставлю ребенка, который ошибался меньшее количество раз, следующего ведущего он выберет сам. В конце даю оценку: «В сегодняшней игре выиграли Аня и Палина, ни разу не ошиблись. Дина– ты слабовато играла, в следующий раз будь внимателен « Дидактическая игра «Рыбка, рыбка - где живешь.» Детям предлагаю по кругу рыбку, у кого оказалась на слово «живешь» должен назвать водоем ( в море, в океане, в озере в аквариуме) В конце игры даю оценку: «Лучше всех играла Даня, больше всех правильно отвечала на вопросы Маша .Остальным нужно быть немного внимательнее Провожу подвижную игру «Рыбкины домишки»: ** произвольная от игры «Мышкины-домишки» Говорю: «Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Рыбкины домики». Сейчас я вам напомню правила» Рассказываю детям правила игры. Дети становятся в круг и перед каждым ребенком лежит по одному колечку(это их домик). Тот кто остался без домика становится кошкой, которая живет внутри большого круга. Когда я говорю, рыбы можно выплыть из домика и поиграть в то время хитрая кошка убирает одно или два домика. Потом я говорю можно вернутся к домикам, у кого не хватает домика тот выбывает из игры. После того как кошка уберет 3-4 домика, кошка меняется на последнюю рыбку оставшеюся без домика. Продолжительность игры 5-7 минут .В конце игры оцениваю и хвалю вместе с детьми оставшихся рыбок , какие они ловкие. |
Приход с прогулки (подведение итога) | Развивающие: -развивать память (использовать полученные знания); -развивать воображение; -развивать познавательный интерес; -закреплять умение отвечать полным ответом. Образовательные: -закрепить имеющиеся знания, умения, навыки. Воспитательные: -воспитывать культуру поведения. | - фишки за правильный ответ | Пока дети накрывают на столы, провожу небольшую Викторину «Знатоки рыб» По которым выясним кто лучше освоил сегодняшнюю тему. Провожу опрос, задавая такие вопросы: 1.Кто такой карась, сом, гуппи, щука? (рыбы). 2. Назовите каких рыб вы знаете? 3. Что общее у всех рыб(они ) 4. Чем питаются рыбы в водоемах? (планктоном) , а в аквариуме?(кормом) 5. Как ухаживать за аквариумом? 6. Каких хищных рыб вы можете назвать? (акула, рыба-пила) 7. В природе рыбы живут как вместе или отдельно? (когда как могут и в месте, а могут и отдельно смотря, какая рыба.) 8. Назовите, чем отличаются аквариумные рыбки от хищных рыб? (аквариумные рыбки маленькие и питаются кормом, а хищники большие живут в водоемах и питаются водорослями или планктоном). В конце подвожу итоги: «Давайте посчитаем, у кого сколько фишек» Исходя из результатов, даю оценку: «У нас есть три победителя. Самый лучший знаток грызунов – Оля, набрала больше всех фишек – 4. У нее первое место. Второе место у Данилы – у него фишек 3. Третье место – Маша – 2 фишки. Поздравляем вас. Остальные все также молодцы, вам просто надо быть активнее». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...
Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...
Краткосрочный экологический проект "Такие разные рыбы"
Тип проекта: познавательно-игровой;Продолжительность проекта: 7 дней (12.03-18.03.2018);Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы компенсирующей направленности «...
Презентация на тему: Какие разные рыбы
Презентация рассчитана на детей 2-3 лет, с целью ознакомления с водными обитателями...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Конспектфронтального логопедического занятияв старшей группепо теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»...
Проект "Рыбы бывают разные"
проект"Рыбы бывают разные" для дошкольников среднего возраста...