Экологический проект в подготовительной группе «Бережное отношение к воде».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципального образования
Выселковский район
Экологический проект в подготовительной группе
«Бережное отношение к воде».
Подготовила:
Воспитатели
МАДОУ ДС № 30
«Колобок»
Сергеева Н. В.
Станица Выселки. 2018 г.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое направление мы выделили отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Бережное отношение к воде». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
-Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
-Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).
-Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
-Познакомить с круговоротом воды в природе.
-Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
-Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
-Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
-Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
-Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
-Развивать экологическую культуру.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
По составу – групповой.
По продолжительности - долгосрочный.
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Предполагаемый результат проекта:
Дети:
-Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
-Развитие социально-значимых качеств личности.
-Ответственное отношение детей к окружающей среде.
-Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
-Дети будут иметь достаточно представлений о воде.
-Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать.
-Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле.
-Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.
Родители:
-Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.
Педагоги:
-Повышают профессиональный уровень.
Формы обучения:
-Занятия
-Экскурсии
-Проведение акций
-Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, аппликация, лепка
-Чтение художественной литературы
-Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
-Игры: подвижные, дидактические, настольные
-Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
-Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
-Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
-Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
-Физ. минутки, подвижные игры и пальчиковые игры.
-Информационные листы для родителей
-Буклет «Бережное отношение к воде».
План реализации проекта:
Подготовительный этап проекта:
-Создание экспериментальной лаборатории в группе;
-Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -
водой;
-Подбор подвижных и речевых игр;
-Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Закружилась наша маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начали с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало нашим девизом, основой, на которой была построена вся наша деятельность.
Основной этап:
Цель: закрепление и углубление знаний о воде.
СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя. Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).
-Беседа: «Великая тайна воды».
-Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.
-Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк, река, озеро, море».
-Чтение художественной литературы: «Океаны и моря».
-Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
-Рассматривание картины И. Айвазовский «Черное море», В. Васнецов «Аленушка», И. Левитан «Озеро».
-Подвижная игра: «Море волнуется раз».
СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя. Тема: «Где мы встречаем воду, и какая она».
Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
-Беседа: «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».
- Наблюдение за «огородом» на подоконнике, уход за комнатными цветами.
-Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).
-Художественное творчество: Конструирование из бумаги «Корабли в море».
-Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. «Все мы моряки» М. Л. Лядовой, Сл. М. Садовского Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».
ОКТЯБРЬ 1-2. Тема: «Свойства и формы воды».
Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.
-Беседа: «Какая вода?»
-Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».
-Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Снегурочка», заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».
-Художественное творчество: Рисование «Море».
-Игры: «Тонет, не тонет».
ОКТЯБРЬ 3-4. Тема: «Свойства воды - вода растворитель».
Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
-Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
-Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».
-Чтение художественной литературы: Загадки и стихи о воде. Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
-Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография).
-Подвижная игра: «Удочка».
НОЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ. Тема: «Круговорот воды в природе»
Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
- Наблюдения на прогулках за дождем, ручейками, лужами.
-Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».
-Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», « Сосулька-лед».
-Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».
-Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки».
-Игры: «Времена года», «Сложи картинку».
НОЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ. Тема: «Жизнь в воде».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
-Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
-Опыты: Изготовление цветных льдинок. (дома)
-Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
-Художественное творчество: Рисование «Рыбы – обитатели водоёмов».
-Конструирование «Морские животные, водоплавающие птицы». (из геометрических фигур на плоскости)
-Оригами: рыбка, лодочка, лягушка, стаканчик для воды.
-Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки».
ДЕКАБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ. Тема: «Вода в жизни животных».
Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.
-Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
-Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства».
-Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».
-Художественное творчество: Листовки «Береги воду».
-Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».
-Игры: «Мемо».
ДЕКАБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ. Тема: «Вода в жизни человека».
Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
-Беседа: «Вода у нас дома», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».
-Опыты: «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
-Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
-Художественное творчество: Изготовление плаката «Где используют воду в д/c?»
-Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»
-Музыка: «Солнечная капель» м. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой
ЯНВАРЬ. Тема: «Берегите воду».
Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.
-Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.
-Опыты: «Мыльные пузыри».
-Чтение художественной литературы: В. Крупин «Живая вода». Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
-Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды.
-Составление памятки «Правила поведения на воде».
-Художественное творчество: Коллективная работа «Аквариум».
-Музыка: Разучивание песни «Капитошка».
-Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».
Работа с родителями:
-Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.
-Совместные экологические праздники.
-Создание газет с семейными историями.
-Информационная копилка: «Вода вокруг нас».
-Выставка детских работ.
-Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»
-Консультации для родителей: «Эксперимент в детском саду», «Развитие исследовательских навыков дошкольника».
Буклет «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Презентация проекта:
Представление результатов проекта в виде: выставки «Для чего нужна вода?», детских плакатов, фотографий, продуктов детского творчества, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ».
Заключительный этап проекта.
- Викторина «Праздник Нептуна». Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете, создать у детей радостное настроение; вызвать желание участвовать в викторине; показать огромное значение воды для всех живых существ; уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках; воспитывать бережное отношение к воде; развивать умения отгадывать загадки.
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Список литературы:
1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144
3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
5. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
6. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
7. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
8. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для подготовительной группы
Главное слово зимы проект...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-345989-1384783912.jpg)
Экологический проект в подготовительной группе "Сочиняем сказку"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к экологической культуре через пректный метод...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/09/picture-466589-1407577087.jpg)
Конспект образовательной деятельности - эксперимента по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада " Волшебница Вода".
Опыты - эксперименты с водой в подготовительной группе детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-547731-1602692695.jpg)
Экологическая викторина для подготовительной группы на тему: «ДЕНЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ»
Экологическая викторинадля подготовительной группына тему:«ДЕНЬ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-993209-1515750849.jpg)
Экологический проект в подготовительной группе «Мечтатель» «Вода – источник жизни»
АКТУАЛЬНОСТЬ Окружающие нас водоемы загрязняются людьми. Вода становится непригодной для жизни животных и растений, а также для использования ее человеком. ЦЕЛЬ ПРОЕ...