«Осень золотая. Волшебное путешествие в мир природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
«Осень золотая.
Волшебное путешествие в мир природы»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;
самостоятельно находить признаки осени;
воспитывать бережное отношение к растениям и животным;
развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.
Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.
Ход НОД.
Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?
- Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?
- Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.
- Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.
- Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)
На экране слайд с изображением осени.
Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!
На экране слайд-шоу с изображением осени.
- Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.
Один костер весь мир согревает. (Солнце)
На экране слайд с изображением солнца.
Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:
- Какое солнце было летом?
- Что стало с солнцем осенью?
- Почему солнце стало меньше греть?
- Какое солнце будет зимой?
- Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!
Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!
Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!
На экране слайд-шоу с изображением осени.
Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю намочил. (Дождь)
На экране слайд с изображением дождя.
Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:
- Какой бывает дождь?
- Какой дождь бывает летом?
- Какой дождь бывает осенью?
- Какой дождь бывает зимой?
Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.
Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке.
Он ладони вымыл листьям,
Птицам перышки почистил.
И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу,
И в испуге отскочил.
Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.
Вот закрыли небо тучи,
(дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий,
Долго дождик будет плакать,
(прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Разведет повсюду слякоть.
(приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
(идут по кругу, высоко поднимая колени)
Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.
Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)
На экране слайд с изображением листопада.
- А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».
А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:
- Почему листья желтеют и опадают?
- Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
- С чем можно сравнить осенние листочки?
- Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.
Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает
И летят листочки,
С веток на дорожки,
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем
И листочки соберем!
- Понравился вам листопад?
- Смотрите, к нам идет кто-то!
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
- Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.
- Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.
«В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»
На экране слайд с изображением рябины.
Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:
Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!
Лесовичок: А место для меня найдется?
Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.
На экране слайды с изображением осени.
Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.
Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?
- С чего начинается осень?
- Как изменяется долгота дня?
- Что приходит к нам с наступлением холодов?
- Что происходит, когда исчезают все насекомые?
- Что происходит с животными?
- Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?
- Молодцы, ребята! Все знаете.
Воспитатель: А что делают люди осенью?
- Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
Мы солили не от скуки,
Ох, устали наши руки!
Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень: "Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.
- Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.
Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.
Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.
Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?
- Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?
Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.
Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осень золотая" презентация, "Осень золотая" - сценарий
«Золотая осень»художественно-эстетическая гостиная для педагогов, детей, родителей...
Логоритмическое занятие в старшей группе на осеннюю тему "Волшебное путешествие" на татарском языке.
Өлкәннәр төркемендэ криотерапия элементлары кулланылган “Могҗизалы сәяхәт” исемле логоритмик шөгыль....
НОД «Осень золотая». Заполнение календаря природы
Совместная деятельность с детьми...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «ФЭМП» ,«Ознакомление с миром природы» Тема: «Волшебное путешествие по сказкам с Иванушкой» (средняя группа)
выявить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков....
Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»
Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...
Золотая волшебная осень!
Сценарий к осеннему празднику....
Сценарий осеннего развлечения «Волшебный сундучок Золотой Осени» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Сценарий осеннего развлечения "Волшебный сундучок Золотой Осени" для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет...