НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Наталья Геннадьевна Пермякова

Познавательно-исследовательская образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

«Зимующие птицы»

(Познавательно-исследовательская образовательная деятельность)

Задачи:

образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;

- дать представления о том, какую роль играют для птиц перья;

развивающие:

- развивать память, мышление, воображение у детей;

- развивать умение делать выводы, анализировать;

воспитательные:

- воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их;

- формировать экологическую культуру у детей;

- прививать любовь к природе, в частности к птицам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Материалы: иллюстрации с изображением птиц, две тарелочки синего и желтого цвета, разрезные картинки, атрибуты для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины, величины, цвета, ножницы, схема строения пера.

Ход НОД.

Воспитатель: Сегодня утро, когда я шла на работу, обратила внимание на кормушку на нашем участке. Кормушка была пуста. Я решила отнести кормушку в группу, почистить ее. За время, пока мы будем наводить порядок в кормушке, вы, ребята, рассортируете иллюстрации с изображением птиц на зимующих и перелетных. Вот у меня есть две тарелочки, синего и желтого цвета. Как вы думаете, зимующих птиц на тарелочку какого цвета будем складывать, а перелетных? Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет, а желтый?

Дети выполняют работу.

- А теперь назовите птиц с синей тарелочки. Почему они так называются?

- Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

- В чем сходство зимующих и перелетных птиц? (крылья, хвост, летают, клюют)

- В чем различие между ними? (оперение, величина клюва, лап)

Воспитатель: А сейчас поиграем в птичьи прятки. Я буду называть особенности птицы в двух словах, а вы образуете одно сложное слово – название птицы и после того как вы дадите правильный ответ, эта птичка появится на мольберте.

Речевая игра «Скажи одним словом»

  1. У этой птицы желтая грудка – желтогрудая синица
  2. У этой птицы черные крылья – чернокрылая ворона.
  3. У этой птицы красная грудка – красногрудый снегирь.
  4. У этой птицы белый бок – белобокая сорока.
  5. У этой птицы длинный хвост – длиннохвостая сорока.

Но это не все птицы. Неужели улетели? Поищите-ка наших потеряшек в группе. Ищем их только глазами. Молодцы, все птиц отыскали. Назовите их.

А теперь немного поиграем. Хотите? Подойдите ко мне, закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы. Я буду зачитывать текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом, и под музыку.

Звучит музыка, воспитатель зачитывает текст, дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри,

(Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.

( Показывают грудки)
Распустили перышки,

( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.

( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят,

(Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят.

(Бегут по кругу, взмахивая руками)
            Кыш! Кыш! За метелью, за метелью.

Улетели!

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

- Как вы думаете, зачем птицам перья? А с помощью чего птицы летают? Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Посмотрите, у меня два листа бумаги. Один лист я оставлю в таком виде, как он есть, а другой сомну в шар. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему вы так думаете? Проверяем!

Делаем вывод. Бумажный шарик падает очень быстро. Он маленький и похож на камень. А гладкий лист – медленно, он легкий широкий, падая, опирается на воздух, поэтому и падает медленнее, т.е. летит.

Даже маленькая птичка становится большой, широкой с раскрытыми крыльями и хвостом. При полете она так же, как и гладкий лист, опирается на воздух. Еще один пример – веер. Веер складывается и раскладывается. И крылья птицы раскладываются при взлете и складываются при посадке. На земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

- А хотите узнать, как устроено перо? Тогда пройдем в наш центр науки.

Работа за столами.

Воспитатель? Для начала, мы разомнем наши пальчики, чтобы все исследования они выполняли четко и правильно.

Птичка прилетела,

(Машем кистями рук.)

Головкой повертела.

(Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

(На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.)

Пёрышки встряхнула,

(Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.)

Быстро упорхнула.

(Машем кистями рук.)

Воспитатель: Рассмотрите перья. Какие они? Все ли они одинаковые?

Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья располагаются по краю крыла.

Потрогайте их. Какие они на ощупь?  (Обследуем пальчиками – плотное, жесткое). Легкое оно или тяжелое? (Дети сравнивают перо по весу с камнем).

Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась).

А почему перо такое легкое? (Потому что у него стержень пустой внутри). Проверим это. (Дети отрезают конец стержня и вставляют внутрь кусочек проволоки). Поэтому перья очень легкие.

Помашите пером. Что вы ощущаете? (Легкий поток воздуха, дуновение ветерка). Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы застегивая поверхность пера. А если они расцепляются, птица клювом соединяет их.

Дети рассматривают схему «Строение пера».

Какие еще перья лежат у вас на столе? (Маленькое, пушистое, стержень тонкий, волосинки между собой не сцеплены). Эти перья называются «пуховые».

Сравните пуховое перо с маховым. (Если провести по руке – прикосновение его очень нежное , легкое).

Для чего нужны такие перья птицам? (Эти перья сохраняют тепло. Находятся они на голове, крыльях, лапах).

Как вы думаете, у всех птиц перья одинаковые? (У водоплавающих перья не намокают. Потому что у этих птиц есть специальная жировая железа, и птицы сами, клювом, смазывают свои перья жиром).

 

(Брызгаем водой на воробьиное и гусиное перо).

А теперь проведем еще один эксперимент. В емкость с водой наливаем «нефть» - растительное масло, разведенное с чернилами. В эту жидкость опускаем перо и наблюдаем, что произойдет с ним. (Перо пропитывается этой липкой смесью, становится тяжелым, волоски слиплись).

Как вы думаете, что произойдет с такой птицей?

Чтобы этого не произошло, нужно беречь и охранять природу – не загрязнять водоемы.

Рефлексия. Довольны ли вы своей работой? Почему? Что узнали нового?

Мы так увлеклись исследованием пера, что совершенно забыли про кормушку. Мы ее почистили, а корму не насыпали. Я предлагаю тем детям, которым понравилось наше занятие, взять щепотку корма и насыпать его в кормушку. А те, которым не понравилось, ничего сыпать не будут. Сейчас мы пойдем на прогулку и повесим кормушку с кормом на прежнее место.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной группе "Зимующие птицы"

 Цели:Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»).Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.Воспитывать аккуратность в склад...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

Используя алгоритмы отгадывания загадок и таблицы - опоры, можно научить  детей не только отгадывать, но сочинять собственные загадки....

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...