Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами ТРИЗ "В поисках приключений"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Максименко Татьяна Олеговна

Конспект разработан с элементами ТРИЗ: моделирование маленькими человечками, метод гирлянд и ассоциаций, цветовая аналогия. Данный материал рекомендую тем, кто использует в своей практике ТРИЗ-технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_priklyucheniy.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Максименко Татьяна Олеговна,

воспитатель,

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

Конспект НОД  по познавательному развитию  в подготовительной группе

с элементами ТРИЗ

Тема: «В поисках приключений»

        Задачи: дать представление о пустыне (особенности климата, растительный и животный мир ). Развивать практическое и умственное детское экспериментирование. Упражнять в умении устанавливать взаимосвязи, делать выводы и умозаключения. Активизировать и обогащать словарь детей (верблюд, верблюжья колючка, тушканчик, пустыня, варан, барханы, саксаул, вельвичия, жук-чернотелка и т.д.). Развивать речь, творческое воображение, способность мыслить ассоциациями, формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении модели  песка (ММЧ ).

Ход:

        Звучит  музыкальная заставка к передаче «В поисках приключений». Взрослый и дети в одежде путешественников с фотоаппаратами.

- Уважаемые телезрители! В эфире передача «В поисках приключений», и сегодня мы отправляемся на  поиски интересного в пустыню. Итак, что же такое пустыня? Где она находится? Как образуются барханы? И многое другое вы увидите сегодня в нашем выпуске.

        Работа с глобусом.

- Посмотрите, желтым цветом в точку обозначена зона пустыни Сахара. Туда мы и отправляемся. Что нам необходимо взять с собой? (воду) Почему?

(звучит мелодия «Пустыня»). Закройте глаза, откройте. Мы в пустыне. Наша экспедиция отправляется в путь. (далее постоянное перемещение по центрам совместной деятельности, дети периодически «фотографируют»).

        Метод гирлянд и ассоциаций «Пустыня»

- Ребята, какие слова  приходят на ум, когда мы слышим слово «пустыня»?

Пустыня - пусто, жарко, желтый песок, солнце, кактусы, верблюд и т.д.

- Пустыню всегда обозначают желтым цветом. Как вы думаете, почему?

        Опыт «Свойства песка»

- Я предлагаю вам через лупу обследовать горсть песка. Что вы можете сказать? Как выглядит песок? (рассыпчатый, сухой, желтоватый, …)

- Пощупайте, поводите пальцем по песку. Что вы можете сказать? (шероховатый, прощупываются песчинки)

- Возьмем горсть песка и начнем сыпать струйкой. Ваши ощущения?

Как нитка золотая у вас из кулака

Бежит струя густая прохладного песка.

- Какой вывод мы сделаем? Какими свойствами обладает песок? (песок сухой, сыпучий, песчинки легко отделяются друг от друга, …)

         ММЧ (моделирование маленькими человечками)

- Представим, что 1 песчинка – это маленький желтый человечек. Как можно изобразить  пустыню, сухой песок? (зарисовка человечков  врассыпную).

        Опыт «Песчаный конус»

- Посмотрите, я буду выпускать песок струйкой так, чтобы он падал в одно место. Что мы наблюдаем? (постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания).

- Что происходит с песком?(если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом, возникают сплывы, песок  течет, как река)

- Какой вывод можем сделать? (песок движется)

-Да, ребята, так в пустыне песок под влиянием ветра образует барханы.

       Просмотр презентации (мультимедийный экран, музыкальный фон)

- Пустыня – это желтое и голубое. Голубое вверху – небо, желтое - внизу, вокруг, сколько видит глаз и еще дальше…песок. Сугробы золотистого песка – барханы. Дождь выпадает 1 раз в несколько лет, поэтому очень немногие растения могут выжить в условиях пустыни.

- Рассмотрите верблюжью колючку. Как вы думаете, как она  приспособилась  к условиям жизни в пустыне? С помощью чего добывает себе воду? (корни очень длинные, уходят вглубь, таким образом, она достает воду из подземных источников, а колючки не дают испаряться влаге).

- Точно также воду добывает  дерево саксаул. Опишите его внешний вид.

- А сейчас мы увидим еще одно чудо-растение-вельвичия. На что похож ствол этого растения? В нем она накапливает воду.

- Как же добывает вельвичия себе воду? За счет чего? (длинный корень)

-У вельвичии за всю жизнь вырастает только два длинных кожистых листа. Жаркий и сухой ветер рвет и треплет концы листьев, которые превращаются в лохмотья и становятся похожи на ленты.

Игра-имитация «Вельвичия»

-Превратимся в  большую вельвичию: я – ствол, а вы разбейтесь на два листа.

Вельвичия – ну, просто чудо, красота,

Ствол, как пень и два листа.

А ветер носит тучи горячего песка

И трепет, рвет в лохмотья два кожистых листа.

- Не проходите мимо еще одного чудо - растения пустыни. Как оно называется? (кактус). Да, в каждом доме есть комнатное растение – кактус. Но не все знают, что кактусы – растения пустыни. В пустынях кактусы вырастают до гигантских размеров.

- Опишите кактус. Почему у него отсутствуют листья? Во что они превратились?

Развивающая игра «Прятки с животными пустыни»

- В пустыне нередко можно видеть  различные картинки – это мираж. Вот и сейчас я вижу не животных, а  геометрические фигуры. А вы? (изображения  животных  закрыты фигурами соответствующего цвета, но  существенные  особенности внешнего вида не закрыты). Давайте развеем мираж.

- Как вы думаете, какой зверь спрятался за этой геометрической фигурой? (Дети отвечают сложноподчиненными предложениями. Например, за коричневым прямоугольником  спрятался верблюд, потому что только у верблюда есть горбы.)

Выступление ребенка с  мини - рассказом о верблюде (интересные факты).

(Аналогичная работа: тушканчик, жук-чернотелка)

Итог- Вот и подошла наша экспедиция к концу. Пора возвращаться в студию (звучит мелодия «Пустыня»). Закройте глаза, откройте. Уважаемые телезрители, на сегодня все, присылайте нам самые интересные фотографии обитателей пустыни.

Продуктивная деятельность.

- Я  предлагаю  сделать фотографии: что вам больше всего понравилось, запомнилось о животном и растительном мире пустыни.

Рисование восковыми  карандашами, выставка-любование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная бумага» с элементами экспериментирования.

Цель: развитие познавательной  и исследовательской активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Обучающие:- познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изгот...

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами экспериментирования. «Знакомимся со своим организмом»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами экспериментирования.«Знакомимся со своим организмом»...

конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами ТРИЗ "В поисках приключений"

конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе с элементами ТРИЗ "В поисках приключений"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ». (ФЭМП)

Тип ОД: обобщающее.Направление: познавательное развитие (ФЭМП)Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Форма ...