Жить нельзя нам без воды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_nsport-zhit_nelzya_nam_bez_vody.docx | 344.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид: познавательное развитие
Тема: «Жить нельзя нам без воды»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Программное содержание:
Задачи:
Воспитательные:
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Образовательные:
1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лёд – это тоже вода в твёрдом состоянии.
4. Прививать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, круговорот, прозрачная, бесцветная, воронка, фильтр, речной песок, сахарный песок, лёд, опыт.
Демонстрационный материал: Схема «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к игре «Кому нужна вода»: птиц, рыб, насекомых, животных, растений и т.д.;бутылка с грязной водой; воронка; марля или вата.
Раздаточный материал: стаканы с водой, миски, сахарный песок, речной песок, кусочки льда, салфетки, стаканы с молоком, камешки, краски, кисточки.
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия:
С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
1 часть.
Воспитатель: А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет. (Вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. (воды)
Воспитатель: О чем все эти загадки?
Дети: О воде.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами - о её Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
Ребята, а давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете?
Дети: Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
У воды нет вкуса и запаха.
Воспитатель: Сегодня на занятие я пригласила интересную гостью.
Дети, встречайте…(Входит Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!
Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
Воспитатель: Ребята, а где у нас в детском саду могут жить капельки?
Ответы детей: в кране, в лейке, в стакане….
Воспитатель: А сейчас посмотрите на эту схему внимательно, я вам расскажу о круговороте воды в природе (Рассказ воспитателя).
Игра «Кому нужна вода?»
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, я буду мама Тучка, а вы мои детки Капельки, и вам пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети встают, приподнимая руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
2 часть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
( Присаживаются за столы.)
1 опыт.
Воспитатель: Ребята перед вами 2 стакана с чистой водой и 2 миски. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их добавим в воду.
- В один стакан насыпьте ложку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: Сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стакан насыпьте ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, ребята! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
2 опыт.
Воспитатель: Дети, закройте глаза ( по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
Что вы почувствовали?
Дети: Холод.
Воспитатель: Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
Дети: Чем-то мокрым, холодным (льдом).
Воспитатель: Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
Дети: Лед начинает таять. Лед превращается в воду.
Воспитатель: Так что же такое лед?
Дети: Лед – это вода в твердом состоянии.
Воспитатель: В каком состоянии может быть вода?
Дети: Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воспитатель: Возьмите салфетки и протрите руки.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо- плохо»
Встаем в круг . Я вам буду кидать мячик и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? Или
Вода – это плохо. Почему?
3 опыт.
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
Подвиньте к себе поближе 2 стакана: один с водой, другой с молоком.
Поместите в оба стакана по камешку. В каком из стаканов камешки видны, а в каком нет?
Дети: В стакане с молоком камешка не видно, а в стакане с водой камешек виден.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: В стакане с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
Изменила вода свой цвет или нет?
Дети: Да.
Воспитатель: Какого цвета стала вода у Даши, Ромы, Дамира ?
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: Вода может менять свой цвет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
Воспитатель: Капелька, а что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
Воспитатель: Ребята, а нам можно пить такую воду пить?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может, вы мне посоветуете?
Воспитатель: Ребята, поможем Капельке очиститься? А вы знаете, что это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода очищается.
Воспитатель: Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистая и прозрачная.
Воспитатель: Куда делась грязь?
Дети: Вся грязь осталась на фильтре.
Воспитатель: Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Ребята, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
Воспитатель: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Список использованной литературы:
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Издание-3. - М.: Синтез, 2012.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: ВАКО, 2007.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2002.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"
Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды" для знакомства детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды....
Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"
Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды" для знакомства детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды....
Образовательное мероприятие "Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды"
Данное образовательное мероприятие поможет педагогам закрепить занания детей старшего дошкольного возраста о свойствах, пользе воды....
Проект "Жить нельзя нам без воды"
Проект по ознакомлению детй с окружающи м мирои.Опыты и экспериментирование с водой....
"Жить нельзя нам без воды"
Летний проект для 1мл. группы....
"Жить нельзя нам без воды"
Летний проект для 1 мл. группы....
Познавательно-исследовательский проект «Жить нельзя нам без воды»
Актуальность: Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким и доступным является вода, поэтому объектом исследования мы выбрали воду. Набл...