Опытническая деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Носкова Жанна Владимировна

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать новое, понять непонятное. Необходимо помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytnicheskaya_deyatelnost_v_dou.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Опытническая деятельность в ДОУ

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических явлениях). Предмет ознакомления предстает во множестве проявлений и обилии признаков, поскольку законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают свое влияние на любую деятельность человека. Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка.

Воспитывая ребенка нельзя ограничиваться традиционным интересом его к диким и домашним животным, к растениям и т.п., необходимо заботиться о развитии интереса и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать новое, понять непонятное. Необходимо помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление о внешних свойствах явлений неживой природы, так и некоторых внутренних связях и отношениях.

Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основной для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений, свойств с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

Знакомство дошкольников с явлениями неживой природы должно отличаться по содержанию и методам от школьного обучения. Прежде всего детей необходимо знакомить с теми фактами действительности, которые так или иначе попадают в поле их зрения в быту. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребенка и проводиться в увлекательной форме. Введение в неживой мир природы должно происходить без сообщения ему каких-либо законов в формализованном виде, без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления лежали действия ребенка с реальными компонентами явления. Иными словами, материальные объекты, их свойства и отношения должны находиться в пределах поля зрения ребенка, должны быть связаны с его целенаправленной деятельностью.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды, способствующей развитию активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Сформировать определенную сумму естественнонаучных знаний позволяет включение в образовательный процесс ДОУ специально организованных познавательных занятий с детьми. Так, в детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они  знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи ( огонь-это тепло, это жизнь и огонь - это уничтожение всего живого). Усвоение детьми представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т.д.

Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития. В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, З.П. Плохий). Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности.

Знакомить детей с физическими свойствами окружающего мира необходимо совместно с родителями. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ». Воспитатели рассказывают родителям о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях. Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами ( Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность, экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. Проделывая эту работу, ребенок научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

И в заключении хочется добавить, что критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная  деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...

Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период

Опыт 1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда". Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой. Налить в стакан во...

Опытническая деятельность в ДОУ

Опытническая деятельность...

Конспект "Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период"

конспект содержит перечень опытов с водой, песком и воздухом. дается краткое описание опыта и необходимый материал....

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

Опытническая деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...